Садово-парковое искусство конца ХХ - начала ХХI века



 

Колониальный стиль. Автор – бразильский архитектор Роберт Бурль Маркс – живописец, абстракционист, художник, чувствующий и понимающий язык растений. Создавал свободные пластичные парки с «текучими» линиями дорог и гибкими формами цветников, с волнистыми декоративными покрытиями, мозаичными стенами и скульптурой. В 1933 г. был выполнен его первый сад в колониальном стиле для особняка, затем в 1935–1936 гг. оформлен ряд городских площадей. Его работам свойственно внимание к национальным традициям, использование старинного приема волнообразного замощения дорог гравием двух цветов. В конце 50-х годов – Роберт Бурль Маркс запроектировал площадь у музея современного искусства в Рио-Де-Жанейро с волнообразным рисунком газона, создаваемым посевом декоративной травы двух оттенков. Стиль предполагает контраст геометрических архитектурных форм и свободно извивающихся дорожек с упруго изогнутыми бортами, плоской стены и буйных, толстых листьев агавы, юкки, пальмы. Творчеству Р. Б. Маркса свойственно развитие принципов преувеличенного живописного сада, с яркими цветными пятнами и оригинальными растениями. Реализация принципов садовой живописи растениями, использование трехмерных декоративных «скульптурных» парковых стенок из цветного кирпича, с богатой пластикой и эффектов света и тени. Стиль демонстрирует связь ландшафтного искусства с современной живописью.

Парк жилого района Ла Дефанс в Париже. Площадь – 25 га. Автор – архитектор И.Сгард. Парк расположен в окружении жилой застройки. В центре парка перетекающие открытые пространства. Массивы и группы растений расположены на окраинах парка. Искусственный холмистый рельеф делает парк очень живописным. В центре парка устроены водоемы сложной геометрической формы с травянистыми водными и прибрежноводными растениями. Все обслуживание парка сосредоточено в одном здании – Дворце культуры, расположенном на периферии парка. На вершине одного из холмов пластичное бетонное сооружение-стенка для обучения детей скалолазанию. В парке устроен небольшой дендрологический сад, дорожки – гибкие гравийно-щебеночные, серпантинами поднимающиеся на вершины холмов. На окраинах парка расположено несколько спортивных площадок, на границе с жилыми дворами – небольшой амфитеатр. В парк раскрываются дворовые пространства и участки детских учреждений. В парке высажены каштаны, платаны, березы, ели, лиственницы, липы. Растения расположены небольшими живописными группами и в виде солитеров (рис.31).

Парк Ла Виллетт в Париже – реализация концепции парка будущего ХХI века. В 1960-х гг. был объявлен международный конкурс на проект парка в северо-восточном предместье Парижа, называемым Ла Виллетт, на участке бывших скотобоен. Площадь парка 55 га. На конкурс представлено 700 проектов. Первую премию получил архитектор Бернар (Иву) Чуми. Планировка парка сочетает элементы модульной сетки, формально- геометрические формы и прихотливые извилистые линии. Парк разбит на квадраты 120х120 м, в углах квадратов установлены 22 красных металлических «фоли» – увеселительных беседок. Они вносят организующее начало в сложную систему пространственных частей парка. Основные задачи, которые решались при строительстве парка:

- слияние культурных и научных достижений на фоне символов природы;

- создание пространств для диалогов природы и техники;

- выполнение роли города-сада и сада-города, в единстве ландшафта, архитектуры и элементов дизайна.

 В парке построены:

 1. «Город науки и техники» – здание, напоминающее большую фабрику, архитектор А.Файнзильбер,1986г. Крупнейший в мире научно-политехнический музей. Современное многоэтажное здание, окруженное рвом с водой как непреступный замок средневековья.

2. «Жеода» – гигантский зеркальный шар, плавающий в квадратном бассейне и отражающий небо, облака, самолеты, а также «Город науки и техники», кинозал, архитектор А.Файнзильбер,1986 г.

3. Музыкальный центр (музей) и музыкальная школа, архитектор де Портдампар, 1995 г.

4. Большой зал для выставок, концертов и конференций, постройка прошлого века (бывший главный цех скотобоен, 1867 г.), архитектор Ж. де Мериндол.

 5. Тематические сады: Сад зеркал, Ветров, Туманов, Виноградных лоз, Бамбука, Качелей, Детских страхов или Сломанного велосипеда, Акробатики, Островов, Воды, Дракона, Запахов. Подземное пространство используется для стоянок и обслуживания территории и инженерных коммуникаций (рис.32).

