Пространство и время - формы существования материи



Движение материи всегда происходит во времени и в пространстве. Пространство и время являются коренными, необходимыми условиями существования движущейся материи, общими формами, в которых всегда происходит движение материи.

Первым и важнейшим положением философии о пространстве и времени является признание их объективности, т.е. независимости от сознания. Кант в "Критике чистого разума" ошибочно утверждал, что "пространство и время суть чистые формы всякого чувственного наглядного представления", которые не имеют никакого объективного существования, а представляют собой априорные условия всякого опыта, являясь, якобы, врожденными представлениями человеческого ума.

Термин "абсолютность пространства и времени" понимается в смысле всеобщности и необходимости пространственно-временных форм для каждого материального объекта и процесса. Некоторые естество­испытатели, например, немецкий физик В.Гейзенберг, признавая пространство и время формами существования макромира, отрицают существование таких форм в атомном мире.

"Относительность пространства и времени" в философском смысле предполагает конкретные пространственные размеры и объемы и конкретные временные промежутки, связанные с определенными движущимися материальными объектами и процессами, с которыми имеет дело познающий субъект, т.е. относительность пространства и времени допускается лишь в гносеологическом плане.

Имея дело в процессе познания материального мира с относительным пространством и временем, человек определяет системы отсчета.

Через познание относительных пространства и времени человек познает абсолютные пространство и время. Из абсолютности пространства и времени вытекает их непрерывность. Из относительности пространства и времени вытекает их прерывность.

Пространство и время есть четырехмерное многообразие. Реальное пространство - трехмерно, реальное время - одномерно.

Утверждения о многомерности нашего пространства не подтверждаются никакими опытами.

Время одномерно и необратимо. Из этого свойства времени вытекает характер причинно-следственных отношений, которые отличает то, что причина и следствие никогда не могут (в прямом смысле слова) поменяться местами.

Из бесконечности движущейся материи проистекает бесконечность пространства и времени.

Признавая бесконечность пространства и времени, можно признать, что бесконечность познаваема, и ее познание происходит путем изучения закономерностей конечных процессов и явлений.

Бесконечность есть без конца в пространстве и во времени развертывающийся процесс движения материи. Представление о бесконечности как арифметической сумме однородных пространственных и временных отрезков -ложно, такое метафизическое понимание бесконечности Гегель назвал "дурной" бесконечностью. Бесконечность неоднородна в силу качественной неоднородности ее конечных проявлений.

Пространство и время - формы существования материи

Материальное единство мира

Мир представляет собой бесконечное многообразие различных форм материи. В настоящее время известно четыре вида полей, более 30 видов "элементарных" частиц, отличающихся друг от друга по массе, заряду и многим другим свойствам, более 100 сортов атомов, образующих химические элементы, миллионы видов молекул, образующих химические соединения. Сейчас на земле имеется около полумиллиона видов растений и полутора миллионов видов животных. Многообразны космические тела: галактики, звезды, планеты, метеориты, космические лучи и др. Одних только звезд, открытых астрономами, насчитывается сотни тысяч.

Но это только перечень известных науке объектов. Известно огромное количество явлений и свойств, как например, электрическая напряженность или проводимость, химическая валентность, наследственность или изменчивость у организма. Огромное многообразие представляет собой общественная жизнь с ее различными явлениями и событиями. Особое внимание привлекает сознание, которое присуще людям.

Между этими различными и многообразными явлениями мира есть связь, во всем этом многообразии есть единство.

Единство мира состоит в его материальности.

