Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии



Ярким образцом садово-паркового искусства Ассиро-Вавилонии являются Висячие сады Семирамиды (605-562 гг. до н. э.), которые считались седьмым чудом света. Сады примыкали к углу городских стен в виде 4-ступенчатых уменьшающихся к верху террас. На 1-й и 2-й нижних террасах насыпался слой земли толщиной 2 метра. На последующих, 3-й и 4-й, укладывался один метр плодородного грунта. Высота помещений 1-го этажа составляла 8 метров,  2-го этажа – 13 метров. На нижних двух террасах росли деревья, на верхних – кустарники и цветы. Террасы поддерживались массивными столбами, на которые были уложены каменные плиты, залитые свинцом, затем укладывался слой тростника, пропитанный битумом, и, наконец, двойной слой кирпичей, на который и насыпалась почва. Под террасами располагались роскошные покои, освещавшиеся верхним светом (см. рис.3).

Вторым примером является Парк Саргона II (VIII век до н. э.). Парк создавался на склоне каменной горы. В скале были выдолблены круглые ямы, уходящие в глубь скалы на 1,5 метра. В ямы были высажены кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавры, самшит и плодовые деревья, привезенные из других стран.

Садово-парковое искусство Античной Греции

   

 В мифологии Греции искусство создания садов было связано. С шумом дубовых рощ ассоциировались предсказания будущего. Считалось, что листья дуба наделены могуществом вещего слова, роза возникла из пены вместе с богиней Афродитой, белая лилия родилась из капли молока матери богов Геры. Эмблемой города Афины считалась фиалка - символ смерти и оживающей весной вечной природы.

 Для прогулок использовались холмы, покрытые рощами. Рощи насаждались из одного вида деревьев: кедра или оливы. В центре рощи располагался источник. Из тополей и ильмов создавали тенистые променады (прогулочные аллеи). Известен случай, когда на палубе корабля был создан сад (корабль Гиеорона). Города украшали садами и парками. Для украшения городов использовали липу, самшит, плющ. Озеленялась афинская агора. В период военных походов Александра Македонского велась работа по акклиматизации растений, привезенных в Грецию из побежденных стран.

Типы озелененных пространств, характерных для Античной Греции:

1. Плодовый сад загородного типа (частновладельческий утилитарный сад).
2. Священные мемориальные рощи вокруг храмов, посвященные герою- «герооны». 3. Небольшие общественные садики, посвященные Адонису.
4. Философские сады - школы, например, парк Академии в Афинах, где
собиралась школа Платона в IV веке до н. э.  5. Озеленение общественных территорий (улиц, агор, в том числе Акрополя в Афинах и т.п.). 6. Некрополи. 7. Придомовые сады. 8. Сады – «гимнасии», в виде террасс бассейнами для плавания, со стадионами, портиками, прообразы будущих спортивных парков.

Новые элементы в композиции сада по сравнению с садами Древнего Египта:

-  более свободная композиция, декоративность, обилие украшений, витые лестницы;

-  более разнообразный ассортимент растений, применяемых для озеленения – дуб (вечнозеленый), сосны, кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр,  мирт;

-  значительное разнообразие в типах садов;

-  ордерная система и пропорционирования – основа постоения  композиции.

Садово-парковое искусство Древнего Рима

 

На Аппенинском полуострове естественно произрастают различные виды деревьев: несколько видов сосен, дубов, кипарисы, платаны, земляничные деревья, тополя, каштаны, гранаты, маслины, плодовые. Распространены также древесно-кустарниковые растения, хорошо поддающиеся стрижке (буксус, лавр, мирт). Разнообразен ассортимент цветочных растений. Поэтому Римские сады-виллы очень красочны. Для украшения используют цветы: лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.

К I в.н.э. в Риме сформировались следующие типы садов:

1. Священные рощи (источник, небольшой храм, часовня или алтарь).

2. Городские общественные сады при общественных сооружениях с аллеями, крытыми галереями, с нишами для отдыха и скульптурой.

3. Городские частновладельческие сады связаные с атриумно-перистильным типом жилого дома.

 Сад-перистиль – внутренний двор прямоугольной формы в плане, окружен колоннадой, оформлен скульптурой, кустарником, цветами. В центре сада обычно расположен водоем. Стены расписывались изображениями растений.

 4. Сады при виллах и дворцах. Располагались они, как правило, на террасированных склонах, соединенных лестницами, украшались цветами, скульптурой, разнообразными архитектурными сооружениями.

5. Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера перед зданием.

6. Сад-ипподром - прямоугольник в плане с одним закругленным концом.

Сад-ипподром представляет собой открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора. Пример – вилла «Тибуртина»  в окрестностях Рима (117–138 гг. н. э.).

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

- совершенствование композиционных приемов античной Греции;

- формирование новых приемов садового искусства: фигурная стрижка, использование скульптуры, пергол, аллей;

- создание новых типов садов: общественные сады, сад-перистиль, сад-ипподром, сады при вилах;

- отсутствие единства в общей композиции сада.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!