Мюнхенский олимпийский парк – спортивный парк, используется жителями для прогулок и занятий спортом, расположен в 4-х км от центра города. Мюнхенский олимпийский парк построен к Олимпийским играм 1972 г., Площадь парка 300 га. Территория парка - бывшая свалка бытового мусора. Холмистый искусственный ландшафт живописный, как будто вылепленный художником. Основные сооружения: центральная арена на 80 тыс. зрителей, гимнастический зал, плавательный бассейн напоминают античные цирки, углубленные в рельефе. Они находятся под прозрачным вантовым покрытием, площадью 70 тыс. кв. м, напоминающем змеиные шкуры. Несмотря на грандиозные размеры, покрытие производит впечатление легкости и гармонирует с зелеными холмами по масштабу, размерам и ритму складок. Другие сооружения: телебашня, мужская и женская олимпийская деревня обладают яркой запоминающейся пластикой, контрастной к природным формам. Автостоянки автомобилей используются как спортивные площадки для тренировок. Вся территория стоянок делится рядами взрослых деревьев на восемь площадок с покрытием из гранитных плит со швами, засеянными травой. В обычные дни они используются для проведения физкультурных занятий и спортивных игр. Система искусственных бассейнов свободных очертаний, площадью 3,6 га, используется для катания на лодках, сбора ливневых вод, разведения рыбы. В вечернее время деревья, вода и холмы подсвечиваются. На озере много водоплавающих птиц. Открытый театр, раскрытый на водоем, предназначен для театрально-концертных представлений, часть посадочных мест выполнена из камня, основная часть - дерновый амфитеатр. Древесных растений в парке немного. В основном они расположены на окраинах. На искусственных холмах высажены невысокие растения с яркой характерной окраской: горные сосны, красные дубы, пестролистные кустарники (барбарисы, ивы, дерен). Искусственный рельеф позволяет организовать движение транспорта и пешеходов в двух уровнях. По мере удаления от центра парка высота всхолмлений постепенно снижается. Рельеф становится все более спокойным.

 

Детские парки аттракционов и развлечений (парки Уолта Диснея)

Первый Диснейленд был открыт в штате Калифорния в 1955 г. как волшебное царство мультфильмов, парк аттракционов, «новый мир» – тематический парк отдыха и развлечений. Ведущие темы: технические трюки и яркие впечатления от участия в сказочных путешествиях (плывут через джунгли, видят призраков и т.п.) Парк рассматривается как место семейного отдыха. Строго запрещалось употреблять алкогольные напитки, курить, не допускалась широкоформатная реклама, пикники. Служащие должны ежедневно до восьми раз менять одежду, чтобы иметь аккуратный вид. Девиз парка: «Забавляя – просвещать, играя – воспитывать, будить воображение». Здания и сооружения – точные маленькие копии уже существующих (в масштабе 1:8). В парке много механических кукол (растения, птицы, звери и люди), из пластика и резины с применением электроники и механики.

 Второй Диснейленд был построен в штате Флорида, в США в 1971 г. Это частный парк, площадью 41133 га., причем заповедные территории для экологи- ческих исследований составляют 3 тыс.га. Центральная часть парка называется “Волшебное королевство», ее площадь невелика, всего 40,5 га.

Третий Диснейленд построен в Японии, в 1983 г., в 15 км от Токио, площадь 820 га. Планировочная структура аналогична предыдущим.

Четвертый Диснейленд, 1992 г. построен в Европе в - 32 км от Парижа, площадь 2 тыс. га. Это парк-театр, где идет постоянно меняющееся представление на известные всем темы мультфильмов. В парке выделено пять тематический областей:

- Мейн-стрит – маленький американский городок начала века;

- Фронтиленд – поселок на западе США в эпоху золотой лихорадки;

- Адвенчерленд-Африка, Карибские острова, джунгли место встреч любителей приключений;

- Фэнтэзиленд – мир волшебных сказок;

- Дискавериленд – мир будущего.

Новые типы парков:

Минипарки, крытые сады – «зимние дворцы» развлечений, сады на крышах.

Выставочные парки – на бросовых землях, международные парки выставки – цветоводства и садоводства. (Национальный фестиваль декоративного садоводства в Великобритании, или Флорида в Голландии).

Ботанические, зоологические, этнографические парки, парки-музеи.

Ландшафтная архитектура транспортных и инженерных коммуникаций. Дороги, развязки, мосты, виадуки, продуктопроводы, линии электропередач, станции обслуживания транспорта 

Рекультивация нарушенных территорий.

Поиск новой эстетики.

Основные черты садово-паркового искусства конца XX – начала XIX веков:

- связь парка с городской застройкой, сложный план;

- расширение номенклатуры парковых сооружений;

- развитие парков разного типа – многофункциональных, специализированных, загородных, минипарков;

- появление садов, связанных с техническими возможностями: садов на крыше, оранжерей, заглубленных садов, крытых садов, биомов;

- паркостроение как способ рекультивации земель;

- большой масштаб земляных работ, применение геопластики;

- интенсивное решение транспортных задач;

- формирование новых композиционных и технических приемов создания искусственных ландшафтов;

- формирование и сохранение естественной парковой среды;

- создание природного облика искусственным путем.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!