Когда Коперник показал, что Земля не находится в центре мира, а Кеплер раскрыл законы движения планет вокруг Солнца, когда Галилей и потом Ньютон показали, что и земная, и небесная механика выражают одни и те же законы движения материальных тел, были сделаны решительные шаги к познанию объективного единства мира. Успехи атомистической теории, которая трудами Ломоносова, Менделеева была превращена в науку о строении материи, указывали на единство этого строения в малом, а данные спектрального анализа показали, что и далекие космические тела, звезды, туманности, космическая пыль и т.п. состоят из тех же атомов химических элементов, что и все вещи на земле. Истолкование акустических явлений как механических колебаний среды, торжество кинетической теории, объяснившей теплоту как беспорядочное движение частиц материи, открытие Максвеллом связи между оптическими и электромагнитными явлениями и ряд других открытий стали следующими шагами в этом направлении. Аналогичный процесс шел и в науках о живой природе. Трудами Ч.Дарвина было обнаружено единство происхождения и развития живых организмов. Исследованиями Шлейдена и Шванна показано единство клеточного строения всего живого; работами И.М.Сеченова и И.П.Павлова была доказана материальная природа психики.

Идея о материальном единстве мира иногда приобретала метафизическую форму, стремясь найти некую первоматерию в виде последних, конечных и абсолютно неизменных "кирпичиков" мироздания. Ошибочность подобных концепций мира состоит в непонимании диалектически-противоречивого характера действительного единства мира как единства многообразия.

Не оправдались и современные метафизические попытки свести все многообразие известных в настоящее время "элементарных" частиц к самой элементарной сущности, будь это какое-то единое поле или абсолютно простая микрочастица - "элементен".

Многообразные явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи, которая во всех своих превращениях всегда останется одной и той же объективной реальностью, обладающей общими диалектическими закономерностями изменения и развития, существующей в пространстве и во времени, способной прямо или косвенно отражаться в человеческих представлениях.

В мире нет ничего, кроне движущейся в пространстве и во времени материи и присущих ей свойств.


Сознание

Природа и сущность сознания

Философия понимает сознание как одно из свойств движущейся материи, как особое свойство высокоорганизованной материи, функцию мозга. Это значит, что между сознанием и материей существует и различие, и единство.

Сначала в истории развития форм движения материи существуют формы, не обладающие сознанием, а затем возникают обладающие сознанием формы; сознание, как свойство высокоорганизованной материи, возникнув на определенной ступени развития, является свойством мозга - своей основы.

Вульгарные материалисты считали сознание одним из видов материи.

Фохт, Бюхнер, Молешотт в XIX веке считали, что мысль выделяется мозгом так же, как моча почками или желчь печенью. Вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того, как она "выделена" им, что и приводит вульгарных материалистов к "безмозглой" философии.

Сознание же не есть вид материи, а есть лишь ее свойство.

Абсолютное противопоставление сознания и материи ведет к дуализму (отрыву сознания от материи и предположению, что мысль существует отдельно и независимо от материи; например, дуализм Рене Декарта).

Таким образом истинная философия выступает как против дуалисти­ческого отрыва сознания от материи, так и против вульгарно-материа­листического их отождествления.

Материальной основой всех психических явлений у позвоночных животных и человека является центральная нервная система, представляющая собой результат длительного исторического развития.

Из всех отделов, входящих в центральную нервную систему, большим полушариям головного мозга принадлежит исключительная роль в регуляции сложных взаимоотношений организма с условиями среды. Непосредственной основой умственной деятельности человека, его памяти, понимания и т.п. является расположенный у самой поверхности больших полушарий слой нервных клеток, называемый корой больших полушарий.

Основным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является принцип образования условных рефлексов (временных нервных связей). Этот процесс происходит следующим образом: воспринятое раздражение посредством нервной системы передается в кору головного мозга, возвращаясь обратно уже как ответная деятельность или реакция организма на воспринятое раздражение. Рефлексы, как представления о всякой реакции животных и "непроизвольных" реакциях человека на внешние раздражения, впервые упоминаются Р.Декартом. Наиболее глубоко рефлексы головного мозга изучены И.М.Сеченовым (1829-1905) и И.П.Павловым (1849-1936), их учениками и последователями.

