Теория психосексуального развития



Человек рождается исключительно биологическим существом, который имеет одну подструктуру - ИД. В ней множество инстинктов, но удовлетворение их проблематично, т.к. нет ЭГО и СЭ. В ходе развития человек приобретает другие подструктуры, становиться зрелой личностью. Человек проходит несколько стадий развития. Каждая стадия определяется биологическим созреванием организма, а содержательно представляет собой перемещение энергии основных инстинктов (главным образом сексуального) в разные части нашего тела. (Инстинкт пищеварения находиться в желудке, а где находятся агрессивный и сексуальный инстинкты?)

1. Самая ранняя стадия (от рождение до 1,5 лет). Либидо находится в нервных клетках, рецепторах ротовой полости. Это оральная стадия. Ребёнок полностью удовлетворяется, раздражая эти клетки. Это оправдано биологически тем, что ему нужно сосать грудь - ему приятно это делать.

Благодаря тому, что либидо сконцентрировано в ротовой части, ребёнок получает возможность опробовать важнейшие объекты, пригодные ля удовлетворения потребности.

Основное новообразование стадии - формирование той части ЭГО, которая будет ответственна за поиск пригодных для удовлетворения инстинктов объектов (т.е. ИД "слепо", не знает, куда вложить импульс, поэтому нужно ЭГО, чтобы найти объект, пригодный для удовлетворения инстинкта).

2. Анальная стадия. В 1 - 1,5 либидо начинает концентрироваться в области прямой кишки и анального отверстия. Чем больше объем и концентрация кала, тем больше и полнее удовольствие. И ребёнок начинает сдерживаться.

Это совпадает по времени с действиями и желаниями родителей приучить ребёнка к туалетной культуре. Одобрение со стороны родителей, приводит к желанию сдерживаться. Формируется та часть ЭГО (часть № 2), которая отвечает за сдерживание.

Длительность этого периода 1 - 1,5 до 3-х лет.

Если родители относились не строго, то формируется безволие.

Если строго - формируется анальный характер: стремление контролировать себя, окружающих, общество в целом, т.е. получается диктатор (может быть стремление к расчленению).

3. К 3-м годам либидо концентрируется в гениталиях. Это фаллическая стадия. Оптимальное удовольствие ребёнок получает, когда раздражает эту часть своего тела. В начале случайно, потом целенаправленно, возникает повышенный интерес к этому органу. Девочки начинают чувствовать ущербность, возникает комплекс неполноценности и формируется желание компенсировать свою неполноценность, желание приобрести свой такой же орган, как у мальчиков. Этим объясняется желание женщин выйти замуж.

Формируется СЭ.

И мальчики, и девочки, испытывая импульсы сексуального порядка, начинают искать объект для удовлетворения в ближайшем окружении. Редко это брат или сестра, чаще мать и отец. Появляется желание обладать родителем противоположного пола и устранить мешающего родителя своего поля. Желание убить у мальчиков сопровождается пониманием того, что, если отец, то может лишить его "гордости". Так, у мальчиков формируется "страх кастрации". Жить с этим страхом и многими другими трудно. Для того, чтобы преодолеть этот страх, ЭГО ребёнка осуществляет особую форму психологической защиты - идентификацию. Мальчики идентифицирует себя с отцом, девочки - с матерью, и , т.о. преодолевают сой страх.

Это означает, что:

1) у мальчиков формируется чувство любви к отцу, которое уживается с 2-мя другими отрицательными чувствами - агрессией и страхом - двойственное чувство к отцу;

2) если взрослый является идеалом, то ребёнок начинает подражать ему, вести себя, как он. Т.о. на этой стадии происходит идентификация с взрослыми своего пола, выступающими в качестве образца для подражания.

. Формируются "Эдипов комплекс" и "комплекс Электры".

Эдипов комплекс сохраняется в течение всей жизни. Поскольку на этой стадии ребёнок испытывает очень глубокие переживания, то эдип оказывается очень глубоко вытеснен, и является причиной конфликтов между ИД и СЭ. Фрейд считал, что эдип разрушается только после смерти отца.

В детстве в ИД скапливается столько подавленных импульсов, что детских переживаний хватит на всю жизнь, даже если успешно сублимироваться во взрослой возрасте.

Если стадия преодолевается не успешно, то мужчин во взрослой жизни характеризуют дерзость, хвастливость, опрометчивость, стремление доказать свою мужественность и половую зрелость, у женщин - склонность к флирту, обольщению, беспорядочным связям.

4. Латентный период. От 6 до 12 лет. Зона сосредоточения не выделяется. Задача стадии - расширение социальных контактов со сверстниками.

5. Генитальная стадия. 12 лет и более. Задача возраста: установление нормальных гетеросексуальных отношений. Ориентированность на вклад в общество.

Недопущение в сознание - гарантия того, что мы совладаем с инстинктами, поэтому сознание сопротивляется проникновению в него импульсов. Фрейд считал, что необходимо вывести импульсы в сознание.

