Философские идеи синергетики. Философия постмодернизма



Синерге́тика — междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от термодинамического равновесия.

Итак, основой синергетики являются три основные идеи: неравновесность, открытость и нелинейность.

Неравновесность – состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее макроскопических параметров, то есть ее состава, структуры и поведения.

Открытость– способность системы постоянно обмениваться веществом (энергией, информацией) с окружающей средой и обладать как «источниками» - зонами подпитки ее энергией окружающей среды, так и «стоками» – зонами рассеяния, «сброса» энергии.

Нелинейность– свойство системы иметь в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным допустимым законам поведения этой системы.

Современная реальность в философии характеризуется как постмодерн (или постмодернизм). Постмодерн есть наша современная эпоха, пришедшая на смену «модерну» (модерн – значит «новый»; Новая история сменилась Новейшей). Если в эпоху Нового времени (модерна) для многих философов была характерна вера в разум, прогресс и силу человека, то в эпоху постмодерна наступает разочарования в этих прежних ценностях.

Важной составляющей философии постмодернизма являются конструктивизм и эпистемологический (познавательный) релятивизм. Это означает наличие в философии постмодернизма следующих ключевых «установок»:

· Так называемый реальный мир по сути иллюзорен.

· Истина не может быть познана и объяснена однозначно. Она многогранна.

· Внешний мир не дан нам изначально. Мы сами конструируем его в той или иной степени.

· А следовательно и человек не познает мир, а всего лишь интерпретирует его.

 

Особенности русской философии.

Феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно  самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основными направлениями русск. философии XIX в. являлись:

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• философия Чаадаева;

• политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов;

• философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

Характерными чертами русск. философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

  В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. В письме содержалась резкая критика российского рабского прошлого и настоящего. Особенности исторической судьбы России он видел в ее трагической разорванности между восточной и западной цивилизациями и неопределенности выбора. Роль России в мире, по его мнению, заключается в примере того, как не нужно жить. Будущее Чаадаев видел в выборе одного – европейского пути. В это время формируется специфическая тема русской философии – есть ли у России особая роль и судьба в истории, в чем ее будущее.

Революции, прокатившиеся в сер. XIX в. по всей Европе, и общественные проблемы в самой России порожда­ют консервативное, либеральное и радикальное направления в со­циально-политической мысли.

 

Философская мысль Беларуси, этапы ее развития, социально-философские и гуманистические идеи.

Формирование философской мысли Беларуси связано со следующими этапами:

1) предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства ( 10-12 вв), имевщего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих земляъх первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолячич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкакя.

2) гуманистическое и реформационное движение(XVI-первая половинаXVIIвв), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Реформационное движение было связано с концепцией антитринитаризма (неприятие догмата о трёх ипостасях Бога). Одним из ее теоретиков был С.Будный.

3) доминирование схоластической философии (конецXVII– первая половинаXVIIIвв) связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой.

4) господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли(вторая половинаXVIII– первая половинаXIX).

5) национально-демократические идеи белорусской общественной мысли(вторая половинаXIX– началоXX). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статус национальной культуры и языка (Ф.Богушевич, М.Богданович, Я.Купала, Я.Колас и др.).

6) доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80 гг. XX вв.),в рамках которой проводились исследования в области:

· Истории философии ( Г.Александров, И. Лущицкий., А. Майхрович, С.Подошкин)

· Философии и методологии науки ( В.Ивановский, В.Степин)

· Теории диалектики ( Д.Широканов, Ю.Харин)

· Социальной философии ( Е.Бабосов, Г. Давидюк)

· Философии культуры (Н, Крюкоский).

·


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3898; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!