Истинная философия утверждает познаваемость мира посредством ощущений и разума



И лишь часть философов отрицательно отвечает на вопрос о познаваемости окружающего нас мира. Таких философов называют агностиками (от греческих слов "гносис" - знание и "а" -частичка отрицания). Агностиками были античный философ Пиррон, немецкий философ XVIII века Иммануил Кант.

Разновидностью агностицизма выступает скептицизм. Скептики,уклоняясь от прямых утверждений о непознаваемости мира, высказывают сомнение относительно возможностей познания мира человеком, относительно достоверности наших представлений о мире. Скептиками были английский философ Давид Юм, известный английский естествоиспытатель, ученик и последователь Ч.Дарвина Томас Гексли, родоначальники позитивизма Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Милль.

Казалось бы, что за те две с половиной тысячи лет, что существует философия, можно было бы, наконец, установить, кто же прав из спорящих: те, кто считает мир познаваемым, или агностики.

Есть, однако, причины столь долгого по времени спора. Как две с половиной тысячи лет спорят между собой философы, отстаивая интересы восходящих и уходящих общественных сил соответственно, так и спор агностиков и их противников имеет те же основания.

Причины агностицизма - незаинтересованность в правде жизни. Идеологи общественных сил, обреченных историей, страшатся будущего. Они объявляют историю непознаваемым царством хаоса и случайностей. Попытка доказать бессилие разума и установление границ познания -характерная черта такой точки зрения.

Недостаточный уровень знания об окружающем мире, абсолютизация сомнения, субъективных моментов, характеризующих процесс познания, формируют агностические взгляды на мир, то есть вселяют неверие в наши возможности и способности познавать окружающий мир.

Очень многие направления в современной буржуазной философии: махизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм -основываются на агностицизме.

В действительности же в мире еще очень много непознанного, но принципиально непостижимого нет ничего.

Раздел философии, рассматривающий вопросы познания, называется гносеологией, или теорией познания.

Общественная практика как цель познания, его основа и критерий истины

Для чего человек познает окружающий мир? Какова цель неутолимой любознательности человеческого ума?

Победить в борьбе с силами природы, победить в борьбе с враждебными социальными силами, победить в честном соревновании с друзьями.

Мудро определил цель познания Фрэнсис Бэкон: "Знание - сила".

Осмысленное стремление к познанию окружающего мира у человека принципиально, качественно отличается от инстинкта самосохранения животной особи и инстинкта группового самосохранения у животных. Человек, познавая окружающий мир, хочет не только быть здоровым, сытым и жить в безопасности, но и ярко, красочно, содержательно наполнить свой досуг, стремится труд из тяжелой необходимости превратить в приносящую радость потребность. Для этого люди направляют свои усилия на преобразование природы и общества.

Общественная, материальная, целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, называется общественной практикой.

Цель познания - общественная практика. Не всегда цель познания -непосредственная практика. Но в конечном итоге - именно практика. Например, египтология и археология непосредственного практического результата расшифровкой иероглифов и обнаружением остатков древних цивилизаций не дают. Однако, изучив при помощи этих наук условия жизни людей прошедших тысячелетий, можно определить тенденции развития человеческого общества.

Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Материальная деятельность людей составляет общественную практику.

Практика - это чувственно-предметное воздействие общественно развитого человека на окружающий мир с целью его преобразования в интересах общества, определенной социальной группы и отдельных людей.

Люди покоряют силы природы, создают материальные и духовные ценности на основе и в процессе своей практической деятельности. В процессе своей практической деятельности человек начинает узнавать мир, который отражается в человеческом сознании ощущениями. Познание начинается с ощущений: человек видит, слышит, осязает и т.д. окружающие его предметы и явления и лишь затем осмысливает их. Следовательно, общественная практика - основа познания.

Осмысливая процессы, явления и предметы окружающего мира, человек обнаруживает внутренние, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи материального мира, проникает в суть вещей и явлений, делает выводы, высказывает предположения.

