Возможность и действительность



Категория возможность обозначает способность материи в процессе движения принимать различные формы, зарождающиеся в недрах существующего.

Действительность есть категория, обозначающая осуществленную возможность (термин "действительность1' употребляется в философии и в более широком смысле: весь окружающий нас мир со всеми возмож­ностями, которые в нем имеются).

Возможность противоположна невозможности. Волюнтаризм – попытка выдать невозможное за возможное и наоборот.

Хотя возможность и действительность переходят друг в друга, они -различны. Принять возможное за действительное - значит впасть в ошибку. Различны также абстрактная (формальная) возможность и реальная возможность.

Вероятность - известная степень возможности.

Существуют объективные и субъективные условия превращения возможности в действительность. К объективным условиям относятся те, которые существуют вне и независимо от сознания людей. К субъективным условиям относятся сознательно и целеустремленно используемые людьми объективные условия, которые необходимы для превращения возможности в действительность.

Содержание и форма

Содержание и форма являются категориями диалектики, в которых, как и в других ее категориях, отражены существенные стороны развития объективного мира.

Содержание есть категория, обозначающая внутреннюю сторону предметов, представляющую собой совокупность элементов и процессов, образующих основу существования и развития предметов и явлений. Содержание - совокупность элементов целого.

Содержание - совокупность качества и количества, образующих основу предметов и явлений. Форма - структура элементов целого.

Форма - категория для обозначения структуры содержания (порядка расположения его элементов). В явлениях, относящихся к сфере сознания, форма является выражением содержания.

Форма внутренне присуща содержанию.

Форма не есть нечто только поверхностное, но и внутренне проникающее, пронизывающее содержание, которое формировано во всех своих элементах. Содержание и форма взаимно проникают друг в друга; содержание оформлено, форма содержательна.

Главная и определяющая роль во взаимоотношении содержания с формой принадлежит содержанию.

Содержание предметов, явлений непрерывно развивается. Что же касается формы, то она тоже развивается, но медленнее, чем содержание. Она обладает большей устойчивостью, нежели содержание. Содержание играет определяющую роль в изменении формы.

Форма обладает некоторой самостоятельностью по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы обнаруживается в ее большей устойчивости по сравнению с содержанием.

Одним из проявлений относительной самостоятельности формы является ее отставание в развитии от содержания.

Отставание формы от содержания обнаруживается и в общественной жизни.

Относительная самостоятельность формы проявляется весьма многообразно. Одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным содержанием. Широкое распространение в жизни имеет использование разных форм сходным, однотипным содержанием. Между содержанием и формой в процессе развития возникает

несоответствие.

"Борьба" содержания с формой является одной из движущих сил развития вещей, предметов и явлений и перехода их в новые качественные состояния.

Когда между формой и содержанием имеется соответствие, то агто значит, что форма удовлетворяет потребностям развития содержания, способ­ствует его развитию и выступает в качестве движущей силы развития.

Сущность и явление

Сущность и содержание - близкие, но не тождественные понятия. Содержание - шире сущности. Сущность - главное в содержании.

Явление и сущность выражают сложное 'единство внутренней и внешней сторон предметов, вещей, процессов объективной действительности. Как категории познания, сущность и явление отражают диалектическое единство чувственного и рационального моментов познания, раскрывающего на основе практики глубокую сущность.

Сущность есть категория, обозначающая совокупность внутренних, устойчивых и необходимых причинных связей и отношений.

Сущность, обычно, скрыта за поверхностью явлений и выражается в них.

Явление есть категория, обозначающая форму выражения сущности. Явление доступно непосредственному чувственному восприятию.

Явление - единичный процесс. Явление есть внешняя, более подвижная и изменчивая сторона объективной действительности.

Сущность и явление - связаны. Сущность - является. Явление -существенно. Сущность и явление - едины.

Единство сущности и явления носит противоречивый, диалектический характер. Сущность выражает нечто общее, явление - единичное (сущность жизни - обмен веществ; но сколь многообразны явления жизни от вируса

до человека).

Другой важной формой различия между сущностью и явлением служит противоречие между ними как между внутренней и внешней сторонами объективной действительности (температура отражает степень движения молекул; движения мы не видим, а температуру мы ощущаем).

Категории сущности и явления играют важную роль в познании, так как всякое научное исследование связано прежде всего с раскрытием сущности явлений. С точки зрения материалистической диалектики познание есть процесс отражения объективной действительности сознанием человека, в ходе которого человек проникает во внутреннюю, недоступную для непосредственного восприятия сторону действительности, разрешая тем самым противоречив между сущностью и ее внешними проявлениями.

В познании человек прежде всего наталкивается на несовпадение внешней стороны - явления, с внутренней стороной - сущностью. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякое познание было бы излишним.

Проникновение в сущность процессов, явлений совершается только на втором этапе познания посредством теоретического, или абстрактного, мышления.

Познание не завершается раскрытием противоречия между сущностью и явлением. Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности одного порядка, к сущности более высокого порядка и так далее без конца

Человеческая материальная трудовая деятельность - истинный создатель сложнейшего мыслящего аппарата человека.

Именно в процессе труда человек научился выделять в вещах наиболее важные для него, существенные свойства.

Законы

Определение закона

Любое явление или группа явлений всегда представляют собой весьма разветвленную и сложную сеть различных связей и отношений. Одна из общих форм связи между явлениями действительности - объективный закон. (Закон науки - есть отражение объективных законов.) Поэтому явление всегда шире закона, а закон представляет только часть явления. Закон -внутренняя и необходимая связь между двумя явлениями. Закон -отношение сущностей.