1) Метод свободных ассоциаций. Клиент укладывается на кушетку, чтобы была возможность расслабиться и почувствовать себя непринуждённо, как в оральной стадии. Терапевт садиться с боку и просит пациента в свободной форме высказывать в слух всё, что приходит на ум.

Замысел метода: в ходе этого потока любая мысль станет следствием новых ассоциаций, пока, наконец, не возникнет ассоциация в символической форме, отражающая проблему пациента.

Психотерапевт способствует этому и интерпретирует символы, наводит на мысль, что может быть причиной переживаний.

Метод ассоциаций - вспомогательная стадия, которая позволяет перейти на другую. Это происходит, когда какая-либо из возникших мыслей, ассоциаций очень близко подбирается к истинной проблеме. Сопротивление может быть различным: ступор, прерывание контакта с психологом. Это сигнал того, что проблема клиента близка. Сопротивление воспринимается как большой успех.

2)метод анализа сновидений. Во сне сознание отключено, от той части, которая отвечает за подавление подсознательных импульсов. Эти импульсы могут проникнуть в сознание не в явной форме, а в символической.

Всё это в конечном итоге, т.е. вся работа со сновидениями, ассоциациями должна привести к тому, чтобы вызвать перенос (трансфер) своих переживаний на психоаналитика. Трансфер - наиболее удачная форма работы. Проявляется проблема. Это повод обсудить и интерпретировать её, а значит осознать.

В завершении происходит эмоциональное переучивание пациента. Терапевт ведя беседу, предлагает осознать, отказаться от страхов, выработать более конструктивную позицию по отношению к окружающей среде, родителям и т.д., относиться к импульсам адекватно.

 

В 1900 году вышла 1-я книга Фрейда "Толкование сновидений". Книга получила большой отклик в Вене. Общественность была возмущена, но книгу Фрейда читала. Вокруг Фрейда собрались молодые венские психиатры.

В 1905 году Фрейд создаёт Венское психоаналитическое общество (приблизительно 15 человек), а когда начинают приезжать поклонники из других городов, он передал руководство обществом Адлеру (1910 год), а сам стал главой Всемирного психоаналитического общества. При этом Фрейд тщательно открещивался от психологии и считал, что его учение является психиатрическим, а не психологическим.

Кризис в психологии созревает и по завершении 1-го десятилетия 20-го века кризис достигает пика. ОН выражается в том, что нет смысла идти по пути Вундта и Джемса, и Фрейда приглашают для чтения публичных лекций. Т.е. в поисках выхода из кризиса в качестве одной из альтернатив признаётся психоанализ.

Предмет психологии у Фрейда - часть психической жизни, детерминированная бессознательными процессами. Бессознательное представляет собой мотивационную составляющую, чего до Фрейда традиционная психология не анализировала.

Т.к. кризис заставил искать альтернативу Вундту и Джемсу, то к 1910 году это приводит Фрейда на уровень мировой известности как психолога.

Но внутри самого психоанализа зреет кризис: некоторые из учеников Ф-да начинают высказывать сомнения в справедливости и объяснительной ценности теории и метода.

Первым отступником был крупный психоаналитик Альфред Адлер (1870-1937), один из первых учеников Фрейда. Адлер родился в обеспеченной семье в одном из пригородов Вены. Его детские годы прошли в постоянных болезнях, в зависти по отношению к старшему брату и в полном неприятии со стороны матери. Сам себя он считал слабым, тщедушным и непривлекательным. Поначалу А-р был на столько слабым учеником, что, по мнению учителя, мог рассчитывать только на место подмастерья сапожника. Однако, благодаря усердию и настойчивости он сумел стать одним из первых учеников в классе. ОН смог преодолеть свои многочисленные недостатки и комплексы, так что сам может считаться примером своей теории. В возрасте 4-х лет, едва оправившись от смертельно опасной пневмонии, А-р решил, что станет врачом. Он получил медицинское образование и свою первую научную степень в Венском университете в 1895 году. После специализации в офтальмологии и прохождения практики по общей медицине он стал заниматься психиатрией. В 1902 году А-р присоединился к еженедельным заседаниям психоаналитического дискуссионного на правах одного из 4-х членов-основателей.

Фрейд возлагал на него большие надежды, т.к. Адлер имел полноценное биологическое образование, и Ф-д рассчитывал, что А-р станет разрабатывать эволюционно-биологические основы психоанализа.

 Но со стороны А-ра происходило что-то, сильно напоминающее эдипов комплекс по отношению к Ф-ду: он обожествлял и любил Фрейда и противоречил ему. Сначала это выразилось в том, что Адлер выступил с критикой сексуальной ориентированности Фрейда, который преувеличивал роль сексуального инстинкта в ущерб агрессивному. Агрессивный инстинкт, по Адлеру, в большей степени определяет поведение человека.