Однако, физиологические рефлекторные процессы в мозгу не исчерпывают сущности сознания. Они являются лишь материальный субстратом сознания. Сознание образует внутренний мир человека, который выступает как субъект. В то же время, сознание носит и объективный характер, так как содержание сознания, будучи лишь отражением внешнего мира, не зависит от людей. Следовательно, изучение сознания субъективными методами (интроспективно), также, как и объективными методами (методами условных рефлексов Павлова, построения кибернетических моделей и т.п), в равной мере возможно и необходимо.

Происхождение сознания

Исторический подход к сознанию приводит к выводу, что сознание есть свойство, возникшее в ходе исторического развития материи в результате усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материи.

Неисторический подход к сознанию приводил некоторых философов (например, итальянского мыслителя Д.Бруно, французского философа Д.Дидро, немецкого естествоиспытателя И.Гете) к выводу, что сознание присуще всей материи. Подобные воззрения назывались гилозоизмом (греч. "гиле" - вещество и "зое" - жизнь).

Отрицая гилозоизм, истинная философия утверждает, что сознание представляет собой свойство лишь высокоорганизованной материи.

Отражение есть такое свойство, которым обладает вся материя, все ее разновидности. Сознание - особый вид отражения.

Таким образом, исторический подход к сознанию дает ключ к объяснению удивительного явления природы - сознания.

Все предметы и явления мира находятся во взаимной связи. Связь - это философская категория для обозначения таких отношений предметов и явлений материального мира, при которых изменения одних необходимо вызывают изменения других.

Предметы или явления, вызвавшие изменения других предметов или явлений, - воздействуют на другие предметы, оказывают на них действие.

Если же другие предметы или явления в свою очередь оказывают ответное действие на первые предметы или явления, то такая связь между ними носит характер взаимодействия.

Моментом любого взаимодействия является передача черт структуры, то есть отражение.

В атом смысле отражение является свойством всей материи. (Луч света отражается от плотной среды; звук отражается от твердых тел; изменение цвета лакмусовой бумажки отражает кислотный или щелочной состав жидкости; влажный песок отражает конфигурацию копыт проходивших животных - следы; в крепостной стене осталась вмятина от удара ядра.)

Рассматривая отражение, как момент любого взаимодействия, которым обладает вся материя, т.е. неживая и живая природа, философия исходит из того, что между живой и неживой природой нет и не может быть абсолютной грани.

Переход от неживой природы к живой был великим диалектическим скачком от одного качественного состояния к другому.

Нам известно из химии, что  некоторые вещества, не вступая непосредственно сами в химические реакции, своим присутствием ускоряют процесс. Это - так называемые катализаторы. Органическая химия знает случаи чрезвычайно кратковременного существования нестойких веществ, непрерывно возникающих при участии катализатора.

Аналогичное явление мы наблюдаем и в жизнедеятельности живых организмов, где роль катализаторов выполняют ферменты.

Отличительным свойством живого является обмен веществ с окружающей их внешней природой.

Обмен веществ живых организмов качественно отличается от соединений и распада химических веществ с участием катализатора, так как живые организмы, кроме свойства обмена веществ, обладают также свойством приспосабливаться к окружающим внешним условиям и закреплять по наследству приобретенные в результате этого приспособления качества и свойства Неживая природа такими способностями не обладает.

До недавнего времени элементарной формой живого считалась клетка. Однако, теперь, современная наука уточнила границы появления живого. Такая граница проходит на молекулярном уровне. На первой стадии возникновения жизни мы предполагаем появление нуклеиноёых кислот, ДНК и РНК (дезоксирибонуклеиновых и рибонуклеиновых), которые наряду со свойством обмена веществ обладают и свойством передачи информации, т.е. наследственными свойствами. И лишь затем появляется клетка, уже более сложная форма живого. (Конечно, определение жизни не сводится к указанию на элементарную форму материальных носителей жизни. Жизнь реализуется в многообразии сложных систем).

На основе биологической эволюции развиваются и свойственные живой материи формы отражения. Такой элементарной формой, свойственной всем живым организмам, является раздражимость. Эта форма представляет собой ответную реакцию организма на внешние воздействия и предшествует возникновению психики.

