Особенности пейзажного паркостроения в России



 

ХVIII век по праву считается «золотым веком» садово-паркового искусства России. Строительство городских и загородных дворянских усадеб приобрело самый широкий размах, в то время как ранее оно в основном было сосредоточено в столицах, при царских и крупнейших аристократических резиденциях. После выхода Манифеста о вольности дворян 1762 года, в котором дворяне освобождались от обязательной службы в армии и государственных учреждениях, многие устремились в свои родовые поместья, расположенные порой за тысячу вёрст от столицы. Выйдя в отставку, помещики, как правило, следовали уже устоявшимся в обществе культурным традициям и обычаям. Устройство усадьбы, парка становилось условием личного престижа. Образцами служили царские резиденции, столичные ансамбли. Но разница в имущественном положении, наличие или отсутствие профессиональных строителей, интересы и пристрастия хозяев, наконец, местные природные условия и культурно-исторические ориентиры – всё это обусловило множественность решений парковых ансамблей в российских провинциях.

 

Принципы пейзажного усадебного паркостроения:

1. Территориальное деление парка на ландшафтные районы  и участки.

2. Обособление парка от других функциональных зон усадебного комплекса.

3. Укрупненная планировка, лаконичность и простота композиции при использовании разнообразных композиционных приемов.

4. Наличие одного главного композиционного центра (дом с партером, пруд).

5. Относительно устойчивое сохранение регулярных элементов у зданий и в отдельных частях парка.

6. Гармоничное сочетание с окружающей средой, использование живописной местности природного ландшафта (холмы, долины, утесы, ущелья).

7. Композиция строится на последовательном раскрытии многоплановых пейзажных картин, на стыке светотеневых и цветовых контрастов.

8. Использование приемов пейзажной живописи - как метода построения парка (картинный метод).

 9. Построение парковой композиции на контрасте небольших открытых пространств (лужаек, полян, прудов) и тенистых аллей внутри парка, т.е. сочетание камерности и простора.

10. Прогулочные дорожки занимают большие места, чем площадки для уединенного отдыха и садовых развлечений.

11. Пешеходные аллеи обсаживали деревьями с небольшими расстояниями между ними.

12. Стрижка зеленых насаждений исчезла.

13. Значительная плотность древесно-кустарных насаждений на площадь парка.

14. Введение экзотов на отдельных территориях парка.

15. Цветники не включаются в пространство  пейзажа.

16. Четкие прямые линии сменились плавными, округлыми формами, уютными полянами.

17. Использование архитектурных  сооружений: ротонд, беседок, мрачных гротов, монументов друзьям, родственникам, поэтам.

18. Вместо фонтанов – водопады, ручьи, тихие заводи, прихотливо изрезанные берега прудов с полуостровами и мысами.

19. Пейзажные парки сливаются с окружающей средой, границы стираются, ограда заменяется рвом, валом. Широко используется прием «ах-ах».   

 

Общественные парки

 

Общественные парки Европы и Америки конца XIX начала XX в.

 

Конец ХIХ – половина ХХ в. – период огромного по масштабу инженерного переустройства городов. С ростом городов проявляются негативные стороны урбанизации: увеличение плотности застройки и плотности населения, что приводит к росту антропогенных нагрузок на ландшафт и психическим заболеваниям. Экологии городов угрожают промышленные и бытовые загрязнения почвы, свалки, загрязнение воздуха выбросами автотранспорта и промышленными предприятиями. Свинец, тяжелые металлы, пыль, окислы серы, азота угрожают здоровью населения. Вода загрязняется гальваническими стоками. Разрыв человека с природным окружением угрожает человечеству болезнями. Все это привело к необходимости создания озелененных территорий, для всех структурных частей города. Многие крупные города встали на путь комплексной реконструкции. Первая реконструкция была проведена в Париже (1852 – 1871 гг.) префектом города Османом. В результате реконструкции в состав города вошли благоустроенные лесные массивы: Булонский лес (850 га), Венсенский лес (900 га.), созданы общественные парки: Монсури, Бют-Шомон. Всего было создано 2000 га новых парковых территорий.  

Бульвар – линейный объект ландшафтной архитектуры, где преобладают вытянутые дороги, обсаженные рядами деревьев, реже – группами. Монотонность нарушается введением различных акцентов: цветников, скульптур, сооружений, водных устройств. Первые бульвары создавались в местах бывших укреплений, опоясывающих город. В Париже 1870 г. было устроено 48 км бульваров на месте городских валов, архитектор Вобан. В городе Вене - бульвар «Ринг», Бульварное кольцо Москвы.

