Многообразие типов познавательной деятельности



Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия на органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью от внешних обстоятельств и от состояния организма; в) фиксацией внешних характе­ристик объекта в форме чувственных образов.

Основные элементы чувственного познания высту­пают ощущение(отражение отдельных свойств), восприятие(целостное отражение предметов и явлений) и представление(чувственный образ предмета).

Рациональное познание отличается: а) постижением сущнос­тных свойств и законов действительности в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне общественного сознания; в) опосредованностью языком и культурной традицией.

Элементами рационального познания являютсяпонятие(знание существенных свойств и особенностей предмета), суж­дение(о предмете что-то утверждается или отрицается) и умозаключение(новый вывод на основе имеющихся суждений).

Важную роль в познавательном процессе играет интуиция как способ мгновенного схватывания сути познаваемых явлений во время творческого озарения. Есть точка зрения, что любая интуитивная догадка представляет собой скрытое логическое движение мысли с временным разрывом цепи рациональных рассуждений.

 

Субъект и объект, чувственное и рациональное в структуре познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познании.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек, различные социальные группы (общество в целом).

Объект познания- это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.

Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным познанием, но и с различными факторами. В структуре познавательного процесса большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности субъекта. Среди них особое место принадлежит интуиции. Под интуицией обычно понимают такую познавательную способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. В структуре интуитивного акта выделяют ряд этапов: а) инкубационный период(накопление образов); б) неосознаваемая перестройка и систематизация накопленной информации; в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходи­мо решить; г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого ре­шения в форме интеллектуального прозрения.

Существуют и другие внерациональные компоненты в струк­туре познавательного процесса. В частности, они обнаруживают себя в так называемом неявном знании. Как правило, оно сущес­твует в форме опыта личности, ее уме­ний, навыков, стереотипов мышления и поведения. Неявное знание существует в сфере сознания. Например, умение плавать или бегать предполагает наличие определенного знания о том, что и как нужно делать, чтобы эти навыки реально осуществлялись. Но это знание не находится в фокусе сознания и не выступает как осознанное и объективированное в вербальной форме.

 

Проблема истинности познания и критериев истинности. Концепции истины.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Истина - адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.

Если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии. И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет.

Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека

Критерии истинности:

Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт.

Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме.

Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний.

Сторонники прагматизма считают критерием истины эффективность знаний.

В марксизме критерием истины объявляется практика.

Для сторонников конвенционализма критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!