Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве



 

Садово-парковое искусство Китая

 

Природа в Китае рассматривается как обитель богов. Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X–XII вв. и вновь в XIII–XIV вв. Император Цин Шихуанди владел огромным парком. Император Ву-ди (140–87 гг. до н. э.) создал сад с гротами, ручьями, дорожками. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению:

- устрашающие (темные рощи, нависшие скалы, грохочущая вода горных рек и т. д.);

- смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения);

- идиллические (спокойная гладь воды, остров, пагода).

Общие черты всех садов: больших (на севере) и малых (на юге):

- неотъемлемая часть, центр композиции, водоем 30–70%, около водоема находится – архитектурное ядро;

- водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении;

-  фигурные проемы в стенах, так называемые «проникающие окна»;

- сооружения имеют яркую окраску;

- поэтические названия, настраивающие на определенное восприятие картин природы;

- ассортимент богат: сосны, можжевельники, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; красивоцветущие растения: камелии, азалии, рододендроны,цветы: пионы, хризантемы, лотосы, ирисы;

-  камень-произведение искусства.

Пример: сад Лю в Сучэкоу – сад ученых (XVI–XVII вв.), система из трех садов со свободной планировкой.

Типы китайских садов:

- при императорских дворцах;

- при императорских гробницах;

- при храмах;

- сады естественных пейзажей;

- домашние сады;

- сады ученых или литературные сады.

  Садово-парковое искусство Китая резко отличается от садово-паркового искусства Индии, Персии и др. стран Востока по следующим основным аспектам:

1. Сложный рельеф и контрасты. Холмы, скалы, овраги сменялись открытыми долинами и лугами. Темные хвойные леса сменялись открытыми солнечными полянами с цветами, скалы сменялись спокойными ручьями.

2. Пейзажи, создающие настроение меланхолии, радости, ликования сменялись контрастными решениями планировки.

3. Звуковые эффекты: бушующий ветер, эхо, пение птиц, шум воды.

4. Насыщенность парка сооружениями: павильоны, киоски, мостики, аркады.

5. Разнообразие садов, большие императорские сады и миниатюрные садики при долинах;

6. Планировка по кривой, без строгих осей.

     Парк Ихэюань «Парк безмятежного отдыха» в Пекине создан в 330 г.н.э., 8 веков пополнялся дворцовыми постройками (см.рис. 16). Парк включает три сада: Сад Вечной любви, сад Круглого света, сад Десятитысячной весны. Площадь парка составляла 400 га, на территории парка располагалось свыше 140 архитектурных ансамблей: изумительные сады с прудами, искусственными холмами, пещерами, мостами, стенами, вековыми деревьями. Сейчас площадь парка – 270 га, три четвертых площади парка занимает озеро Куньминху. Галерея длиной 819 м, как бордюром окаймляет озеро. Небольшие горы, высотой 3–5 м, маскируют границу участка, извилистые тропы создают иллюзию большого и разнообразного пространства, большое внимание уделено одиночным посадкам, много хвойных и плодовых деревьев: слива, абрикос, персики. В парке нет рядовых посадок, живых изгородей, больших полян с газонами и партерами, мало цветов, лишь лотос в водоеме и хризантемы в керамических вазах. Декоративное замощение – своеобразный ориентир в маршрутах парка, Покрытие дорожек: кирпич, галька, плитка. Скульптур очень мало, все они изображают животных и птиц (бронзовые драконы, птицы, каменные черепахи), обелиски украшают площади центральных ассамблей, роль скульптуры выполняют декоративные камни, собранные в специальные композиции. Извилистые, гибкие парковые аллеи оформляются большим количеством декоративных элементов. Для мощения применяются цветные камни, мраморные плиты, мозаика, на дорожках выполняются рисунки птиц и животных. Малый сад: в центре водоем или холм, вокруг павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции, неожиданно открывающиеся перспективы.

Император Хюи Цанг в своем парке развлечений Кен Уи собирал красивые отшлифованные водой камни, сады были монументальными и миниатюрными, как «лоб кошки». Китай – горная страна: в парках создают искусственный рельеф: искусственные скала причудливых очертаний, наиболее популярные растения: бамбук, слива, сосна.

 Парк Бейхай (северное море, площадью 104 га) являлся императорским садом на о. Цюндао. Парковые сооружения: белая пагода, беседка пяти драконов, терем Десяти тысяч Будд, зал журчания воды, храм вечного спокойствия. 

     Садово-парковое искусство Китая оказывает влияние на Европу, оно поразило путешественников, о чем говорят описания «Сад садов» – в статье Чемберса «Восточное садовое искусство» (1747 г.), и книги на тему «англо-китайского» стиля (1770–1787 гг.).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 660; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!