Скверы – первые скверы это замкнутые благоустроенные площади, внутри жилой застройки. Первые скверы появились в ХVII в. в Лондоне и рассматривались как «сад-площадь». Скверы имели рядовую обсадку по периметру из платана, изолирующую внутреннюю лужайку от домов. В ХVIII веке в Лондоне было создано 15 скверов.

Общественные сады и парки. В начале ХIХ века первыми общественными садами в Англии стали частные сады и королевские парки, которые правительство было вынуждено передать городу. Сады отдыха в XVIII в. были открыты только для тех, кто записывался в члены клуба, внося плату. Что касается королевских парков, даже если они были в принципе открытыми, гуляющим там негде было ни присесть, ни укрыться от дождя. Под влиянием ландшафтного архитектора Лоудона начала проводиться социальная реформа садов и парков. Его парк Террас-Гарден (1835г.) был в этом роде первым в Англии. Самые крупные парки были все-таки делом рук Джозефа Пэкстона, автора Хрустального дворца. В начале XIX в. население Лондона уже достигло 1 млн. жителей, тогда как сам город растянулся вдоль Темзы почти на 15 км. Однако оба берега этой большой и полноводной реки были настолько плотно застроены пристанями, складами и разнообразными промышленными предприятиями, что пробиться жилой застройке к воде было абсолютно невозможно. Три капитально построенных каменных моста не обеспечивали северо-южного транзита через город. Был крайне затруднен бесчисленными поворотами изломами улиц и западно-восточный транзит. Несмотря на острую гигиеническую потребность в зеленых массивах, Лондон еще не имел ни одного значительного парка. Ощущался недостаток в площадях общественного назначения: водопровод находился в зачаточном состоянии даже в Вест-энде и Сити; что же касается быстро развивавшегося рабочего района Ист-энда, то здесь полновластно царили нищета и вековечная грязь, вызывавшие частые эпидемии. Такой была столица одного из самых могущественных государств буржуазной Европы на рубеже XVIII и XIX вв. Под давлением общественного мнения в 1820 г. был открыт для широкой публики Риджентс-парк, в 1826 г. распахнул свои высокие чугунные ворота Гайд-парк, в 1846 г. за ними последовал Баттерси-парк, а в результате Лондон получил широкое кольцо островных зеленых массивов, занявших в совокупности свыше 700 га.

   Сохранились лондонские парки в перипетиях времени по той простой причине, что все еще являются частным владением Короны. Они – все частные, но просто открыты для свободного посещения всеми желающими. В 1826 г. был открыт для посетителей Гайд-парк, а в 1846 г. Виктория-парк.

Гайд-парк «Парк королевских оленей» стал доступным для широкой публики еще в начале ХVII века. Площадь его составляет 160 га. После 1500 г., когда, по королевскому решению, туда стали пускать простолюдинов, парк быстро превратился в самое популярное место отдыха. Гайд-парк был открыт для посещения публики раньше, чем другие королевские парки, еще в 1637 году. Планировку Гайд-парка и Кенсингтонского сада выполнил в 1730 году Бриджмен. По его проекту была сооружена дамба на реке Вестбурн, сделан пруд Серпантин и образован большой пруд Серпантин. Оно используется для катания на лодках. По специально выделенным дорожкам гарцуют лошади. Можно и рекомендуется ходить по газонам. Каждый убирает за собой мусор. С южной границы Кенсингстонского сада, площадью 140 га, располагается Альберт-холл – зрительный зал вместимостью до 10 тыс. мест. Большие открытые поляны могут быть использованы для митингов. Со всех сторон парк окружает жилая застройка, откуда в него ведут многочисленные входы. Территория изрезана большим количеством дорог, пересекающих ее во всех направлениях, в результате образовалось несколько композиционных центров. Среди английских парков Гайд-парк и примыкающий к нему с запада Кенсингтонский сад, наиболее заметны на карте Лондона. Оба объекта образуют массив шириной более 1 км и протяженностью 2,5 км. Кроме того, рядом с Гайд-парком находятся Сент-Джеймский парк и Грин-парк. Все они цепочкой тянутся друг за другом и занимают почти 400 га в центре большого, столичного и к тому же древнего города. Лишь в Лондоне, как в городе рассредоточенного типа, не скованном кольцом городских стен, стало возможно такое неэкономное расходование земли. Гайд-парк (так же как Сент-Джеймсский, Грин-парк) возник на месте заповедных охотничьих лесов, огороженных в XVI веке Генрихом VIII. В 1851 году в Гайд-парке была организована первая Всемирная выставка. Для нее по проекту ландшафтного архитектора Джозефа Пэкстона (1801-1865) было возведено здание из стекла и металла, названное Хрустальным дворцом. Проектирование Хрустального дворца стало для Пэкстона главным делом жизни. Он приступил к этой работе, когда узнал, что выставочный комитет отверг все более чем двести проектов, представленные на конкурс. Первый набросок он сделал 11 июня 1850 года, а тринадцать дней спустя уже представил готовые чертежи. Дворец очень напоминал оранжерею, которую Пэкстон создавал раньше для заморских пальм. Проект садовника был одобрен выставочным комитетом, а построенный дворец с восторгом был принят публикой. Павильон представлял собой один огромный зал, под его крышей оказались два столетних вяза (парламент запретил рубить деревья Гайд-парка). Русский философ, историк и литератор А. Хомяков, посетивший выставку, написал по этому поводу: «То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло». Хрустальный дворец стал одним из первых сооружений, в котором были использованы унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, однотипных деревянных рам, металлических балок и одинаковых листов стекла максимально возможного размера. Огромное здание, равное по площади четырем соборам Св. Петра (более 74 000 кв. м), было сооружено за шесть месяцев. Современники считали Хрустальный дворец чудом инженерного искусства.

