Объективные основы связи философии и естествознания



Естествознание - учение о природе.

Философия - теоретическая основа мировоззрения, т.е. система взглядов, представлений и понятий о мире и познании его. Философия дает людям более или менее цельный и общий взгляд на природу, общество и сознание людей.

Предмет и задачи философии изменялись на протяжении истории человечества.

Взаимосвязь естествознания и философии в ходе исторического развития науки изменялась.

История развития науки знает три основные формы взаимосвязи естествознания и философии, последовательно сменявшие друг друга:

- форма взаимосвязи, характерная для периода господства натур­философии;

- форма взаимосвязи, характерная для периода господства метафизики;

- форма взаимосвязи, характерная для современного периода -периода распространения и упрочения позиций материалистической диалектики.

"В науке древних долгое время физика и философия были неразрывно связаны. Философ был неизбежно физиком и обратно.

С начала великого расцвета естествознания a XVI-XVII вв. по мере постепенного усложнения и обособления отдельных наук, физики все больше и больше стали отдаляться от философских задач и даже стали культивировать пренебрежительное отношение к философии как схоластической, ненужной области знания. Грибоедовское "пофило­софствуй - ум вскружится" стало лозунгом для очень многих физиков и естествоиспытателей вообще.

Такое отношение к философии - результат глубокого заблуждения и отсутствия критического отношения прежде всего к своей собственной работе",1 - так писал академик С.И.Вавилов о первых двух исторических формах взаимосвязи естествознания и философии в своей работе "Новая физика и диалектический материализм", рассматривая главным образом взаимосвязь физики и философии.

' С.И.Вавилов, Соб.соч., т.Ш, АН СССР, М., 1956, стр.38.

 Вторая историческая форма взаимосвязи естествознания и философии закончилась в конце XVIII - начале XIX вв. попытками осмыслить громадный накопленный веками экспериментальный естественно-научный материал с позиций философии, однако философия понималась как "наука наук", стоящая над естествознанием и другими науками, что приводило к ложной интерпретации достижений естественных наук.

Зачастую современные исследователи, признавая необходимость тесной связи естествознания и философии, подходят к пониманию этой связи односторонне, подчеркивая, главным образом, воздействие на философию естественно-научных открытий, но не разбирая философских истоков этих открытий, т.е. не исследуя влияния философии на физику.

Самым ценным завоеванием, которым может и должна поделиться с естествознанием философия, является прежде всего диалектический метод мышления. С этой точки зрения философия выступает как логика, как теория познания, соответствующая современному уровню развития и запросов естественных и социально-исторических наук XX века.

При таком понимании философии можно говорить о союзе, добровольном и плодотворном сотрудничестве философии и естествознания в познании и преобразовании мира. И те отрицательные тенденции, которые так или иначе омрачали и омрачают взаимоотношения философов и естествоиспытателей (попытки представить "теорию относительности" как материалистическую теорию, попытки истолковать успехи кибернетики как доказательство способности машин "мыслить", попытки философски обосновать общебиологическую теорию Лысенко как "диалектическую' и т.д. и т.п.), вполне объясняются отходом от понимания философии, ее предмета и тем самым ее роли в развитии научного миропонимания, как методологии частных наук.

Представление о философии как "науке наук" было понято и оправдано в определенную историческую эпоху, когда философия вынуждена была своими средствами компенсировать недостаточную развитость конкретных наук. Однако это время давно прошло.

Диалектика нынче выступает по отношению к естествознанию в качестве методологии, основывая свои выводы и положения на достижениях и открытиях естествознания.

Развитие естествознания в XX в. выдвинуло на первый план целый ряд глубоких теоретических проблем.

Естествоиспытателей нашего времени неудержимо влечет к философии их собственная практическая деятельность, повседневно убеждающая деятелей науки в объективно-реальном существовании предметов и законов природы, в возможности познания мира таким, каков он есть на самом деле.

Борьба философских идей в естествознании в наши дни является одним из важнейших участков идеологической борьбы.

С одной стороны, в западном обществе происходит углубление кризиса философских основ естествознания. Шатания охватили более широкие круги западных ученых, чем в начале XX века. Такие естествоиспытатели, как А.Комптон, П.Иордан, а также физики и астрономы, как Джинс, Эддингтон, Милн и другие, ушли от поиска истины. На позициях позитивизма так и остались А.Пуанкаре, Х.Лоренц Э.Шредингер, В.Гейзенберг

С другой стороны, самые передовые естествоиспытатели западных стран, опираясь на лучшие традиции в науке и философии своей страны' совершали в тесном союзе с учеными России переход от метафизики к диалектике (Д.Бернал в Англии, П.Ланжевен и Ф.Жолио-Кюри во Франции и ДР-).

Процесс внедрения материалистической диалектики в умы естествоиспытателей усилился в течение последних десятилетий. Бурное развитие науки в нашей стране обусловили в свое время переход на позиции диалектики многих ученых старого поколения: К.А.Тимирязева, И.В.Мещерского, К.Э.Циолковского и других. Что же касается крупнейших современных ученых, таких, как А.К.Тимирязев, С.И.Вавилов, Н.И.Вавилов, И.В.Курчатов, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и другие, то они не только восприняли идеи диалектики, но внесли и вносят серьезный вклад в ее разработку.

Философия и физика


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 487; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!