Определить, какая концепция человека отражена в тексте?
«Гао-цзы сказал:
- Человеческая природа подобно мне, а чувство долга подобно деревянной чаше. Воспитать в человеке человечность и долг – все равно, что вырезать чашу из ивы.
- Но разве вы сможете вырезать чашу, не насилуя природу ивы? – Возразил Мэн-цзы. – Ведь чтобы вырезать чашу, нужно прежде искалечить иву. Стало быть, изувечив дерево, вы смастерите из него чашу, а изувечив человека, сделаете его человечным и справедливым? Если вся Поднебесная станет отныне считать человечность и долг злом, то виною тому только ваши речи!
Гао-цзы сказал: - Человеческая природа подобна стремительному потоку: пустите его на восток – потечет восток, пустите на запад – потечет запад. Ей безразличны добро и зло, как воде безразличны восток и запад.
- Воде и впрямь безразлично – восток или запад, - сказал Мэн-цзы. – Но разве безразличны ей верх и низ? Человек по природе стремится к добру, так же как вода стремится в низ… Вот перед вами вода: если хлопнуть по ней ладонью, заставляя взметнуться, она подпрыгнет выше лба; если ее, взволновав, привести в движение, она подымется в горы. Но разве такова ее природа? Только сила понуждает ее так поступать. И когда человека заставляют творить зло, с его природой поступают подобным же образом».
Мэн-цзы. Из книг мудрецов // Проза древнего Китая. – М., 1987. – С.60.
Задание 4.
Какая гносеологическая позиция выражена в следующем фрагменте поэтического текста:
|
|
"Мирозданье постигая,
Все познай, не отбирая:
Что - внутри, во внешнем сыщешь;
Что - вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки". И.В.Гёте.
Задание 5
Социальная философия. Тема: Общественный прогресс
Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Усталый, сел он на камне над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе. "Одинок я в жизни, как в лесу", - думается ему, - и давно уж сбился с пути по разным тропинкам... Одиночество, тоска и гибель!..." Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышь, добрый молодец,... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости - то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь". Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уж на попятки стыдно!" Ступил в воду и вдруг как будто не так тяжело, а там с каждым шагом все легче и легче... А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица..." (Соловьев В.С. Тайна прогресса, Соч в 2т. - : Правда, 1989. - Т.2. - С. 619-620).
|
|
Сказка ложь, да в ней намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности и закономерности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?
Вариант 20
Задание 1
Философия И. Канта.
Задание 2
Анализ текста. Философские проблемы в одной из русских сказок
Задание 3
Тема: Антропология
Определить, какая концепция человека отражена в тексте?
«Враждебные свойства – это плод действий неба, которых нельзя добиться учением и невозможно создать самому.
Человек имеет злую природу. Доброе в человеке – это благоприобретенное. Нынешний человек от рождения стремится к выгоде. Это приводит к тому, что люди начинают соперничать между собой и проявляют неуступчивость. Человек от рождения проникнут ненавистью. Если следует этому свойству человеческой природы, то у людей появится желание причинить друг – другу зло и уже не придется говорить о доверии и преданности. От рождения уши и глаза обладают жадностью к наслаждению: уши любят приятные звуки, глаза любят красивые хорошо сочетающиеся цвета. Если следует этому свойству человеческой природы, то появляется развращенность и уже не придется говорить о правилах ЛИ, справедливости и долге. Таким образом, послушное следование врожденной природе человека, повиновение чувствам неизбежного порождает соперничество; в этом случае все люди будут нарушать укоренившийся порядок и благонравие к хаосу в государстве. Поэтому необходимо путем воспитания изменить природу человека, обучая его правилам ЛИ, справедливости и долгу…
|
|
Есть люди, которые спрашивают: если природа злая, то откуда возникают правила ЛИ и справедливости?»
Сень-цзы // Антология мировой философии. В 4т. – М., 1969. – Т.1. – Ч.1. – С.230.
Задание 4
Если мир вокруг нас противоречив, то и познание его должно быть противоречиво, только в этом случае оно будет истинно. Следует ли из этого, что непротиворечивое познание - заблуждение?
Задание 5
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 533; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!