Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли



По отношению к универсуму, природе общество есть подсистема, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности.

Общество:
1)единая человеко-эколого-экономическая система;
2) есть взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирования конкретного типа личности;
3) есть единство способа производства материальной, социальной, политической и духовной жизни.

Общество одновременно выступает как объект (подсистема универсума) и как субъект (воплощение деятельности людей). История общества выступает как множество действующих по различным направлениям стремлений людей и их разнообразных воздействий на внешний мир. С одной стороны, общество естественно развивается по объективным законам, с другой – все участники социальной сферы являются движущими силами истории.

В истории философии сложились различные концепции общества: теи-стическая, натуралистическая, социопсихологическая, идеалистическая, теория коммуникативного социального действия, структурно-функциональная, теория социальной реальности, диалектико-материалистическая, культуроцентристская и др.
Выделим некоторые черты отдельных названных концепций.

Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определённости, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчёркивается особая определяющая роль географических и космических факторов.
Психологическая концепция объясняет общественные отношения с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, социальной психологии групп и межиндивидуальных отношений.
Идеализм отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром».
В основе диалектико-материалистической концепции (Маркс, Энгельс, Ленин) общества лежит идея о соотношении общественного бытия и общественного сознания.
Различные исследовательские программы обществознания по целому ряду позиций пересекаются и дополняют друг друга.

 

Общество как система. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1609; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!