Чтобы отличить заблуждение от истины, чтобы обнаружить ошибки в познании, чтобы окончательно сформулировать открытые законы, человек вновь обращается к общественной практике, сверяя с объективной реальностью свои мысли. Истинные знания общественная практика подтвердит, ложные - не подтвердит. Таким образом, общественная практика выступает в познании в качестве критерия истины.

Материальная деятельность человека составляет именно общественную практику. Не общественной практика человека быть не может. Если с момента рождения оставить человека одного, лишить его человеческого окружения, общения с людьми, он вырастет в существо, обладающее животными инстинктами, но мыслящим, познающим мир человеком не будет никогда. Другое дело, оставшийся на необитаемом острове взрослый, вполне сформировавшийся человек (как, например, герои романов Жюля Верна и Даниеля Де Фо -капитан Грант и Робинзон Крузо). Практика каждого из них на необитаемом острове - общественная практика, ибо навыки к ней и осмысление ее берут начало в их жизни среди людей.

                 Ступени и формы познания

Цель познания - общественная практика. Причина познания -противоречие между наличным бытием и потребностями общества. Потребности общества постоянно опережают возможности наличного бытия, стимулируют развитие человеческого познания. Воздействуя на предметы, познавая их, человек преодолевает противоречие, но потребности общества вновь опережают возможности наличного бытия и т.д.

Вместе с тем уровень наших знаний находится в вечном противоречии с объективным миром, так как мир непрерывно развивается и изменяется. Объективное содержание нашего знания находится в противоречии с его субъективной формой.

Общественная практика - основа познания. С нее начинается познание. Общественная практика - критерий истины. Ею заканчивается каждый отдельный акт познания.

Диалектический путь познания объективной реальности складывается таким образом из трех ступеней: чувственное познание, логическое познание (абстрактное мышление) и проверка практикой результатов логического познания (установление истины).

Чувственное познание - непосредственное ощущение человеком окружающего мира и формирование представления о нем.

Окружающие нас предметы обладают множеством свойств и качеств. Органы чувств отображают эти свойства в виде ощущений. Органы чувств - это зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Ощущения являются субъективными образами свойств предметов или явлений объективного мира.

Ощущение - это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущения являются начальной формой и источником знаний.

Обладая пятью органами чувств, человек отражает в своем мозгу не отдельные свойства предметов и явлений, а весь предмет, или все явление в целом. В сознании возникает образ предмета или явления.

Целостное отражение внешнего материального предмета, или явления, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется восприятием.

Восприятие - образ предмета или явления в целом, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Человеческие ощущения складываются из двух групп ощущений: ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира, и ощущения, отражающие движения частей нашего тела и состояния наших внутренних органов. Только в процессе связывания ощущений, вызываемых внешними объектами, с ощущениями, вызываемыми действиями самого познающего субъекта, происходит формирование целостных образов предметов и явлений окружающего мира.

Чувственные восприятия характеризуются конкретностью образов. Чувственные восприятия - это непосредственные образы.

Человек и, по-видимому, некоторые высшие животные могут, однако, мысленно перед собой поставить чувственный образ предмета или явления, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств, но ранее в той или иной форме воспринимались ими. Перед собой поставить, или -

представить.

Представление - образ предмета или явления, которые ранее воздействовали на органы чувств человека, восстановленный по сохранившимся в мозгу следам и при отсутствии самих этих предметов или

явлений. Представление - высшая форма чувственной ступени познания

действительности.

Представления отличаются от восприятий тем, что не обладают яркостью и отчетливостью; что образы многих сходных предметов и явлений фиксируют общие им характерные черты, так как образы представлений -беднее деталями, чем образы восприятий; что возникает возможность видоизменения образов, обнаруживающая присущую человеку способность

воображения.

Логическое познание (абстрактное мышление) - опосредованное, отвлеченное и обобщенное отражение в Мозгу человека предметов и явлений окружающего мира, их существенных сторон, связей и отношений.

Мышление - высшая функция человеческого мозга.

Общие закономерные связи предметов и явлений непосредственно чувственными восприятиями не схватываются. Они обнаруживаются

мышлением.