В 1908 году эта критика вылилась в дискуссию между Адлером и Фрейдом на заседании Венского психоаналитического общества. Мнения членов общества разделились. Фрейду удалось одержать победу с небольшим преимуществом (7 голосов за А-ра, 8 - за Ф-да). В скором времени меньшинство отделилось от большинства и создало своё общество, противопоставляющее себя психоанализу Фрейда.

Следующий шаг отхода от теории Фрейда Адлер делает в 1910 году. Он выражает сомнение вообще в значении сексуального и агрессивного инстинктов, отказывается от них, полагая, что основной движущей силой человеческой активности является стремление к превосходству.

Стремление к превосходству, по Адлеру, не является инстинктом, который производит отдельные импульсы. Это общая тенденция всего живого к превосходству над обстоятельствами, к преодолению всего того, что мешает развитию, росту, существованию. Эта тенденция свойственна всему живому, она является необходимым продуктом и условием эволюции, без этого эволюции не могло и быть.

Сама по себе эта тенденция является основной, главной движущей силой человеческой активности, заставляет нас осуществлять какое угодно поведение, и сексуально-агрессивное в том числе.

Но это стремление к превосходству - это "заряд", который сам по себе никак не влияет на наше поведение, если не будет "запала", вспышки, механизма, искры. Таким запалом, приводящим энергию превосходства в движение, является чувство неполноценности. Это особое ощущение, когда, имея тенденцию к превосходству, реального превосходства над обстоятельствами человек не имеет.

Чувство неполноценности (ч. н.) может возникнуть в любой момент. Но оно в общем порядке возникает у ребёнка в возрасте 3-5 лет. Сознание и интеллектуальные способности достаточно развиты, чтобы понимать собственную беспомощность, зависимость, особенно по сравнению со взрослыми. Это вызывает у ребёнка мощное ч. н. Отсюда, кризис 3-х лет, кризис "Я сам", он вызван чувством неполноценности. Оно переживается болезненно: ребёнок испытывает неприятные переживания. Чтобы от них избавиться, ребёнок ищет своеобразную психологическую защиту, он уходит в будущее (вот вырасту, буду большим, и тогда…). Адлер называет это постановкой жизненных целей. Этот процесс длительный, но к концу 5-го года жизни жизненные цели более или менее оформляются. = Появляется двойная детерминация:

1) энергия стремления к превосходству;

2) с другой стороны - жизненная цель, т.е. то, чего мы хотим достичь.

Цель направляет нас по определённому пути развития, задаёт направление, служит в дальнейшем путеводителем. Поставленные в 5-м возрасте цели, определяют то, чем станет человек. В этом 3-5-летнем возрасте могут возникнуть неблагоприятные обстоятельства, которые приведут к формированию неадекватных жизненных целей и невротическому развитию человека. Одним из условий их формирования является комплекс неполноценности (к.н.).

К.н. - гипертрофированное (усиленное), особо болезненное чувство неполноценности, которое влияет на специфический выбор жизненных целей.

Причиной к.н. могут выступать, по Адлеру, 3 обстоятельства:

1- физические дефекты (инвалидность, врождённые физические недостатки, болезненность и т.д.). Ребёнок теряет веру в себя, веру в свои силы, ведь он не такой, как взрослый, и отличается от других детей;

2- изолированность. Ребёнок чувствует себя ненужным, нежелательным, забытым, обделённым в семье, среди сверстников, чувствует неверие в свои силы;

3- избалованность. Она перекрывает возможность развивать свои способности, и у ребёнка крепнет чувство неполноценности.

Возникает комплекс неполноценности, это приводит к постановке невротических жизненных целей.

Далее, Адлер дополнил эти представления ещё одним понятием. Он ввёл модель личности в понятие социального интереса. Важнейшие достижения человек осуществляет не только благодаря своим собственным силам, но и силам всего своего человеческого рода, знаниям общества, способностям других людей.

Чувство социального интереса врождённо. В эволюционном плане оно более позднее, чем стремление к превосходству.

Адекватно поставленные жизненные цели ребёнка всегда сопровождаются тенденцией к социальному интересу. Мы стремимся к превосходству, опираясь на помощь людей, взаимодействуем с ними и заботимся о том, чтобы не нам одним было хорошо, чтобы крепли возможности рода (благодаря этому и я буду жить лучше).

Резко выработанный комплекс неполноценности с одной стороны уменьшает веру в собственные силы, с другой стороны, ещё в большей степени подавляет социальный интерес ребёнка (если у меня дефект, то надо мной смеются, и у меня нет желания помогать кому-то).

Оказываясь в таких двойственных условиях, ребёнок ставит другие цели, которые носят не кооперативный характер, а проявляются в том, что ребёнок своей целью ставит доминирование над окружающими.