На границе между Кенсинггон-гарденз и Гайд-парком установлен памятник принцу Альберту – мужу королевы Виктории. Он был создан по проекту Гилберта Скотта в 1863–1872 годах. Поднявшись по нескольким широким ступеням с любой из четырех сторон, оказываешься на высоком цоколе, украшенном 178 мраморными фигурами художников и скульпторов, музыкантов и поэтов. По углам цоколя расположены скульптурные группы, олицетворяющие ремесла и науки. Сама фигура принца, пятиметровая бронзовая, золоченая, расположена под каменным балдахином, украшенным мозаикой и готическим шпилем.

Для Гайд-парка характерны большие открытые лужайки, которые служат местом проведения массовых митингов. На территории парка есть знаменитый Спикерс-корнер (Уголок ораторов) – здесь на полосках асфальта отведено место для собраний. В воскресенье утром в Уголке ораторов собираются желающие выступить с речью. Поднявшись на скамеечку (запрещено ругаться, стоя на английской земле), оратор может критиковать правительство, шефа, жену.

    Территория парка изрезана большим количеством дорог, пересекающих ее во всех направлениях.  В парк ведут многочисленные входы. Здесь немного сооружений. Гайд-парк создан для прогулок. На изумрудных лужайках Гайд-парка пасутся бараны. Среди вековых дубов до сих пор гуляют небольшие стада оленей. Сегодня Гайд-парк предоставляет все возможности для отдыха. Здесь разрешается сидеть и лежать на зеленых газонах, заниматься спортом и играть, совершать прогулки верхом и на автомобилях, покататься на лодке и искупаться в пруду, покормить уток и лебедей.

На стыке Грин-парка и Гайд-парка, на пересечении нескольких улиц находится Гайд-парк-корнер, маленькая площадь, считающаяся чуть ли не самым шумным и перегруженным перекрестком Европы. 

        

Ричмонд-парк или Сад Кью. В 1758 году площадь Ричмонд-парка достигала 160 га. Этот королевский ботанический сад был построен на берегу Темзы. Сад объединил два королевских владения: восточная его часть заняла земли Кью Хаус, а западная – земли Ричмонд-парка. Сад Кью был отделен от Ричмонда вьючной тропой, которая называлась «тропа любви». Сад Pичмонда создавался под пристрастным наблюдением королевы Каролины, не жалевшей на его усовершенствование больших сумм. Планировка сада принадлежала Бриджмену, самому модному в то время ландшафтному архитектору. Он предусмотрел сохранение естественного ландшафта, дубовых рощ, допускал создание живой изгороди.

Фредерик, принц Уэльский, в 1730 г. арендовал эти земли и привлек Уильяма Кента для работы в саду. А в 1757 году его архитектором стал Уильям Чемберс, создатель не только знаменитых дворцов, но и не менее известных трактатов об архитектуре Китая.

Чемберс – первый европейский архитектор, сам, побывавший на Дальнем Востоке и по собственным впечатлениям рассказавший о «пейзаже настроения», миниатюрных садах и причудливых постройках китайцев.

В Кью он решил соединить садовые миры Европы и Азии: античные ворота и ренессансные храмики соседствовали с «Альгамброй», мечетью, с китайскими по стилю беседками и птичником, с прудом, в котором плавали необычные для тогдашней Англии золотые рыбки. Но наибольший эффект произвела «Башня, обычно называемая Большой Пагодой». Десятиярусная постройка высотой более пятидесяти метров, очертания которой повторяют пагоду в Кантоне, возникла с чудесной скоростью – Чемберс указывал, что ее начали строить осенью 1761 года и закончили следующей весной. Яркие краски деревянных украшений, блеск крыш, позолота шпиля, бесчисленные фигуры крылатых драконов дополняли впечатление.