Мышление, как объект познания, предполагает в каждом конкретном случае предмет мысли (о чем мы мыслим), содержание мысли (что мы мыслим) и форму мысли (как мы мыслим). Предмет мысли - любые предметы и явления, поскольку они становятся объектом мысли. Содержание мысли - само мысленное отражение предмета или явления. Форма мысли - форма отражения. Основные формы мышления (логического познания): понятие, суждение и умозаключение. Уже в высшей форме чувственного познания заложены в зародыше возможности формирования понятий. Представления -образы многих сходных предметов и явлений, фиксируют их общие характерные черты, У некоторых высших животных возникают эпизодически представления. Но лишь у человека, который коллективно трудится, представления следуют сплошным обильным потоком, что позволяет ему сделать принципиальный шаг вперед от животных, а именно: перейти к образованию понятий. Разговорный язык человека материализует абстрактные понятия. Понятие - есть отражение в мозгу человека предметов и явлений окружающего мира в их общих, существенных признаках. Основой образования понятий является общественная практика.

Мышление не осуществляется в форме отдельных, изолированных понятий. Мышление осуществляется в форме суждений. Суждение -отражение в мозгу человека связей и отношений между предметами и явлениями в расчлененной, развернутой форме. Суждение есть мысль, в которой о каком-нибудь предмете что-либо утверждается или отрицается.

"Патриот", "Отечество", "враг" - суть понятия. "Патриот беззаветно любит Отечество", "Патриот смертельно ненавидит внешних и внутренних врагов Отечества" - суть суждения.

Между понятием и суждением существует диалектическое единство, некоторые понятия формируются на основе многих суждений. Так, например, понятие "позитивизм" основано на суждениях, характеризующих идеологию загнивающих классов, нежелание знать правду, незаинтересованность в правде, стремление описанием явлений подменить выявление их сущности и т.п. Кроме того, внутренняя структура всякого суждения противоречива, ибо выражает отношение между единичным и общим. Так, например, во внутренней структуре суждения "Сионизм есть фашизм" заключено противоречие. Частица "есть" предполагает тождественность "сионизма" и "фашизма". Это и верно, и неверно. Сионизм - действительно фашизм, но фашизм - это не только сионизм, но также германский нацизм и т.п. Сионизм - единичное по отношению к фашизму, как общему.

Если новое суждение выводится из нескольких суждений, то такая форма мышления называется умозаключением.

Два суждения: "Народ, растерявший идеалы и погрязший в потребительстве, не имеет исторической перспективы" и "русский народ не растерял идеалы и не поражен потребительскими настроениями" позволяют по законам формальной логики оставить новое суждение "Русский народ имеет историческую перспективу", которое будет умозаключением.

Чтобы новые суждения (умозаключения) были истинными, нужно:

1)чтобы исходные суждения были истинными и

2)чтобы соблюдались законы мышления (правила связывания суждений,
названные Аристотелем законами логики).

Все научные гипотезы и теории представляют собой системы умозаключений.

Проверка истинности умозаключений на практике - есть апелляция к практике как критерию истинности.

Всякая гипотеза есть обоснованное предшествующим опытом и знанием предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений.

Теория - достоверное знание, то есть гипотеза, истинность которой доказана и проверена общественной практикой.

Гипотезы К.Э.Циолковского, подтвержденные практикой запусков космических ракет, стали теорией космонавтики.

Приборы в познании (телескопы, микроскопы, радары и др.), значительно расширяя область воспринимаемых явлений, раздвигая границы чувственного познания человека, не играют никакой роли в логическом познании. Мышление человека осуществляется безо всяких приборов. Любые приборы в конечном итоге предоставляют человеку возможность что-то увидеть, услышать, осязать и т.п. Сняв показания приборов, человек отвлекается от них и начинает осмысливать полученную информацию.

На ступени проверки результатов абстрактного мышления на практике, то есть на заключительной ступени познания, приборы вновь приобретают важное значение, помогая человеку избежать заблуждений в тех случаях, когда практическая проверка истинности суждений заключает в себе субъективные моменты.