Реализуется стремление к превосходству за счёт подчинения. Формы подчинения разные:

- если причиной комплекса неполноценности являются физические дефекты, то форма подчинения - прямое превосходство (мощная потребность во власти);

- если причина избалованность, то - манипуляции;

- если причина изолированность, то - тенденция к личному обогащению, не подчиняют других, а противопоставляют себе (пример: без меня вы не обойдётесь).

Такие неадекватные цели обрекают человека на невротический путь развития. Человек не опирается на возможности человеческого рода, а противопоставляет себя ему. Если нет сотрудничества, постепенно возникает противоборство, а затем масса страхов, тревог, переживаний. Страх, что люди вырвутся из-под контроля, и не удовлетворится стремление к превосходству. Так формируется комплекс неполноценности.

Жизнь человека с невротическими целями, сплошной психологический кошмар. Именно такие люди оказываются в роли клиента у Адлера.

Что с ними делать?

1 путь - принимать профилактические меры путём воспитания, преодолевать 3 причины комплекса неполноценности. По Адлеру, необходимо создание специальных школ, где инвалиды находятся в среде таких же как они.

Если уже имеются невротические цели, то предлагался

2 путь. Это модифицированная психоаналитическая терапия. Она не сильно отличается от метода Фрейда. Метод ассоциаций, анализ сновидений, трансфер - всё это использовал и Адлер. Но он ввёл ещё 2-а приёма:

1) понимание пациента (понимание пациентом самого себя, того, что его жизненные цели, сформированные в детстве, являются ложными и не приведут к удовлетворительному пути развития). Адлер использовал биографический анализ. Он заключался в том, что вместе с пациентом анализировалось его детство с точки зрения событий и переживаний, которые он испытывал. Терапевт старался возобновить их, интерпретировать и рассказать, как они могут повлиять на его жизненный путь. Например, как влияет порядок рождения По мнению Адлера, старшие дети в семье, вырастая, становятся авторитарными и консервативными, приобретают жёсткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Преступниками, невротиками и извращенцами чаще становятся именно первенцы в семье. Второй ребёнок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым, т.к. перед ним стоит задача не только не отставать, но и превзойти старшего брата или сестру. (Сам Адлер был вторым ребёнком в семье и на протяжении всей жизни соперничал со своим старшим братом, которого, кстати, звали Зигмунд.) Адлер считал, что именно второй ребёнок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребёнок. Младших детей, как правило, в семье балуют, и поэтому у них чаще других возникают проблемы.

2) Приём. Необходимо усилить чувство социального интереса. Это происходит в терапевтических беседах и в практике взаимодействия (клиента и терапевта).

Во время первой мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии. Позже он организовал детскую клинику в рамках венской школьной системы. В 20-е годы его социально-психологическая система, которую он сам называл индивидуальной психологией, привлекла большое число последователей. В 1926 году Адлер совершил несколько визитов в США и через 8 лет получил приглашение занять должность профессора медицинской психологии в медицинском колледже Лонг-Айленда в Нью-Йорке. Умер он в Абердине (Шотландия) во время одного из напряжённых лекционных турне.

 

Другим последователем Фрейда был Карл Густав Юнг (1875-1961).

Сам Фрейд одно время считал Юнга своим приёмным сыном и наследником психоаналитического движения. Фрейд часто называл его "своим преемником и кронпринцем". После того, как их дружба распалась в 1914 году, Юнг начал разрабатывать собственный вариант аналитической психологии, полностью, по мнению Юнга, противоположный фрейдовской системе.

Карл Юнг родился и вырос в маленькой деревушке на севере Швейцарии, неподалёку от знаменитого Рейнского водопада. По его собственному признанию, детские годы были наполнены одиночеством, отсутствием взаимопонимания и счастья. Его отец был священником, который, в конце концов, утратил веру, был унылым и подверженным постоянным сменам настроения. Мать страдала от эмоциональных расстройств и отличалась крайне неустойчивым поведением. Ему прочили карьеру священника. Но Юнг поступил в университет г. Базеля в Швейцарии и окончил его, получив медицинскую степень по медицине, в 1900 году. Он заинтересовался психиатрией, и его первым местом работы стала клиника для душевнобольных в Цюрихе. Во время лечебных сеансов он усаживал пациента напротив себя в удобное кресло, иногда он напевал во время сеанса, иногда был груб. Однажды ему даже довелось проводить сеанс на борту яхты, которая шла по озеру под полными парусами.

Кузина Юнга была медиумом и проводником. Сам Юнг в качестве хобби анализировал древнегерманскую мифологию и различные формы средневековой науки: астрологию и алхимию. Он считал, что астрология - это первая попытка составить типологию людей. Алхимию считал первой средневековой попыткой психотерапии. В 1902 году он защищает диссертацию "К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов".