На следующем этапе развития раздражимость превращается в способность ощущать. Это уже начало возникновения психики, как отражательной деятельности нервной системы и мозга. У животных появляется специальный аппарат для осуществления отражения -нервная система. Нервная система достигает своего высшего развития у позвоночных, обладающих корой больших полушарий головного мозга.

Академик И.П.Павлов показал, что существует два вида рефлексов -безусловные и условные. Безусловные рефлексы - врожденные реакции нервной системы. Безусловные рефлексы в своих комбинациях образуют инстинкты животных. Условные рефлексы - это реакции нервной системы, которые возникают при частом, многократном совпадении во времени действий безразличных раздражителей с действиями тех раздражителей, которые вызывают безусловный рефлекс (например, звонок, мясо, слюновыделение; после многократного повторения связь будет следующая: звонок, слюновыделение). Систему условных рефлексов И.П.Павлов назвал первой сигнальной системой и показал, что она является общей у животных и у человека. Ощущения есть необходимое и существенное звено деятельности нервной системы. Это звено является внутренней стороной нервной системы, той ее стороной, которая заключается в отображении предметов и явлений окружающего мира. Ощущение есть субъективный образ внешнего объективного мира, создаваемый нервной системой при формировании безусловных и условных рефлексов.

Образ - это воспроизведение содержания отражаемого предмета. Значение образа - это та информация, которая заключена в образе отражаемого предмета. Способность мозга воспроизводить усвоенную ранее информацию называется памятью.

В процессе познания человеком окружающего мира предметы и явления этого мира отображаются нашими ощущениями. В сознании человека возникают образы предметов и явлений окружающего мира, а не иероглифы или знаки этих предметов и явлений, как ошибочно полагали естествоиспытатели XIX века Гельмгольц и Мюллер, а также философ XX века Г.В.Плеханов. Иероглиф, знак - это замещение отображаемого предмета в информационном отношении чувственно-воспринимаемыми предметами или процессами (так, например, красный сигнал светофора -это не образ аварии, а лишь знак возможной аварии. Было бы нелепо утверждать, что при наблюдении аварии в сознании человека возникают условные знаки, или иероглифы аварии, а не образы аварии).

Не только такие науки, как физиология и психология изучают материальную основу сознания. В 40-х годах XX столетия возникла новая наука - кибернетика. (Термин "кибернетика" впервые употребил Платон. Затем этим термином пользовался в XIX веке Ампер, а в XX веке - многие.) Создателями кибернетики выступили А.М.Ляпунов (1892), Тьюринг (1936), Шеннон (1938).1 Огромный вклад в развитие кибернетики внес А.И.Берг. Кибернетика отвлекается от качественных различий технических, биологических, социальных систем и ищет общие законы управления в этих системах, т.е. подходит к отражению с количественной стороны. Найденные и рассчитанные таким путем закономерности, общие для всех систем, позволили искусственно создать материальные системы, выполняющие функции, аналогичные некоторым психическим функциям живых организмов.

Возможность моделирования различных форм отражения подтверждает положение о том, что отражение является общим свойством всей материи, всех ее разновидностей, то есть подтверждает один из фундаментальных выводов философии о материальном единстве мира.

Качественные различия между техническими устройствами и живыми организмами создают очень большие практические трудности моделирования психических функций.

Как переход от неживой неорганической природы к живой органической природе представлял собой диалектический скачок, так и переход от живой природы, от природы вообще, к человеческому обществу явился величайшим диалектическим скачком. И, если характерным, определяющим обстоятельством при выделении живых организмов из неживой, природы был обмен веществ, то определяющим, характерным признаком при

выделении человека из животного мира был труд.

Труд - есть деятельность человека по созданию искусственных условий его существования.

