Садово-парковое искусство стран Древней Азии



В Индии сохранились истоки древнейшей хараппской цивилизации, процветавшей в бассейнах Инда и Ганга. Буддизм определяет жизнь человека на виду. Сад был местом для жизни. В тени деревьев расстилались ковры, ставились богатые шелковые шатры. Люди жили в саду в легких мобильных жилищах. Сад и дом были единым жилым пространством. Важнейшая роль в развитии садово-паркового искусства принадлежит климатическим условиям. Для создания комфортных условий в Индии требуется изоляция от жары и перегрева днем, и защита от быстрого охлаждения и проветривания ночью.

. Вода смягчает контраст температур, поэтому главным компонентом сада являлся водоем. В Индии сформировался культ воды Основные строительные материалы: дерево, мрамор, песчаник, кирпич.

 В Индии выделяются следующие типы садов:

- сады на воде (пример – плавучие сады в г. Кашмире). Плавающие сады создавались на узких плотах длинной 9 м и шириной 2–3 м. Их устраивали следующим образом. Растущую траву срезали у основания косой. Всплыв- шую траву связывали в маты, которые прикрепляли к шестам, вбитым в дно озера. По краям мата устраивали заборчик из растущего тростника. Маты покрывали землей, взятой со дна озера. Из земли на плотах делали грядки высотой 60-70 см. На грядках выращивали цветы, а также огурцы, дыни и др. овощи. Сады были разделены каналами и рвами, окаймлены осокой и камышом. Каналы были настолько узкими, что по ним едва могла пройти лодка. Планировка сада была строго регулярной;

- террасированные сады на предгорьях. Нижняя терраса предназначалась для приемов и празднеств, средняя – для мужчин, верхняя – для женщин. Террас могло быть восемь, что связывается с количеством уровней рая, или семь по числу планет, или 12 по знакам зодиака. Сад обносили стенами. С угловых башенок открывались виды на окружающий ландшафт;

- лекарственные сады;

- сады при дворцах и виллах;

- сады при гробницах;

- сады Мохалла (Мохалл-крепость внутри укрепленного города, принадлежащая одной из групп населения - касте);

- общественные сады на окраинах, на побережье, в комплексах общественных зданий.

 Пример – Дворцово-парковый ансамбль Удайпура, называемый Индийской Венецией (1571 г.днэ), представляет собой систему террас. На верхней расположен дворец с внутренним озелененным двором. Дворец окружает бело-мраморные острова с увеселительными павильонами и небольшими садами. Вода из озера заполняла фон партера, превращая цветочные клумбы в пестрые плавающие островки.

Буддизм в Индии породил строительство загородных дворцов и парков. Участок за городской чертой окружали стенами, а в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное в плане здание, покрытое куполом. Здание строили на высокой террасе, от которой начинались широкие аллеи, окаймленные мраморными каналами и рядами фонтанов. Прямоугольники сада украшались вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральное здание использовалось как летний дворец для шумных празднеств. После смерти владельца хоронили под центральным куполом, и с этого дня здание превращалось в мавзолей. Пример: ансамбль Тадж-Махал (1630–1652г днэ), называемый жемчужиной Индии, усыпальница жены Шах-Джахана (рис. 4. План ансамбля Тадж-Махал). Мавзолей расположен в конце сада на высокой террасе на берегу реки. Перед фасадом устроен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала устроены цветники и ряды черных кипарисов. Цветы источают сильный аромат (жасмин, розы). Рисунок цветников выполняется в виде исламского орнамента - восьмиугольных звезд и узоров.

 В целом, для садово-паркового искусства Индии характерны следующие черты:

- строгая геометричность композиции;

- доминирующая  роль воды;

- использование нюансов и контрастов по форме кроны и окраски листвы деревьев;

- сходство с персидскими (иранскими) садами;

- основная тема-тема плавающего острова;

- единство внутреннего и внешнего пространств, сада и дома.

Садово-парковое искусство эпохи Средневековья в странах Европы

В эпоху Средневековья сложились следующие типы садов:

 

1. Сады при монастырях. Служили для выращивания лекарственных и декоративных растений. Планировка сада простая, геометрическая. Две взаимно пересекающиеся дорожки делят сад на четыре части. На пересечении дорожек высаживается куст роз или устанавливается крест.