Юнг впервые познакомился с идеями Фрейда в 1900 году, прочитав работу "Толкование сновидений". Этой работой он был очарован. В 1906 году между ними с Фрейдом началась переписка, а год спустя (1907) он приехал к Фрейду в Вену. Во время этой первой встречи они с большим воодушевлением проговорили в течение 13 часов. Во многом их позиции совпали (идея энергетизма, бессознательного). Но Юнг не разделял сексуализма

Фрейда. В 1909 году Юнг сопровождал Фрейда во время его поездки в США в университет Кларка, где он, как и Фрейд, читал лекции.

В 1911 году по настоянию Фрейда и при противодействии со стороны венского психоаналитического сообщества, юнг становиться первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Фрейд опасался, что антисемитизм помешает росту психоаналитического движения, если президентом ассоциации будет еврей. Венские аналитики - по большей части евреи - недолюбливали и не доверяли швейцарскому выскочке Юнгу, к тому же явному любимчику Фрейда.

Вскоре после этих событий его дружба с Фрейдом разладилась. В 1912 году выходит книга Юнга "Метаморфозы и символы либидо ". Фрейд, прочтя книгу, пишет Юнгу гневное письмо с просьбой не считать себя психоаналитиком. Так Фрейд и Юнг прекращают личные отношения. В 1914 году Юнг сложил с себя полномочия президента и вышел из ассоциации.

В 1932 году Юнг получает приглашение занять должность профессора в Федеральном политехническом университете г. Цюриха. Эту должность он занимал вплоть до 1942 года и оставил её по причине серьёзного ухудшения здоровья. Специально для него была организована кафедра психологии в университете г. Базеля, которую он возглавлял всего лишь в течение одного года и оставил также по причине плохого здоровья. Однако он остался активным исследователем до 86-летнего возраста.

Работы Юнга: "Структуры бессознательного" (1916 год), "Психологические типы" (1921 год), "Отношения между Я и бессознательным" (1928), "Об энергетике души" (1928), "Проблемы души нашего времени" (1931) и др.

Теория личности Юнга

Нашими поступками руководит сознание - это часть нашей личности, которая отражает то, что происходит вокруг нас в этом мире и с нами в этом мире.

Это лишь один слой личности наряду с которым, по Юнгу, существует другой слой - личное (индивидуальное) бессознательное. Здесь находятся воспоминания, импульсы и желания, восприятия, которые когда-то были в сознании, но затем подверглись вытеснению из-за недостаточной представленности в сознании или невостребованности и были забыты. (Например, когда-то знал телефон этого человека, потом забыл из-за невостребованности) Таких вытесненных чувств, событий множество и каждое из них обладает определённой энергетикой. Эта энергетика может повлиять на процессы, происходящие в нашем сознании (феномены могут вернуться в сознание и оказать влияние на наши решения, на поведение). Сила энергии этих заряженных бессознательных феноменов увеличивается, если они образуют комплексы.

Комплексы, по Юнгу, - это связанные, сплавленные друг с другом знания, переживания, элементы личного бессознательного, объединённые по какому-то основанию.

Опасен комплекс тем, что каждый из элементов несёт энергетический заряд. Если эти заряды объединить, то может получиться общий огромный заряд, и, если он прорвётся в сознание, то у человека может возникнуть депрессия, или он может покончить жизнь самоубийством. Если этот общий заряд стремиться прорваться в сознание, но пока ещё туда не попал, то сознание в этот момент тратит много энергии на его сдерживание.

Обычно комплексы образуются вокруг некоторого ядра (психического переживания, с которым ассоциируются другие переживания). Таким ядром, по мнению Юнга, чаще всего становятся архетипы. Архетипы - это элементы, не личного бессознательного, а коллективного бессознательного. Архетипы (от греческого archetypos - первообраз, дословно "древнейший образец") - древние, сложившиеся в ходе эволюции типы восприятия, эмоционального реагирования или поведения на определённые типичные повторяющиеся из поколения в поколение жизненные ситуации. Существует архетип матери, ребёнка, герою, битвы за отделение о матери. Архетип - это достояние общества.

Архетипы действуют в виде установок. Они врождённы, передаются по наследству, абсолютно бессознательны. До сознания они не доходят или доходят в превращённой символической форме (в виде символов, сказок, легенд), и путь их к сознанию длинный.

Функция архетипа - направлять эмоции в определённое русло.

Существуют архетипы по отношению к внешней среде. Архетип может быть направлен вовнутрь, на наши чувства, ощущения, переживания, в том числе, вытесненные в личное бессознательное. Архетип начинает стягивать все переживания, которые связаны с ним, и это может образовать комплекс матери.

Комплекс тени - объединяющий в себя все негативные черты, которые мы в себе когда-либо встречали, всё, от чего мы когда-то отказались (аморальные страсти, неприемлемые желания, поступки); это некая обратная, тёмная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Но тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений, глубоких эмоций.