Закон и закономерность - различные понятия. Всеобщая взаимная связь явлений носит закономерный характер (так, на нашей планете происходит смена времен года, дня и ночи в строго определенной последовательности и в определенное время). Закономерность выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно выражает определенную связь, отношение. Понятие закономерности по объему шире понятия закона.

Закон есть категория, обозначающая внутреннюю, существенную, необходимую, общую, устойчивую и повторяющуюся связь предметов, явлений.

Законы движения и развития объективного мира, будучи открытыми и познанными, становятся законами науки, содержание которых всегда выражается в виде суждений. Законы науки являются неотъемлемым элементом научной теории.

Материалистическая диалектика признает объективный характер закономерностей и законов развития мира. Иммануил Кант, например, утверждал, что разум человека диктует законы природе. В действительности законы движения и развития внешнего мира существуют объективно, помимо человека и его сознания, и не перестают быть объективными и в том случае, когда люди их открыли, познали и использовали в интересах общества. Объективные законы мира нельзя отменить.

Существуют закономерности и законы развития и функционирования, а также законы структуры, внутреннего строения явления.

Все биологические организмы, например, являются носителями законов развития, функционирования (физиологии) и структуры (анатомии).

Различают общие и специфические закономерности и законы природы и общества или определенной области природных и общественных явлений (так, закон зависимости развития организмов от условий их существования является общим законом всей живой природы; законы стадийного развития растений являются специфическими законами).

Различают также динамические и статистические закономерности. Динамические - это такие закономерности, где по известным начальным данным можно однозначно и точно определить движение отдельного объекта, например, место и скорость спутника в каждый данный момент. Статистические - это такие закономерности, которые выражают необходимость случайных связей, "средние" состояния множества величин, например, закон Бойля-Мариотта.

По сфере своего действия законы делятся на частные, общие и всеобщие. Частные законы действуют в узкой сфере объективного мира; частные законы - это законы тех или иных наук: химические, физические, биологические, социальные и т.п. Общие законы действуют в одной из трех сфер объективного мира, рассматриваемого как объект познания: или в природе, или в обществе, или в человеческою мышлении. Всеобщие законы - это законы диалектики.

Из всего многообразия объективных закономерностей и законов выделяются основные и главные закономерности и законы, которые выражают основные и главные стороны, связи, отношения данной группы явлений. Среди всеобщих законов диалектики основным и главным является закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей составляет суть, ядро диалектики, так как он раскрывает причину, импульс, источник развития.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос: "почему происходит развитие?" Другие всеобщие законы, то есть законы диалектики, отвечают на вопрос "как? В каком направлении происходит развитие?"

Закон единства и борьбы противоположностей

Всем вещам, явлениям и процессам вселенной внутренне присущи

тождество и различие.

Тождество - есть отношение вещи к себе самой и к другим вещам, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, совпадающие

друг с другом.

Различие - есть отношение вещи к себе самой и к другим вещам, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, не совпадающие

друг с другом. Тождество - это философская категория, обозначающая отношение, стороны которого совпадают.

различие - это философская категория, обозначающая отношение, стороны которого не совпадают.

Метафизики абсолютизируют тождество вещи, считая, что она не может быть одновременно сама собой и другой. Однако действительное, конкретно-историческое тождество необходимо содержит в себе различие и изменение (так, например, машина в течение своего существования не только остается тождественной самой себе, но изменяется, изнашивается и становится другой). Следовательно, одна и та же вещь в одном отношении является тождественной самой себе, и в то же время она и нетождественна самой себе, так как изменяется, содержит в себе различие. Тождество выражает относительную устойчивость вещи, а различие выражает ее изменчивость; каждой реальной вещи объективно свойственно единство тождества и различия.

Различия между вещами имеют свои степени. Глубина, степень отличия вещей являются неодинаковыми. Сообразно с этим различия могут быть существенными и несущественными.

Различие может развиваться до противоположности. Противоположность есть отношение различия, сторонами которого являются силы и тенденции, взаимоисключающие друг друга.

Противоположность - философская категория, обозначающая отношение взаимоисключающего различия.

Всякая противоположность есть вид различия, но не всякое различие есть противоположность.

Противоположности находятся в состоянии единства. Единство в широком смысле слова есть отношение общности между вещами, явлениями (единство органического мира, материальное единство мира). Единство в узком смысле слова есть отношение, сторонами которого являются силы и тенденции, взаимополагающие друг друга.

Единство - философская категория, обозначающая отношение взаимополагающих противоположностей.

Противоположности находятся в отношении взаимного проникновения друг в друга.

Противоположности одновременно находится как в отношении единства, так и в отношении взаимной борьбы. Развитие есть не только единство, но и борьба противоположностей.

Борьба есть отношение, сторонами которого являются различные и противоположные силы и тенденции, находящиеся в состоянии взаимоисключения и взаимоотрицания.

Борьба - есть философская категория, обозначающая отношение взаимоисключающих противоположностей.

Единство противоположностей относительно, а борьба их абсолютна.

Если вещам присущи противоположности, то, значит, они находятся в противоречии сами с собой или с другими вещами.

Противоречие есть отношение, сторонами которого являются противоположные силы и тенденции, находящиеся в отношении единства и борьбы.

Противоречие есть философская категория, обозначающая отношение единства и борьбы противоположностей.

Конфликт - предельный случай обострения противоречий.

Всем предметам, явлениям, процессам вселенной имманентно раздвоение на противоположные стороны, силы и тенденции, находящиеся в состоянии единства и борьбы; противоречие, обостряясь до конфликта, разрешается заменой старого новым.

Противоречие - источник развития.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 488; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!