2. Сады при замках. Обычно – небольшие по размерам, замкнутые по композиции, регулярные по стилю. В саду выращивались цветы, имелся небольшой водоем (источник, колодец, бассейн или фонтан) и дерновая скамья.

3. Сад-лабиринт. Сложный узор дорожек, разделенный стриженой живой изгородью. Первоначально повторял рисунок пола в храме, в дальнейшем самостоятельный. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках (Летний сад, Павловский парк в России)

4. Ботанические сады. Первые ботанические сады связаны с появлением первых университетов: в Париже, Праге, Венеции, Оксфорде в позднем Средневековье.

 

Сады арабов в Испании

В VIII веке н. э. в Гранаду бежали мусульмане из разных мест с оставшимися у них сокровищами, где развивали арабские традиции в поэзии, искусстве и архитектуре.

Арабы обосновывались в Испании и в течение 7 веков, создали мощную гидротехническую систему. Они использовали таяние снегов на горных вершинах. В основе сада – небольшой дворик 200–1200 кв. м., атриумно-перистильного типа, называемый патио. Пример-комплекс патио в сложной структуре дворца резиденции халифов  Альгамбра и Генералиф в Гранаде – столице эмиратов.

  Альгамбра. Размеры ансамбля 650х200 м. Ансамбль состоит из нескольких патио. Патио Мирт имеет размеры 47х33м, в центре расположен бассейн (7 х 45м), обрамленный рядами стриженого мирта. Площадь патио 1550 кв. м., эффект зеркала, заключенного в рамку из камня и кустарника. Патио Львов (28 х 19м) окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно пересекающимися каналами. В центре фонтан из ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами. 4 кипариса по углам и фонтан вписаны в сложный орнамент покрытия. Патио Королевы, в центре фонтан и кипарисы по углам, сложный орнамент, в рисунок строго вплетены бассейн и места посадки кипарисов. Сад предназначен для одного человека, и им пользовались как жилой комнатой. Использование естественного освещения, все залы группируются вокруг патио.

    Генералиф - высокий сад, летняя резиденция халифов, расположен выше Альгамбры на 100 м. Генералиф - комплекс изолированных садов – патио на 8 террасах, каждая терраса не зависима от другой. Наиболее известным является патио с каналом. Центром композиции патио является длинный сорокаметровый канал, украшенный рядами фонтанов. Тонкие струйки образуют арочную аллею над водой. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники (рис.5). 

   Для садов, выполненных в испано-мавританском стиле, характерны:

- простота планировки;

- индивидуальность в деталях;

- разветвленный центр композиции, как правило, бассейн;

- вход в патио сбоку, (в патио попадают через маленький проем, расположенный в углу обходной галереи);

- устройство видовых точек оформленными аркадами;

- вода – основной мотив сада (канал, бассейн, источник, в перилах лестниц, узкой полоской, обширным зеркалом, фонтанной струей);

- стремление показать ценность каждой капли;

- демонстрация индивидуальных достоинств каждого отдельно взятого растения;

- деревья, кустарники и цветы не стриглись;

- в горшках выращивались и выставлялись в сад крупные цветущие растения (излюбленные виды растений эвкалипт, магнолия, кипарис, апельсин, мандарин, миндаль, олеандр, розы);

- газон заменился декоративным мощением;

- сдержанность цветовой гаммы стен, яркость цветов и покрытий;

- цветная майолика используется в подпорных стенах и скамьях (основной цвет голубой, желтый, зеленый);

- в патио широко использовались дополнительные украшения: драгоценные металлы, камни, птицы с пестрым оперением, богатые малые формы (скульптура, фонтаны, скамьи), вместо воды в каналы иногда наливались олово или ртуть;

- патио предназначены для определенного времени пребывания (дневные, ночные);

- патио-место отдыха, созерцания, интимный сад-интерьер;

- патио не связаны друг с другом композиционной осью и раскрываются по мере движения.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1630; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!