 Природные условия неблагоприятны, местность однообразна, и живописность ей можно придать лишь при помощи группировки рощ и построек. Самые красивые участки находятся около китайской пагоды и по берегу небольшого ручья. Пагода удачна по контуру и значительна по высоте. Однако в деталях она груба. Стоит пагода на небольшой земной площадке, куда радиусами сходятся широкие аллеи. В углах аллей растут величественные ливанские кедры, зонтичные кроны их удивительно гармонируют с плоскими крышами пагоды. Аллеи сплошь покрыты газоном, и при утреннем серебристом тумане эта часть сада кажется сказочной. По гравюрам Чемберса можно понять, что местность около ручья была чудесной – это благодаря отдельно стоящим красиво разросшимся деревьям и виду на маленькие храмы Эола и Беллоны, которые прекрасны по форме, но не являются дополнением к пейзажу. Один из павильонов в виде ротонды, с круглым куполом, поставлен на невысокий холм, на берегу пруда. Выглядит он чудесно в сочетании с окружающими рощами и красиво отражается в воде пруда.

Планы садов просты. На продолговатом неправильной формы участке расположено озеро, лучшее украшение парка, потому что около него деревья и кусты дивно разрослись, а вода покрыта редкими водяными растениями.  

Экзотический мир садов Кью, возникший в эпоху Просвещения, не только удивлял посетителей своими видами, но и настраивал на раздумья. Храм Солнца, украшенный знаками зодиака, напоминал об античной картине мироздания, фронтон мечети был украшен надписью "Нет Бога кроме Бога", а павильон на острове носил название "Дом Конфуция". Пагода – храм чужой религии, но таинственной и вызывающей уважение – входила в ряд «философских» павильонов.

С тех пор пагоды нередко становились украшением пейзажного парка – их башнеобразные силуэты и сейчас можно видеть во французских парках Шантлу и Кассан, в немецких Потсдаме и Касселе, в Китайской Деревне Царского Села. Постройка Чемберса стоит у истоков этой пейзажной и философской традиции.

       В 1789 г. английский ботаник Айтон опубликовал описание 5500 видов растений, культивируемых в Кью, и дал их классификацию в соответствии с системой Линнея. В 1841 г. королевским указом сад в Кью был преобразован в Национальный ботанический сад. Выдающуюся роль сыграл ботанический сад Кью в распространении полезных растений, среди которых следует назвать чай, кофе, какао, каучуконосы, ананас, банан, хинное дерево. Интродукция этих растений в другие части света, где климатические и почвенные условия сходны с природными условиями мест их естественного обитания, позволила создать огромные плантации. В некоторых странах эго помогло значительно поправить экономику. В настоящее время это один из наиболее известных в Европе ботанических садов. Отличительная особенность парка – дорожки, покрытые газоном. Высокий уход за растениями и хороший климат способствовали разрастанию редчайших видов растений.

 

Беттерси-парк в Лондоне. Конец ХIХ века. Площадь 79,6 га. Архитектор Дж.Гипсон. Расположен на берегу Темзы и с 3 сторон окружен застройкой. В центре парка поляна для игр в футбол, крикет и т.п. Поляна пересечена деловыми и прогулочными дорогами. Насаждения расположены на периферии. Вдоль дорог рядовые посадки деревьев. Второй композиционный узел парка-пруд со сложным очертанием берегов. По периферии парка расположены кольцевая дорога для верховой езды, спортивные площадки и кафе. На отдельном участке расположен уголок тропических растений.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Архитектор Э.Андре, начало строительства 1867 г., площадь 156 га. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, парк оленей, ресторан, музыкальный павильон, ботанический сад, дороги для верховой езды, домики-приюты. Сеть дорог образуют в плане эллипсы, круги, плавные кривые, органичивая контуры открытых пространств. Естественный ручей превращен в систему прудов (рис.27).

Парк Бют-Шомон в Париже. 1864-1867г.г. Площадь парка 25 га, авторы Э.Андре, Алдьфан, Барилье Дешан. Парк создан на месте бывшей свалки и известняковых карьеров. Центр композиции – озеро с островом, на котором возвышается 50-метровая искусственная скала со сложным профилем, увитая плющом, декорированная кустарниками и деревьями. На вершине скалы установлена беседка с классическим коринфским ордером. К скале ведут два моста. Один из них высокий каменный и короткий, и напоминает фрагмент римского акведука. Он называется мостом самоубийц. Другой мост длинный металлический, подвесной. Рельеф парка сложный. Помимо скалы, видовыми площадками, откуда открываются панорамы Парижа, служат три искусственных холма.