Холодно или тепло в том или ином случае? Быстро или медленно? Термометр и спидометр дадут точный ответ. Приборы точно фиксируют результаты эксперимента, исключая субъективные оценки и заблуждения человека, изучающего данное явление без приборов.

В постижении человеком действительности существенное место занимает интуиция - непосредственное проникновение в суть вещи, явления без обоснования с помощью доказательства. Интуиция - непосредственное постижение истины, не опирающееся на доказательство. Сущность интуиции состоит в том, что человек может приходить к выводам, опуская промежуточные звенья аргументации, не осознавая всю ту совокупность связей, на основании которой делается вывод. Интуиция вырастает, как правило, лишь на основании большого практического опыта и больших теоретических знаний.

Начинаясь с ощущений и восприятий и поднимаясь на уровень логического мышления, познание представляет собой единый процесс, диалектическое единство чувственного и рационального.

Истина

Цель познания - истина, ибо только истинное знание полезно человеку. Истина - это объективно верное, подтвержденное практикой отражение действительности в сознании человека, воспроизведение познаваемого предмета таким, каким он существует вне и независимо от нашего сознания. Истина - не застывшая и неизменная картина действительности, а процесс ее адекватного отражения в сознании человека. Истина - процесс совпадения мысли с объектом. Следовательно, нет раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением (неверным, иллюзорным отражением мира). Истина - процесс все более точного отображения человеческим сознанием объективного мира.

Возможна ли в таком случае объективная истина в человеческих представлениях?

Да, возможна. Объективная истина, то есть такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от познающего субъекта, ни от всего человечества, возможна в человеческом знании, так как иначе наука не развивалась бы и ее выводы не применялись бы успешно на практике. Критерий истины -общественная практика.

Одно из направлений современной западной философии, прагматизм, также утверждает, что практика - критерий истины. Однако, под практикой прагматисты понимают сферу волевой деятельности человека, направленной к достижению личного успеха. Таким образом, оказывается, что истина - в полезности, выгоде, что если концепция, неадекватно отражающая мир, обеспечила личности жизненный успех, эта концепция – истина.

Случались в истории философии и курьезы, связанные с попытками дать определение истины. Так, российский махист Богданов (Малиновский) объявлял истиной все то, что согласуется с мнением большинства ("социально-организованный опыт"). А французский математик А.Пуанкаре, позитивист, научной истиной считал то, относительно чего достигнуто соглашение (конвенция) между крупными учеными мира (разновидность позитивизма, распространяемого А.Пуанкаре, получила поэтому название "конвенционализм").

Если объективная истина в человеческом знании возможна, то как человеческое мышление выражает истину - сразу абсолютно или только относительно?

Объективную истину человек познает не сразу, а постепенно, посредством относительных истин.

Абсолютная истина - полное, исчерпывающее совпадение образа с объектом, то есть такое знание, которое в границах этого совпадения не будет и не может быть изменено в дальнейшем.

"Движение - способ существования материи", "человек -единственное мыслящее существо в пределах доступной нам и обозримой нами части Вселенной", "Оккультные науки и вытекающие из них концепции об НЛО, тайнах бермудского треугольника, инопланетянах, а также модернизированная философия йогов -идеологическое оружие всемирного масонства, инспирированного жидовской общиной мира" - умозаключения, являющиеся абсолютной истиной.

Относительная истина - знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.

"Мир состоит из атомов" - умозаключение, верно, но не полно отражающее в человеческом сознании структуру мира, то есть умозаключение, являющееся относительной истиной.

Объективная истина есть "зерно" абсолютной истины в относительной истине.

Сумма относительных истин в их развитии - есть абсолютная истина

Истина, таким образом, и абсолютна, и относительна.

Относительность истины определяет ее конкретность.

Абсолютность человеческого знания заключается в стремлении отразить весь объективный мир. Нет предела для способности верно отразить объективный мир в сознании человека.

Относительность человеческого знания состоит в невозможности построить абсолютно завершенную систему знаний о мире, так как мир бесконечно развивается и изменяется. Верное отражение в сознании человека всего объективного мира - недостижимо.

Методы и приемы познания


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 567; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!