Определить, какая концепция человека отражена в тексте?



«Человек – вовсе не загадка, как вы вообразили, дабы доставить себе удовольствие ее разгадать. Человек, как нам представляется, занимает свое место в природе, более высокое, чем животные которых он напоминает своей конструкцией, и более низкое, чем другие существа которым он уподобляется, возможно, своей способностью мыслить. Так же как и все, что нас окружает, он причастен к добру и злу, удовольствию и страстям, чтоб действовать и разумом, чтоб управлять своими поступками. Если б человек был совершенным, он был бы богом…

Зачем нам приходить в ужас от нашего существа? Существование наше вовсе не так злосчастно, как нас хотят заставить поверить. Смотреть на вселенную как на карцер и считать всех людей преступниками, живущими в ожидании казни, - это идея фанатика; а полагать, что мир – это место услад, где люди должны лишь получать удовольствия, - это химерическая мечта сибарита. Мудрому человеку, по-моему, свойственно думать, что земля, люди и звери являются именно тем, чем им и надлежит быть в порядке, созданном провидением…

Рассуждая лишь как философ, я осмелюсь утверждать, что притязания на более совершенную природу, которая нам не дана, весьма заносчивы и дерзки».

Вольтер. Философ. Соч. – М., 1988. – С.196,207.

Задание 4.

Элементы, какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: "Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что"?

Задание 5.

Социальная философия. Тема: Общественный прогресс

Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Усталый, сел он на камне над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе. "Одинок я в жизни, как в лесу", - думается ему, - и давно уж сбился с пути по разным тропинкам... Одиночество, тоска и гибель!..." Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышь, добрый молодец,... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости - то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь". Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уж на попятки стыдно!" Ступил в воду и вдруг как будто не так тяжело, а там с каждым шагом все легче и легче... А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица..." (Соловьев В.С. Тайна прогресса, Соч в 2т. - : Правда, 1989. - Т.2. - С. 619-620).

Сказка ложь, да в ней намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности и закономерности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?


Вариант 14

Задание 1

Философия Н.Кузанского.

Задание 2

Анализ текста. Философские проблемы в одной из русских сказок

Задание 3

Тема: Антропология

Определить, какая концепция человека отражена в тексте?

«Человек отличается от животного вовсе не одним мышлением. Скорее всего, это существо отлично от животного. Разумеется, тот, кто не мыслит, не есть человек, однако не потому, что причина лежит в мышлении, но потому, что мышление есть неизбежный результат и свойства человеческого существа.

Поэтому и здесь нет нужды выходить из сферы чувственности, чтобы усмотреть в человеке существо, над животными возвышающиеся. Человек не есть отдельное существо, подобное животному, но существо универсальное, оно не является ограниченным и несвободным, но неограниченно и свободно, потому что универсальность, неограниченность и свобода неразрывно между собой связаны. И эта свобода не сосредоточена в какой-то особой способности – воле, так же как и универсальность не покрывается особой способностью силы мысли, разума – эта свобода, эта универсальность захватывает все его существо».

Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Антология мировой философии. – Киев, 1992. – Т.1. – Ч.3. – С.268.

Задание 4

Как, применяя теорию диалектики, можно прокомментировать "конфликт отцов и детей"?

Задание 5.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!