Комплекс анимы (у мужчин) или анимуса (у женщин). Анима включает все ранее вытесненные женские черты, а анимус - архетип мужчины. Таким образом, у женщин может возникнуть комплекс анимуса, у мужчин - комплекс анимы. Все люди бисексуалы от рождения. В 3-х летнем возрасте мы вступаем в стадию специализации. Мальчики отказываются под влиянием социального воспитания от женских черт, девочки - от мужских. Эти черты вытесняются в бессознательное.

 В сознании существует архетип персоны - это указание, установка на то, что нельзя предъявлять своё "я", знания о себе другим.

Юнг в сознании выделял 2-е части:

1- Эго - знания о себе;

2- Персона - то, что я хочу предъявлять другим.

Как эти структуры взаимодействуют.

Любое переживание энергетически заряжено. Если какие-то части личности находятся друг с другом в противоречии, то каждая из них расходует свою энергию на подавление конкурирующей части. Например, эго, как центр нашего сознания, представления о себе, как о хорошем, находится в конфликтном состоянии с анимой и тенью, то это доставляет человеку неприятные переживания.

Таким образом, программа юнгианско-ориентированного терапевта - примирить эти части (это программа минимум).

Целью всей нашей личности, а значит и терапевта, является процесс индивидуализации - объединение различных изолированных частей нашей личности в единое целое. Эту цель к индивидуализации задаёт особый архетип, который Юнг назвал самостью. Он помогает человеку воспринимать себя целостно.

Помочь осуществить человеку этот процесс - программа максимума юнгианского психотерапевта. В этом суть юнгианско-ориентированной терапии.

 

 Как осуществляется этот процесс:

В нём выделяют 2 этапа и 4 фазы.

1 этап – аналитический.

Он начинается с 1-ой фазы – поиска ассоциаций. Терапевт стремиться к тому, чтобы пациент осознал какой-то из комплексов, который нужно привлечь на службу сознания. Основной способ этого – вызывание ассоциаций. Терапевт может «вбросить» слово, потребовав назвать на него ассоциацию. Далее пациент называет ассоциацию за ассоциацией. Терапевт может прекратить этот процесс и назвать другое слово. Так, пациент имеет шанс продвинуться ближе к центру комплекса.

Возможно, среди ассоциаций окажется слово в символической форме. Оно может быть центром комплекса или связанным с ним переживанием.

Как узнать, символическое это слово или нет?

Метод щелчка: терапевт просит пациента продолжать называть ассоциации дальше. Через некоторое время пациент сам понимает, что это слово центр комплекса, приходит озарение, щелчок, т.к. центральное слово повторяется.

Другой способ извлечения комплекса – работа со снами. Юнг считал сны короткой дорогой к бессознательному, но, в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что сновидения – подсказка нашего бессознательного сознанию относительно тех проблем, которые существуют у личности (у Фрейда подсознание враждебно сознанию, у Юнга нет).

С символикой сновидений Юнг работает как с ассоциациями. Выясняет их значение для пациента, предлагая несколько версий, потом используется метод щелчка.

2 фаза – динамическая. На ней осуществляется привязка выделенных на предыдущей стадии образов к конкретным событиям нашей жизни и внешне, и внутренней (переживания, опасения, страхи).

На этом аналитическая стадия заканчивается.

2 Этап – практический.

3 фаза – толкование. Представляет собой конечный результат 2-х первых фаз. Пациент с терапевтом складывает все извлечённые из сна образы, на которых произошёл щелчок в одну картину. Далее, они пытаются определить, что значит эта символика, взятая как единое целое, что хотело сказать бессознательное.

Если правильно интерпретируют, то наступает

4 фаза – ритуалов.

Когда бессознательное послало символ, и мы его поняли, необходимо изменить что-то, следя подсказке. Так, терапевт совместно с клиентом должны совершить какое-либо символическое действие, чтобы выполнить соответствующее послание бессознательного.

Процесс индивидуации длительный и сложный и продолжается, по Юнгу, всю жизнь. Он может быть стихийным, а психотерапевт может быть лишь инструментом этого процесса.

По Юнгу, работа терапевта с клиентом должна быть кратковременной. Научив клиента индивидуализироваться, необходимо отстранить его от себя, развить в нём самостоятельность.

У Фрейда: клиента необходимо привязать, лучше не менять терапевта; клиент – больной, который находиться под наблюдением врача.

У Юнга терапия личностного роста.

В начале 50-х годов 20 века психоанализ переживает второй кризис, в результате которого возникают новые школы.

Кризис возник не из-за внутренних противоречий, он был вызван внешними обстоятельствами: резко изменяется мировоззрение западного общества после второй мировой войны; люди осознаю, что достижения науки используются для уничтожения (Хиросима и Нагасаки), НТР утрачивает интерес. Это сказывается на политике, социальной сфере, науке. Увлечение естественнонаучным подходом, стремление свести законы человеческое психики к биологическим, физическим, химическим процессам и закономерностям (в психоанализе – инстинкты) сменяется понимание того, что человек – особенное существо, к которому неприложимы мерки естествознания.

