Садово-парковое искусство Древнего Египта



Введение

 

Искусство создавать сады возникло одновременно с архитектурой и связано с оседлостью народа. Сад есть синоним рая, место, отделенное от остального мира, предназначенное для избранных. Сад – идеальное место для человека. Садово-парковое (ландшафтное) искусство – один из видов творческой деятельности (таких, как живопись, музыка, скульптура), относящееся к пространственным видам искусств, призванное организовывать пространство средствами природных и искусственных компонентов. Садово-парковое (ландшафтное) искусство есть попытка создания человеком некого счастливого окружения. Материалом для работы зодчего служат не только деревья, кустарники и цветы, но и все другие виды искусств и частично природа за пределами сада. Например, небо, видимое в пейзажной картине то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями. Задача садово-паркового искусства состоит в композиционном объединении элементов природы и художественного творчества в единое гармоничное целое.

 Сад (парк) всегда выражает некоторую философию, эстетические представления о мире, отношение человека к природе. Сад – это микромир в идеальном его выражении. Садом или парком называют земельный участок с естественными или искусственными насаждениями, с дорогами, аллеями, тропинками, водоемами, художественно организованным рельефом, с различным оборудованием в соответствии с назначением парка. Сад есть более или менее умелый переход от жестких строгих линий зданий к неограниченной свободе окружающей природы, а достигается этот переход при помощи элементов, заимствованных у мира природы и смешанных с элементами архитектуры.

Основные отличия садово-паркового искусства от других видов искусств:

1. Садово-парковое искусство оказывает комплексное воздействие на всю сенсорную сферу человека (зрение, осязание, обоняние, слух).

2. Садово-парковое искусство – единственный вид искусства, оперирую-

щий мертвыми (инертными) материалами и живыми материалами, изменяю- щимися во времени и в пространстве, как все явления природы.

3. Полный расцвет объекта садово-паркового искусства наступает через пятьдесят лет после создания, в отличие от объекта архитектуры, имеющего наибольшую стоимость сразу после окончания строительства. Парк развивается во времени и по истечении длительного времени приобретает все большую ценность.

4. Пространственная композиция является основой произведения садово-паркового искусства, она определяет смысловые связи периферии и центра, принципы членения пространства, доминанты, акценты, оси, фон парковой композиции.

5. Произведения ландшафтной архитектуры воспринимаются человеком под воздействием пространственно-временных эффектов (освещения, колори-

 

стического состава насаждений, колебаний ветра, осадков, времени суток, сезо- на).

6. Парк воспринимается посетителем в движении, при этом происходит наложение впечатлений во времени. В этом садово-парковое искусство напоминает градостроительное искусство.

7. «Сад звучит, пока его играют» (как музыкальное произведение). Данное выражение имеет два смысла. С одной стороны, сад живет, пока за ним осуществляется уход, а с другой стороны – садово-парковое искусство можно рассматривать в качестве «музыки для глаз» (по Гонзаго).

 

Регулярноестилевое направление  

 

Садово-парковое искусство Древнего мира

Садово-парковое искусство Древней Персии

 

С 588 по 323 гг. до н.э. в Персии правила династия Ахеменидов. Основатель династии Кир I был первым персидским садоводом. Он разработал планировку сада типа Чар-Баг (Чор-бак), легшего в основу персидских садов.

В Персии существовал культ цветов, а страну называли «Гюлистан», что означает – страна роз. Столица Персии город Суза означает название цветка–Лилия. В Персии не существовало понятие – жилище. И дом, и сад называют одним словом «парадиз». Парадиз ограждался кирпичной оградой и представлял собой прямоугольник с взаимно пересекающимися каналами, наполненными водой выше уровня посадок. В прямоугольниках между каналами высаживались цветы: розы, лилии, тюльпаны, маки, а также деревья – кипарис, персик (см. рис.1).

 

Садово-парковое искусство Древнего Египта

Сады Египта равнинные, по стилю регулярные, прямоугольные в плане. Они имели высокое ограждение из камня, ворота фланкировались обелисками. В планировке четко прослеживался принцип симметрии. Здание было расположено на оси симметрии, в глубине сада, и имело второстепенное значение по сравнению с пространством перед ним, перекрытым перголами, увитыми виноградом. Сад разделялся на прямоугольные участки каменными стенами, системой каналов, регулярными насаждениями из пальм, фиговых и гранатовых деревьев (см. рис. 2).

Типы озелененных пространств, характерных для Древнего Египта:

- сады при храмах, дворцах и жилых зданиях;

- священные рощи;

- озелененные улицы

Ассортимент растений: тамариск, в аллейных посадках - финиковые пальмы, травянистые и красиво цветущие растения – тростник, папирус, лотос.

Общие характерные черты садово-паркового искусства Древнего Египта:

- канонизированный принцип симметрии;

- органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций;

- использование законов метра и ритма;

- формирование замкнутых композиций;

- активное применение ограждающих наружных и внутренних стен;

- использование экзотов в ассортименте древесных растений;

- водоемы – неотъемлемая часть сада;

- применение аллейных и рядовых посадок.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!