Вершины холмов почти лишены деревьев. Крупные древесные растения сосредоточены на склонах холмов и у их подножья. Это платаны, каштаны, сосна, береза, орех. Большинство малых форм ограждения, ступени, русла ручьев, подпорные стенки, гроты выполнены из железобетона, без какого-либо включения натурального камня. Через парк проходит железная дорога и линии метрополитена, железнодорожные пути исчезают в тоннеле, пробитом в скале (рис.28).

Центральный парк в Нью - Йорке США (1857 г.), архитектор Фредерик Лоу Олмстед и К.Во. Площадь парка 300 га. В плане парк-прямоугольник, размерами 4000 м х 750 м, окруженный небоскребами. Центром композиции служит система водоемов, которая служит резервуаром питьевой воды для городского водопровода и используется для катания на лодках. Яркой чертой парка является торжественный «Молл» – монументальная трехрядная аллея, завершенная «Террасой» для проведения празднеств. В парке была реализована идея сохранения фрагментаска нетронутой природы в центре урбанизированного района, хотя это не мешает создавать в парке различные сооружения для отдыха: рестораны, кафе, лодочные станции. В парке построен музей Метрополитен, небольшой зоосад. Сеть пешеходных дорожек в местах наиболее интенсивного движения пересекается с транспортом на разных уровнях (рис.29).   

Вашингтон-парк Чикаго. Авторы – братья Олмстед (сыновья Фредерика Лоу Олмстеда). Площадь парка 148,8 га. Насаждения и сложная сеть дорог сосредоточены на периферии парка. В центре парка устроена поляна площадью 40 га, предназначенная для различных видов отдыха. Кроме того, имеется система водоемов. Парк может вместить несколько тысяч людей одновременно.

Лесопарк. Амстердамский лес. Голландия. 1934 г., архитектор Корнелиус Ван Эстерн. Площадь парка 895 га. Заболоченное место в результате ландшафтных работ превращено в систему водоемов и искусственных намывных территорий. Был устроен гребной канал (2 км длиной), прорыта сеть каналов и проток, сделаны дренажи. Водоемы используются для спортивных состязаний, купания и рыбной ловли. Насыпана гора высотой – 15 м, с основанием в 20 га. Центром композиции является большая поляна диаметром 300 метров на берегу озера, склоны которой используются зимой для катания на лыжах. Искусственная геопластика позволила сделать открытый театр на 15 тыс. зрителей. Парк создавался методом лесокультур (из расчета 10тыс. саженцев на площадь в 1 га). Основные породы – дуб, ясень, клен, береза, лиственница, подлесочные – лещина, бузина, тис, рябина. По границе сделаны защитные посадки из ольхи, ивы и тополя. Когда насаждения подросли, их стали формировать в виде групп, массивов, живописных опушек, с посадкой более ценных видов – бука, пихты, кедра, сосны. Лесопарковые массивы (400 га) чередуются с открытыми полянами (100 га), спортивными площадками (200 га), водоемами и дорогами. В парке имеются три системы дорог: для пешеходов, велосипедистов и автомобильного движения. Большинство развязок выполнено в два уровня. По границе парка устроены защитные посадки из бука, пихты, кедра, сосны (рис.30).

Общие характерные черты первых общественных парков:

- многофункциональность: спорткомплексы, лужайки для спокойного отдыха;

- деловые дороги – кратчайший путь из одной части города в другую;

- насаждения размещаются по периметру парка как защита от шума и пыли;

- цветочное оформление – цветочный материал рассматривается как «одноколенный мазок художника», дающий однотонный колер;

- большое количество экзотических растений; бессистемное включение экзотических растений – характеризует упадок садово-паркового искусства. Стремление сохранить художественную целостность приводит к возникновению «внутренних садов», дендрариев, ботанических участков, «моносадов»;

- монументальность;

- дальнейшее развитие парков отразилось в стремлении к натурализации пейзажей с одновременным введением формализованных цветников.

Специализированные парки:

- выставочные;     

- спортивные;        

- детские;

- историко-культурные, этнографические;

- мемориальные.

С целью сохранения наиболее ценных природных объектов существуют национальные парки

Национальные парки. Иосемитский 1864 г. Иелоустонский 1872 г. Начало XX в. – 19 национальных парков.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1461; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!