В среде ортодоксальных (традиционных) психоаналитиков происходит разочарование учением Фрейда, появляется стремление создать новые теории, новую практику. Так появляется ряд новых имён, их называют неофрейдистами: Эрик Эриксон (1902 год рождения; американский психолог, основатель эго-психологии), Эрик Бёрн (1902-1966 оды жизни; американский психолог и психиатр; разработал «трансактный анализ»), Эрих Фромм (1900-1980 годы жизни; немецко-американский психолог), Гарри Стэк Салливен (1892-1949 годы жизни; американский психолог и психиатр), Кэрин (Карен) Хорни (1885-1952)

Каждый из них выдвинул свою концепцию, противоположную Фрейду, но в целом, если обобщить теоретические тенденции этих авторов, то можно выделить 2-а отличия от ортодоксального психоанализа:

1) – отказ от инстинктов, как основной движущей силы человеческого поведения, человеческой активности и развития.

2) – смещение акцентов с внутриличностной жизни индивида на межличностную.

 

Кэрин (Карен) Хорни (1885-1952)

Родилась в Гамбурге. Отец её был капитаном дальнего плавания и был на много старше матери, которая вышла замуж только из страха остаться старой девой. Детство маленькой Карен было не слишком весёлым. Мать предпочитала её старшего брата, которому Карен завидовала за то, что он был мальчиком.

Хорни поступает в медицинскую школу при Берлинском университете и по окончании, в 1913 году получает докторскую степень по медицине. После окончания медицинского университета начинает специализироваться как психиатр и склоняется в сторону психоаналитического метода.

С 1914 по 1918 год Хорни прошла ортодоксальный курс психоаналитической подготовки в Берлинском институте психоанализа.

Она вышла замуж, родила трёх дочерей, но всё это время она страдала от тяжелейших эмоциональных расстройств. Она чувствовала себя чудовищно несчастной и униженной, у неё часто случались желудочные колики. В 1927 году она развелась с мужем.

Самым длительным и ярким её увлечением стал психоаналитик Эрих Фромм. Когда их отношения прекратились, это стало для неё тяжелейшим ударом. Она прошла курс психоанализа для того, чтобы справиться с депрессией и сексуальными проблемами.

В 1926 году она открывает клинику в Берлине. Работая, Хорни постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе.

В 1932 году Хорни приезжает в США (в связи с приходом к власти Гитлера) в качестве содиректора Чикагского института психоанализа. Она продолжает практику и преподавание в Нью-Йоркском институте психоанализа. Вскоре Хорни открыто заявляет о несогласии с Фрейдом. Это несогласие носит локальный характер и касается женского комплекса ущербности.

В 1937 году эти идеи оформляются в книге «Психология женщины».

В более поздние годы Хорни всё больше и больше отходит от психоанализа, объясняя это тем, что психоанализ, работавший в Европе, в Америке не работает (здесь другие неврозы).

В 1950 году незадолго до смерти Хорни публикует 2-а своих главных произведения: «Наши невроз», «Невроз и развитие человека», где наиболее подробно рассматривает, что представляет из себя человек и какова причина его страданий и неврозов.

 По мнению Хорни, источником движущей силы человеческой активности и развития являются не инстинкты, а особая структура, которую она называет «реальное Я».

«Реальное Я» Хорни представляет как всю совокупность личностного ресурса, потенциала (это и потребности, и инстинкты, и темперамент, и специфика протекания познавательных процессов, и знания, которые имеет индивид, и опыт прожитых лет, и эмоциональная сфера). Именно совокупность этого ресурса определяет поступок, который мы совершаем.

Это характерно не только для Хорни, но и для других психоаналитиков третьего поколения, а так же и не для психоаналитиков (это характерное положение гуманистической психологии).

Именно «реально Я» определяет любые действия человека, в том числе и действия ребёнка. Когда он появляется на свет, у него есть потребности, есть темперамент, эмоциональная сфера.

Среди множества элементов реального я Хорни выделяет потребности (у Фрейда – инстинкты). Две потребности она считает актуальными, важными для ребёнка:

1 – физиологические потребности, обеспечивающие нужды организма (пища, сон, питьё, отдых). Они являются базой выживания для организма;

2 – потребность в безопасности. Ребёнок хочет быть любимым, желанным, защищённым. Хорни считает эту потребность главнее, т.к. в начале своей жизни беспомощен, он зависит от взрослых (он не может сам удовлетворять физиологические потребности, для этого ему нужен взрослый).

Если эти потребности удовлетворять, особенно вторую, то развитие ребёнка происходит в нормальном режиме. Однако, это происходит не всегда. Родители в силу собственной невротичности могут фрустрировать потребность в безопасности. Это происходит по-разному: могут не обратить внимание, наказать, поощрить одно поведение, другое не поощрить.

