Эволюция форм отражения. Мышление, сознание, бессознательное



Эволюция форм отражения:

1)отражение в неживой природе( отпечатки на глине, песке)

2) отражение в живой природе ( раздражимость- хар-на для всех растений, и для низших животных. Появл-ся избирательность)

3) Чувствительность ( уживотн. обладающих зачатками нервн. сист. Это отражение материальное, избирательное ,непосредственное, малоактивное)

4) Психическое отражение ( у высших животных. Это отражение идеальное, избирательное , активное. У высших животных могут возникать ощущения, восприятия, представления)

5) Высшая форма- сознание( хар-на людям. Идеальное, опосредованное, избирательное отражение, творческая активность Людям присуща речь)

В сознании выделяются конкретно-чувственный, абстрактно-логический и интуитивно-волевой уровни. На первом (ощущение, восприятие, представление, воображение) обеспечивается непосредственная связь сознания с внешним миром, происходит фиксация его чувственно-воспринимаемых сторон. Это исходный, первичный, наглядно-чувственный слой нашего сознания, его эмпирический материал. Он не претендует на общезначимость, является предельно субъективизированным и индивидуализированным. На абстрактно-логическом уровне совершается мыслительная обработка чувственно данного. Сознание как бы принудительно загоняется в универсальные логические и иные социокультурные каноны. Это уровень отличается максимальной осознанностью и рефлексивностью социальных действий. Элементы абстрактно-логического сознания (понятие, суждение, умозаключение и др.) в своей системности дают сущностную, смысловую схему познаваемых фрагментов бытия. Интуитивно-волевой уровень (воля, интуиция, эмоции) является личностным ядром сознания, местом духовно-творческой деятельности Я. Он обеспечивает интеллектуальную свободу индивида, самостоятельность выбора жизненной позиции, собственную интерпретацию общезначимого. Выделенные уровни сознания (чувственный, рациональный и волевой) образуют единую целостность, тотальность, монолит.

Мышление – это процесс организации различных элементов сознания, установление координационных и субординационных, статических и динамических связей между ними, превращение изначального, идеального хаоса в порядок. Сложившееся сознание – результат деятельности мышления.

Наличие различных типов мышления является основанием для разделения рефлексивного сознания на рассудок и разум (Кант, Гегель и др.). Рассудок опирается на образно-ассоциативное и формально-логическое мышление, разум – на диалектическое. Под рассудком нередко понимают житейское, расчетливое мышление, для которого свойственны чувственная предметность, формальная логичность, нацеленность на практику, пользу.

Разум оперирует диалектическими противоположностями, абстракциями и идеализациями высокого порядка. И если рассудочное мышление всегда совершается в рамках устоявшихся парадигм, то разум эти парадигмы периодически перестраивает. Он обеспечивает рефлексию, контроль за деятельностью рассудка и, что, чрезвычайно важно, погружает сознание в духовно-нравственную систему координат. Ведь логически правильные, рассудочные действия могут оказаться совершенно неразумными (например, тщательно спланированный террористический акт).

 

32.Познавательное отношение человека к миру. Основные проблемы теории познания и их интерпретация в различных философских системах

Одним из важнейших разделов философии является гносеология («gnosis» – знание, «logos» – учение, наука). Гносеология – философское учение о природе познания, его структуре и важнейших закономерностях, формах и методах поиска истины и др. Познание – это процесс получения знаний о внешнем мире, самом человеке, о допустимых и недопустимых формах взаимодействия людей с природой и друг с другом и др. Знание – это результат познания (обыденного, мифологического, религиозного, художественного, научного).

Гносеология, как раздел философии, решает множество проблем (соотношение объекта и субъекта познания, структура и динамика познавательного процесса, взаимосвязь чувственного и рационального, истина и её критерии и др.). Центральная среди них – т.н. вопрос о познаваемости мира. Познаваем ли мир, и если да, то в какой степени?

Философии известны три главных подхода к его решению. Их можно условно назвать гносеологическим оптимизмом, пессимизмом и реализмом.

1. Гносеологический оптимизм. Его радикальные сторонники считают, что на конкретном историческом этапе развития общества мы можем узнать о мире всё (Е. Дюринг и др.), или, по меньшей мере, всё о каком-то конкретном фрагменте этого мира: завершить создание механики, физики, химии, биологии, социологии.

2. Гносеологический пессимизм. Он существует в двух формах: агностицизм и скептицизм. Последовательные агностики (греч. а – отрицание, gnosis – знание) полагают, что мы можем знать лишь мир своих собственных ощущений и восприятий. Что касается внешнего мира, по И. Канту «вещи в себе», то мы не только ничего о нем узнать не можем, но даже не в состоянии доказать, существует ли он вообще. Если разум попытается заглянуть в потустороннее, сверхчувственное, трансцендентное, то он неизбежно запутывается в неразрешимых противоречиях. Скептицизм можно считать мягким вариантом агностицизма. Его представители подвергают сомнению исходные позиции, как радикальных оптимистов, так и пессимистов. К этому гносеологическому направлению с определенными оговорками можно отнести и тех мыслителей, которые утверждают о невозможности познания сущности не всех, а лишь ряда явлений

3. Гносеологический реализм. Воззрения гносеологического реализма разделяет множество философов, прежде всего, объективно-идеалистической и материалистической ориентации (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, К. Маркс и др.). Они в основном придерживаются следующих гносеологических установок:

вне нас есть мир, он объективен, реален (у последовательных материалистов он первичен, у объективных идеалистов – производен от мира «вечных идей»);

человек вынужден познавать этот мир, иначе он не может в нём выжить;

– мир устроен так, что в нем существует устойчивое, инвариантное, закономерное, он как бы позволяет познавать себя;

– человек обладает необходимыми познавательными способностями и средствами, которые дают ему возможность раскрывать тайны мира;

– мир бесконечен, неисчерпаем, поэтому на каждом историческом этапе познания всегда встречается нечто непознанное, непонятное, необъясненное;

– не надо абсолютизировать границу между знанием и незнанием или, если воспользоваться терминологией И. Канта, между «вещью в себе» и «вещью для нас»: то, что неизвестно сегодня, будет известно завтра;

– по мере экстенсивного и интенсивного развития познания увеличивается количество и сложность возникающих проблем, но одновременно с этим многократно усиливаются и познавательные возможности человека.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2939; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!