Образ русской северной природы в Павловском парке



 

Парк строился  50 лет, с 1777 по 1824 г.г. Площадь парка 543 га. Он расположен недалеко от   Санкт Петербурга. Парк являлся резиденцией Павла I и его супруги Марии Федоровны.

Первый период (1780–1786) формирования парка был связан с архитектором Чарльзом Камероном. Ему удалось подчинить русский лес своим творческим замыслам и после тщательно проверенных расчётов заложить главные артерии дорог, аллей, тропинок, выделить места для рощ и полян. Нарядные цветники, аналогичные цветникам голландских садов, вошли в оформление Центрального района парка – Вольерного участка и Собственного садика, над планировкой которых Ч. Камерон работал вместе с художником Ф. Виолье. Чарльзом Камероном построены павильоны: Храм Дружбы, Вольер, Молочня, Колоннада Аполлона; проложены Тройная липовая аллея и узкие тропинки, придающие своеобразие пейзажу Центрального района; сооружены мосты через реку Славянку. Подлинной жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец, который построен на высоком холме и виден из самых отдалённых районов парка, обелиск – в честь основания Павловска и заложены основы планировки районов Большая звезда и Белая берёза.      

Второй период в истории парка связан с творчеством итальянского архитектора В. Бренны. Он работал в 90-е годы ХVIII века и создал удивительные по красоте и своеобразию районы Старой и Новой Сильвии. В пейзажные районы Старой Сильвии В.Бренна включил бронзовую скульптуру, в Центральном, или Придворцовом, районе распланировал участок Больших кругов, украсив его мраморной скульптурой и цветочными бордюрами; построил большую каменную лестницу, получившую название Итальянской, и оформил оба берега реки Славянки от Висконтиева моста до Пиль-башенного, объединив их Зелёным и Каменным Амфитеатрами. Павильон «Пиль-башня», Руинный каскад и лесенки, ведущие к нему, трельяж и мост у северного корпуса дворца, мост с кентаврами и Каменная лестница (спуск к Мариентальскому пруду), Театральные ворота и другие сооружения Павловского парка, построенные по проектам В. Бренны, сделали пейзажи более разнообразными и поэтичными. В 1796 году Павловск – до этого времени усадьба наследника – стал собственностью императора, по приказу которого в 1796–1799 годах В. Бренна увеличивает дворец в объёмах, сделав двухъярусными галереи, соединившие Главный корпус дворца с симметрично расположенными квадратными корпусами, и надстроив эти корпуса до двух этажей.

Третий период, занимает почти всю первую четверть ХIХ века. В это время над завершением художественного образа Павловского парка и интерьеров дворца работали три крупнейших мастера – архитекторы А. Воронихин, К. Росси и художник-декоратор П. Гонзаго. В самом начале ХIХ века (1800–1801 гг.) в Павловске вновь работает Ч. Камерон, по проекту которого были построены павильон Трёх граций и Краснодолинный, или Елизаветин, павильон. Большой вклад в композиционное решение Павловского парка внёс выдающийся художник-декоратор П. Гонзаго, создавший наиболее поэтичные уголки, где природа русского северного леса гением художника стала произведением паркового искусства. Занимаясь планировкой и объёмной компоновкой парковых пейзажей, Гонзаго организует огромные пространства леса и создаёт новые районы: Белой берёзы и Парадного поля, а также Долину прудов, органично вошедшую в район Большой звезды. Архитекторы А. Ворнихин и Карл Росси завершают формирование пейзажей парка строительством мостов через реку Славянку: Висконтиева, Пиль-башенного и Чугунного. Они также создали зелёные интерьеры в парке, включив в его пейзажи Воздушный театр, Турецкую беседку и другие композиции из природного материала. Значительная работа была проделана А. Воронихиным, П. Гонзаго и К. Росси по строительству и отделке Розового павильона. 

В Павловском парке можно условно выделить семь основных ландшафтных районов, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, особенности (физиономические черты). Прямые, как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенной бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой берёзы. И совершенно не похож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, почти полностью решённый в регулярном стиле.

   Долина реки Славянки пронизывает парк с северо-востока на юго-запад и является его композиционной осью. Она решена как серия полян, расположенных на открытых откосах долины и у воды, с небольшими живописными группами деревьев и кустарников, среди которых располагаются парковые сооружения – композиционные центры внутренних участков и парковых картин. Зелёные стены лесных массивов Сильвии, Большой звезды, Красной долины подступают к долине Славянки, замыкая пространство и ориентируя виды в продольном направлении.

    В насаждениях преобладали хвойные – сосна и ель. Они придавали району характер русской северной природы, суровость которого смягчалась лиственными группами. В настоящее время сосны почти исчезли, основными породами стали лиственные и ель, поэтому первоначальный облик района сильно изменился. По характеру пейзажей в долине реки Славянки архитектором О. Ивановой выделено 6 участков:

- придворцовый, с колоннадой Аполлона;

- участок у холодной ванны;

- участок Храма дружбы;

- участок Круглого пруда;

- участок амфитеатра;

- участок узкой долины.

Первые четыре района создавались в основном Ч. Камероном, 5-й – В. Бренной, 6-й – П. Гонзаго. Кроме того, Гонзаго внёс ряд элементов во все участки, чем завершил композицию района. 1,3 и 6-й участки представляют собой открытые пространства, чередующиеся с остальными полуоткрытыми.

По мере удаления от дворца архитектурных сооружений становится меньше, пейзажные картины строятся с помощью природных компонентов, широкая долина постепенно сужается, лес всё ближе подступает к берегам реки, парк как будто бы всё сильнее сливается с окружающей природой. Работа по планировке и строительству этого района парка, занимающего площадь 85 га и имеющего протяжённость 3 км, велась в течение почти четверти века, с 1777 по 1803 год. Над проектом района последовательно работали Ч. Камерон, В. Бренна и П. Гонзаго.

  Площадь района Белой Берёзы составляет 265 га. Район создан методом рубок в существующем зелёном массиве. П. Гонзаго сохранил планировку района, заложенную ещё Ч. Камероном: 8 радиальных просек, сходящихся к «хороводу берёз» в центре круглой площадки. Просеки соединяются извилистой Английской дорогой, проложенной в основном по периферии района. Насаждения были вырублены более чем на две трети. Оставленные древесные группы различных размеров составляли основу объёмно-пространственной структуры района. Территория оказалась разделённой насаждениями на два участка – Северное и Центральное поле. После завершения рубок была проложена ещё одна круговая дорога – Константиновская, или Дерновая. Её маршрут, в отличие от Английской дороги, прошёл по открытому Центральному полю и приспосабливался к уже сформированным пейзажным картинам.

    Район решён крупномасштабно, в нём преобладают группы площадью 250–5000 кв. м. Обширное открытое пространство Центрального поля обусловило создание динамических картин, чередующихся с интервалом 50–100 метров. В отличие от него, пейзажи Северного поля более чётко ограничены подступающим лесом и имеют статичные картины, открывающиеся с определённых точек. Примером является «Самое красивое место» – фронтальная композиция.

 В прошлом в насаждениях преобладала сосна, в настоящее время – это смешанные, преимущественно лиственные насаждения с преобладанием берёзы. В этом районе нет ни памятников, ни скульптуры. Главная особенность района заключается в необыкновенном разнообразии и красоте его пейзажей, где ширь лесов, зелёные поляны напоминают необъятные просторы средней полосы России (рис.23).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!