Абсолютность и относительность движения



В философии термины - абсолютность и относительность движения -употребляются не в том смысле, в каком они употребляются в частных науках (в механике, например, абсолютное движение - движение относительно абсолютно покоящейся системы отсчета; относительное движение - движение относительно любой другой системы отсчета).

Абсолютность движения, как одна из его важнейших характеристик, обусловлена тем, что материя не может существовать без движения, так как движение есть всеобщий способ бытия материи, происходит всегда и всюду, при всех условиях, обладает абсолютно всеобщим характером.

Движение, как и материя, неуничтожимо и несотворимо.

В то же время движение и относительно, т.к. абсолютная природа движения проявляется всегда только через конкретные и преходящие формы изменения явлений природы или общества. Абсолютность движения всегда реализуется в относительных, конкретных, качественно и количественно определенных, локальных и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий и в этом смысле относительных формах. Эти формы движения бесконечно многообразны и вместе с тем взаимосвязаны и переходят друг в друга.

Только в таком смысле следует понимать абсолютность и отно­сительность движения.

Таким образом, философия рассматривает движение как единство абсолютного и относительного и отрицает метафизическую абсолютизацию какой-нибудь одной формы движения, например, механической, как это было свойственно механицизму.

Познание движения и его общих свойств может происходить путем изучения отдельных форм движения, и поскольку мы познаем последние, мы познаем также и движение. Частные науки, которые изучают отдельные формы движения, являются надежной и единственной опорой для философских обобщений, касающихся общего характера и общих свойств движения.

Истинная философия предостерегает частные науки от абсолютизации той или иной о>ормы движения, как например, от сведения всякого движения к механическому, от отождествления относительности движения с субъективностью (т.е. против философского релятивизма).

Противоречивость движения

Любое движение (изменение) неразрывно связано со своей противоположностью - устойчивостью, покоем. Любое состояние изме­нения, пребывая как данное состояние изменения, есть в то же время покой, устойчивость, сохранение (летящая стрела, выпущенная из лука, изменяет свое местоположение со временем, но состояние полета сохраняется, и это сохранение есть ее устойчивость, покой как летящей стрелы). Таким образом, любое сохраняющееся состояние движения можно рассматривать как покой и наоборот, любой покой всегда есть не что иное, как сохраняющееся состояние движения. Такова диалектика этого вопроса.1

Без покоя не могло бы быть развития, состоящего именно в появлении более сложных, высших качеств.

Метафизика, абсолютизирующая покой, вынуждена для объяснения движения апеллировать к божественному толчку (деисты).

Диалектически противоречивая природа движения выступает как единство изменчивости и устойчивости, а также единство прерывности и непрерывности, эволюции и революции, качества и количества, необходимости и случайности и т.д.

Основные формы движения материи и их взаимоотношения

В бесконечном многообразии форм движения материи могут быть выделены некоторые области, в которых носителями движения являются близкие по своей природе объекты и где действуют одинаковые по типу и содержанию законы. Такие области движения называются основными формами движения. Классификация такихтрорм движения позволяет построить на этой основе классификацию наук.

'Этой диалектики не понимал Зенон Элейский (ок. 500 л. до н.э. - год смерти неизвестен) - ученик Парменида, главы элейской школы.

Выдвинул 45 "доказательств" в защиту учения Парменида о едином, нераздельном и неизменном бытии. До нас дошло 9 "доказательств'1. Одно иэ них: - летящая стрела покоится, ибо время состоит из отдельных мгновений.

Понимая, что сам факт наличия движения не вызывает сомнений, Зенон затруднялся выразить это движение в логике понятий. Поэтому свои "доказательства" Зенон назвал "трудностями" (по-гречески • апориями). Удивляться не приходится, ибо Зенон жил до Аристотеля, впервые разработавшего логику понятий.

В свете современных данных наук о природе и обществе основными формами движения являются.

1.Изменение состояний электромагнитных, гравитационных и нуклонных
полей.

2.Движение "элементарных" частиц.

3.Взаимодействие атомов и молекул (химическое движение).

4.Хаотическое движение частиц (тепловое движение).

5.Механическое движение сравнительно больших тел, подчиняющихся
законам, установленным классической механикой (физическое движение).

6.Биологическая форма движения (органическая жизнь).

7.Социальная форма движения (экономические, социально-политические
и другие отношения людей).

С одной стороны - эти формы существенно различны, а с другой -органически связаны друг с другом.

Их различие - это различие объектов, уровней организации материи, степени сложности материальных структур и действующих в границах каждой из них законов и видов взаимодействия. "Теория сведения" всего качественного многообразия форм движения к какой-нибудь одной - глубоко порочна, т.к. ведет к научному застою.

Между формами движения в то же время существует глубокая связь, которая состоит не только в наличии общих свойств и законов движения, но и во взаимных превращениях, переходах от одной формы к другой.

Высшие, более сложные формы движения исторически и фактически произошли из низших, более простых форм. Высшие формы движения включают в себя низшие так, что элементарные процессы в высших формах осуществляются при помощи низших форм движения, однако нельзя высшие формы свести к низшим, так как целое - не есть простая сумма его частей. Методологическое значение вышесказанного очень велико. Оно позволяет отвергнуть как претензии "теорий сведения", так и концепции, абсолютизирующие качественную специфику высших форм движения (витализм и т.п.).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!