Использование нашими предками естественных орудий (палок, камней) еще не является трудом. Изготовление искусственных орудий уже является трудом, т.к. искусственные орудия изготовлялись в результате осмысленной, целенаправленной деятельности, для которой характерным является получение результата, уже имевшегося в голове работника перед началом этого процесса; изготовление искусственных орудий является характерной особенностью человеческого труда. Другой характерной особенностью человеческого труда является его общественный характер. Люди в процессе труда действовали совместно, коллективно. У человека появляется потребность выделить самого себя от других. Возникает самосознание человека.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в жизни общества, т.е. осознание себя как личности. Сложные трудовые действия, выполняемые человеком, вызвали быстрое развитие коры больших полушарий головного мозга Человек осознает себя, окружающий его мир и переходит к познанию мира. Большое значение для развития форм познания имело производство.

Осознав себя как личность, человек ставит перед собой образы других предметов (ставит перед собой - так как осознал себя. Вот почему в языках мира слово "представление" означает "ставить образ перед собой"). Вначале осознание человеком внешнего мира происходит на уровне представлений, т.е. на уровне чувственного знания. Представления свойственны и животным. Но у животных они неустойчивы и кратковременны. учеловека же, в силу особенностей его новых условий существования, связанных с трудом, представления становятся устойчивыми и долговременными, превращаются в поток представлений; что дает возможность человеку замечать устойчивые связи между предметами. В мозгу человека эти устойчивые связи представлений, отражающие объективные связи между различными явлениями, предметами и их свойствами, закрепляются, оформляясь в виде отделенных от чувственной формы абстрактных понятий {пища, жилище, гора, река и т.д.).

И если специфической формой отражения живой природы в отличие от неживой природы явилась раздражимость, то новой формой отражения действительности, ее высшей формой, присущей лишь человеку, выделившемуся, благодаря труду, из животного мира, явилось мышление.

Переход к абстрактному мышлению, как способности выделять существующее в реальном мире общее и отражать его в понятиях и суждениях, был качественно новым этапом в развитии сознания.

Понятийное мышление, оперирующее абстрактными категориями, вызывало необходимость закрепить эти обозначения при помощи специальных средств. Еще большую необходимость закрепить понятия при помощи специальных средств вызывала необходимость поделиться друг с другою своими мыслями. Таким специальным средством стал язык. Язык возник одновременно и в связи с возникновением мышления.

Мышление и язык

Мышление - это обобщенное отражение в мозгу человека в форме понятий и суждений общих свойств предметов и явлений окружающего мира

Возникновение языка явилось могучим средством дальнейшего развития мышления. В процессе труда возникали новые понятия, которые закреплялись в соответствующих языковых терминах.

Язык есть непосредственная действительность человеческого сознания, так как в языке абстрактная мысль облекается в чувственно воспри­нимаемую материальную оболочку. И, если основной функцией мышления является познание окружающего нас мира, проникновение в суть вещей и явлений, отражение устойчивых связей и законов действи-тельности, то основной функцией языка является обмен мыслями, взаимопонимание.

Формы самого мышления исследует наука логика. Способы языкового воплощения мыслей и их реализации исследует наука грамматика. Так понимает философия единство мышления и языка, т.е как диалектическое единство, не исключающее различия.

И.П.Павлов, вскрывший механизм отражения внешнего мира животными, показал и особенность человеческого способа отражения действи­тельности, состоящую в наличии второй, специфичной только для человека, сигнальной системы. Он писал: "Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов".

Условные связи первой сигнальной системы не всегда у животных оказываются целесообразными (например, слюновыделение у собаки, как реакция на звонок, который впоследствии может и не сопровождаться кормлением). У животных такой условный рефлекс стихийно затухает, если он больше не подкрепляется безусловным раздражителем.

Человек же, обладая второй сигнальной системой, направляет, контролирует деятельность первой сигнальной системы.

Очень часто названия "речь" и "язык" употребляются в одинаковом смысле. До известной степени это правильно, так как речь и язык служат средством общения людей. Однако, зги понятия все же следует различать. Язык - это система средств общения. Наука, изучающая язык, называется лингвистикой. Речь - деятельность сообщения. Специальным иссле­дованием речи занимается наука психология.