Если это происходит, то у ребёнка возникает состояние базальной тревоги (БТ). Ребёнок начинает понимать, что не всякое его действие, вызванное импульсами его реального я, приводит к удовлетворения потребности в безопасности (т.е. не каждое действие может быть одобрено, не во всяком действии он нравиться родителям).

Это тревога по поводу той инстанции, которой доверяет ребёнок в своём поведении (реальное я). Оказывается, реальному я не всегда можно доверять. Таким образом, ребёнок лишается критерия выбора поведения (раньше таким критерием были импульсы реального я) и он не знает, как себя вести.

Это мучительное состояние. Ребёнок начинает искать критерии. В поисках он приходит к единственно возможному первичному невротическому решению (выбор) (ПНР или ПНВ).

Он выбирает один из типов поведения и следует ему во всех без исключения ситуациях. Хорни полагает, что всё многообразие поведения может быть условно подразделено на 3 группы по межличностной ориентации:

- к людям (проявляется в любви, помощи, сотрудничестве);

- против людей (агрессия, конкуренция, сопротивление);

- от людей (независимость, автономность, уединение).

Первичный невротический выбор осуществляется между этими 3-мя группами. Ребёнок выбирает один из этих способов поведение и следует ему во всех ситуациях без исключения.

Если реальное я функционирует нормально, то эти 3 вида поведения так же присутствуют у ребёнка, они всё-таки «полезны».

Ребёнок сделал первый шаг на пути к неврозу, его поведение перестало быть импульсивным (спонтанным) и стало компульсивным (ригидным, жёстким). Это ещё не невроз: 1) т.к. ребёнок гибкий и пластичный, он может сменить невротический выбор; 2) в этом выборе личностных изменений и приобретений не произошло, изменения касаются только поведения.

Но ПНВ влечёт за собой последствия, которые вызывают первичный невротический конфликт (ПНК). Следствия, которые ведут к ПНК:

1) если приходиться постоянно бороться с самим собой;

2) приняв ПНР, ребёнок обедняет себя, он начинает ощущать себя менее приспособленным;

3) это формирует у него чувство ущербности;

4) происходит отчуждение ребёнка от самого себя: он блокирует потребности, не живёт для себя (себе верить нельзя), начинает ощущать внутренний разлад. Это приводит к массе негативных реакций, направленных на самого себя, на реальное я. Это приводит к ПНК.

Эти события происходят внутри личности, а не на уровне поведения, они сопровождаются негативными переживаниями, направленными на реальное я.

Чтобы справиться с этими переживаниями, ребёнок предпринимает шаги к снятию этого напряжения. Он включает фантазию и начинает оправдывать своё ПНР, он ищет аргументы в пользу своего выбора. Ребёнок создаёт в своей фантазии, в подсознании особую психическую структуру, которую Хорни называет «идеальным Я»(придумывает себя).

Так человек становиться невротиком: начиная с этого момента он ни одной секунды не удовлетворяет свои потребности. Все его действия, помыслы направлены на удовлетворения потребностей «призрака», «фантома». При этом его реальное я никуда не исчезло, оно оказывается вытесненным из сознания идеальным я, но оно продолжает жить и посылать сигналы, так завязывается борьба.

Чтобы оправдать борьбу, решить конфликты, ребёнок прибегает к ряду методов, оправдывающих его невротический выбор. Хорни выделяет 3 таких типа защит невротического выбора:

1 – потребность в совершенстве (надо стать профессиональнее, умнее и т.д.);

2 – невротическое честолюбие (человек испытывая внутренние конфликты начинает искать внешние подтверждения правильности своего выбора: награды, титулы, делает карьеру, добивается признания от людей);

3 – мстительный триумф (человек начинает искать в истории, биографии других людей негативный примеры, т.е., что случилось с людьми, которые не следовали по его пути).

Эти психологические защиты проявляются в его поведении с людьми, с собственными детьми (я не достиг совершенства, но ты достигнешь; если родитель честолюбив, то ребенок, видя его триумф, он хочет ему подражать). Невротик порождает невротика.

По Хорни, 2 пути решение проблемы.

1) Профилактика воспитания. Это беседа с родителями, создание атмосферы любви и поощрения спонтанности. В лечении неврозов уместно применять психоаналитический метод.

2) Главная идея, цель терапии – разрушить идеальное я пациента и дать возможность проявить его реальное я.

1 – это анализ, обращение внимания на те импульсы реального я, которые пробиваются в наше сознание, прислушиваться к ним. При этом импульсы не всегда пробиваются в сознание, а могут проявляться в разного рода символических формах. Хорни советует своему пациенту постепенно обращать внимание на эти импульсы и несвойственные, нехарактерные формы, которые появляются. Их необходимо заносить в дневник, чтобы затем проанализировать их сначала вместе с психотерапевтом, затем проводить самоанализ.

2 – разрушение идеального я методом сократических бесед. Диалог с пациентом по поводу целесообразности тех ценностей, убеждений, которые содержаться в идеальном я.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 560; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!