Методы изложения информации :дедуктивный, индуктивный, метод аналогии, концентрический и ступенчатый



Индуктивный метод — изложение материала от част­ного к общему. Выступающий начинает речь с конкретно­го случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то по­ложения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучше­му пониманию излагаемого материала, помогает восприя­тию основных идей.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Высту­пающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение од­ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Элокуция» как система тропов и фигур

Элокуция (украшение) – это третий этап работы над речью. Содержание речи уже определено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только «навести необходимый блеск». Понятие «фигура речи».Давно замечено, что в процессе убеждения «все мы манипулируем языком, причём делаем это постоянно. Хотим мы этого или нет, любое наше взаимодействие политично». В этой связи американский ритор Роберт

Майер рекомендует: «Вслушивайся в скрытые смыслы слов. Только человек глуповатый слышит лишь то, что он слышит».Однако чтобы выполнять это предписание, следует разбираться в теории фигур и тропов.В риторике с ранних этапов её развития особое внимание уделялось средствам, которые позволяют сделать речь красивой. Нередко специалисты по риторике вообще рассматривают свою дисциплину как учение о средствах украшения. Здесь не будет лишним напомнить о том, что риторику на протяжении её многовековой истории определяли не только как искусство убеждать (Аристотель) или как искусство хорошо говорить (Квинтилиан), но и рассматривалась в эпоху Возрождения как искусство украшения речи. Исключением не являются и некоторые современные работы.Тропом называют слова и выражения, употреблённые в переносном значении. Переносные значения всегда изобретаются говорящим, всегда оригинальны и новы, поскольку они отклоняются от принятого употребления слов; некоторые из них закрепляются в языке, становятся всеобщим достоянием. Примером тропеического употребления второго рода может служить слова фазенда, при помощи которого не так давно называли обычные дачи или земельные участки.Т.е. любой троп – это употребление выражения, при котором для явления подыскивается новое имя.Фигуры – это особые способы организации высказываний. Если сущность тропа тесно связана с означающим и означаемым, то фигуры касаются прежде всего означающих, то есть самих слов и выражений, и их организации.

Неориторика 21 века

Неорито́рика (но́ваярито́рика) — современная философская и филологическая теория. Прежде всего к ней относят риторику литературы.

Неориторика сформировалась главным образом под влиянием методологии структурализма в антропологии (К. Леви-Строс), языкознании (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон), семиотике (Л. Ельмслев), в полемике с традициями культурно-исторической школы и эстетикой экзистенциализма. Важнейшей предпосылкой неориторики стала риторическая теория диалога М. М. Бахтина, в наиболее содержательной форме объяснившего понятие риторики литературного произведения.Наиболее общие теоретические принципы неориторики («новой критики способности суждения») сформулированы Р. Бартом. Её внимание сосредоточено на проблемах структурно-риторического строения произведений (Р. Барт), риторики повествования и сюжетосложения (А. Ж. Греймас, Ж. Женетт, К. Бремон), риторических особенностях поэтической речи (Ц. Тодоров). Делались попытки применить понятия, выработанные в генеративной лингвистике Н. Хомского, к анализу литературных текстов (Ю. Кристева). ДеконструктивизмЖ. Деррида вплотную подошел к идее онтологической природы риторики — идее гипертекстуальнойриторизации. В работах С. С. Аверинцева, посвященных речевым практикам византийской культуры, было сформировано понятие «риторики культуры».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 939; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!