Таким образом, имеются 'различные стороны языка: физическая, физиологическая и психическая. Включая в себя все эти моменты, язык, тем не менее, в своей сущности есть социальное явление, -так как и по своему происхождению, и по своему содержанию, и по своей форме язык неразрывно связан с общественной деятельностью человека. Звук или слуховой образ - это еще не есть слово языка, если они взяты и рассматриваются сами по себе. Звук и слуховой образ становятся словами, если они несут определенное содержание сознания людей и служат для сообщения этого содержания людям, т.е. служат средством сообщения.

Язык относительно консервативнее, чем мышление. Мышление более гибко и подвижно, по сравнению с языком. С развитием жизни значение слов изменяется, и поэтому, в различные исторические эпохи одни и те же слова имеют разное значение, поэтому язык может быть использован не только в качестве орудия распространения истинного знания, но и в качестве источника и рассадника заблуждений, ложных взглядов и ошибочных понятий.

Языкознание как наука о языке, т.е. об общих законах существования и исторического развития языка, появилось на заре культурной жизни человечества Развитие языкознания в древней Греции было тесно связано с развитием греческой науки и философии. Развиваясь первоначально из потребностей практики, греческая наука пришла затем к теоретическими обобщениям. Платон в своих диалогах "Кратил" и "Софист" исследовал проблему связи слова и обозначаемого им предмета, впервые обосновал грамматику как общее учение о связях различных категорий слов в языке. Систематическая разработка грамматики была осуществлена в IV в. до современного летоисчисления учеником Платона Аристотелем. От Аристотеля идет логическая грамматика, которая не потеряла значения до сих пор, особенно в школьной практике. Многие грамматические понятия, характерные и для современной грамматической науки, русской и западноевропейской, были впервые введены Аристотелем. Он же явился основоположником логики.

Много занимался вопросами родственных отношений различных языков и общей теорией языка немецкий философ ГВ.Ляйбниц (1646-1716).

У нас, в России, наибольшей известностью в старину пользовалась напечатанная в 1619 г. славянская грамматика Мелетия Смотрицкого, украинца из Подолии. Но наиболее выдающуюся роль в развитии русского языкознания сыграл М.В.Ломоносов. Основным лингвистическим трудом Ломоносова является вышедшая в 1755 г. "Российская грамматика".

Некоторые философы разрывают мышление и язык. Разрыв между мышлением и языком, доведенный до крайности, приводит к ложным выводам о том, что язык и мышление не только не зависимы друг от друга, но даже противоположны, антагонистичны. Так немецкий философ Шопенгауэр писал, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова. В действительности же язык является самой истинной, равнозначной формой осуществления мысли.

Мышление по своим законам и формам является общечеловеческим, а язык по своей лексике и грамматическому строю - национальным. Всякую мысль можно выразить на любом из современных языков, достигнув идентичности соответствующих выражений. Итак, сознание - результат длительной эволюции материи. Возникнув на основе материи, сознание активно влияет на ее развитие. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

 

                                                         

                

Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы. Тайны ее непостижимо глубоки; однако нам, людям, дано все дальше и дальше проникать в них своим взором. Именно то, что они в конце концов непостижимы, представляет для нас вечное очарование и заставляет нас снова и снова подступать к ним, приобретая новые познания и делая новые открытия.

И.-В. Гете

Сущность познания

Познаваемость мира

Как наши мысли об окружающем мире относятся к самому миру: составляют ли наши мысли верное отражение действительности или не составляют?

Если наши мысли верно отражают действительность, значит, мы в состоянии познавать мир. Если наши мысли не отражают действительности, значит, мы познать мир не можем.

Познаваем ли мир?

Большинство философов положительно отвечают на этот .вопрос.

Метафизики утверждают познаваемость мира посредством разума (рационалисты), или посредством ощущений (эмпиристы).

Некоторые философы признают познаваемость мира посредством высшего разума.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!