Роль философии в жизни человека и общества



Философия– особая форма познания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных основах мира и человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческих отношений к природе и людей друг к другу.

Развитие цивилизации на исходе XX века демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях политики, экономики, культуры. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности
за свои поступки становятся приоритетными.

В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее опытом критического размышления над важнейшими ценностями и жизненными ориентациями. Она брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя заново вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться.

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я. понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

 

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с действительностью.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ


Обыденно-практический уровень:

· Мироощущение

· Мировосприятие

Рационально-теоретический уровень:

· Миропонимание

Структурные элементы мировоззрения:


· Знания

· Ценности

· Убеждения

· Чувства и эмоции

· Воля к действию


ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:


· Познавательная

· Ценностно-нормативная (оценочная)

· Поведенческая (практическая)


Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

Существует следующие исторических типа мировоззрения — это  мифологическое, религиозное, философское.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

От греч. mythos – предание, logos – рассказ) – исторически первая форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ связано с оформлением монотеистических(единобожие) Богооткровенных религий (иудаизм, христианство, ислам).

Характеристики религиозного мировоззрения

· Исторически зарождается в недрах мифологического сознания;

· Бог трактуется как Абсолют, который выше естественного Космоса и человека;

· Вера в Бога, ритуал, культ;

· Источником знания выступает Священное писание.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ(рационально-теоретическое) –это система наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношений к миру.

Характеристики философского мировоззрения

· Осмысление предельных оснований бытия и мышления;

· Целостное отношение к действительности;

· Систематическое целостное знание о мире;

· Логическая аргументация;

· Опора на разум и внутренний опыт человека

 

Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э.

Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении.

С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем.

Самым древним религиозно-философским учением Индии является брахманизм, в основе которого ведийская литература и поклонение многочисленным богам.

Другой крупной философской школой Древней Индии является джайнизм(от слова «джина» - победитель).

Буддизмкак этическое учение направлен на достижение человеком нирваны. Основу буддизма составляют четыре «благородные истины»

1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий – неудовлетворенные желания; 3) возможно избавление от страданий; 4) есть путь, ведущий к избавлению от страданий.

Среди многочисленных школ древнеиндийской философии выделяется школа локаята-чарвака. Локаята – учение материалистическое, атеистическое, оптимистическое. Все сущее в нем ограничено четырьмя сущностями (земля, вода, воздух, огонь). Из соединения этих сущностей возникает живое, а ему присуще и сознание. К началу новой эры в Индии решающие позиции завоевывает индуизм.

 

7. Древнекитайская философия, ее рационально-практическая направленность.
Важнейшими философскими учениями Древнего Китая являются конфуцианство, моизм, даосизм, легизм. Вместе с тем, выделяют школу «инь-ян» и школу имен.
1. Основатель конфуцианстваКонфуций (551-479 гᴦ. до н.э.). Его учение изложено в книге «Лунь юй» («Беседа и высказывания»). В конфуцианстве можно выделить пять нравственных принципов (гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность). В конфуцианстве впервые обнаруживается ясно выраженная идея гуманизма (учение о «жэнь») и формулировка «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желашь себе» (позитивная форма этого правила: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»). Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие. Кульминация конфуцианского культа - чтобы вещи соответствовали своим былым значениям.
   2. Другой философской школой Древнего Китая считается моизм, основатель - Мо Ди (Мо-цзы). Моисты отрицали конфуцианское предопределение, концепцию судьбы, т.к. люди свободны, и небо ничего не предопределяет; оно только желает, чтобы люди любили друг друга. В отличие от конфуцианцев с их любовью к ближним моистыпроповедовали любовь к дальним. Любовь к ближнему - ϶ᴛᴏ отдельная, корыстная любовь.Моисты считали народ высшей ценностью, критиковали гнет богатых и знатных по отношению к простым людям. Οʜᴎ выступили против всяких войн, поскольку воля неба требует, чтобы все государства любили друг друга.
 3. Третьим крупным философско-этическим учением Древнего Китая является даосизм– учение о «дао» («путь»). Основатель - Лао-цзы . Центральное понятие учения – «дао», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выше всего. Лао-цзы учил, что предназначение человека – следовать по пути добродетели (дэ). Чтобы люди были счастливыми, их не нужно просвещать, т.к. счастье – в незнании. Цель – следовать пути, указанному природой. Даосы учили воздавать добром за зло и проповедовали сострадание, бережливость, смирение. Позднее даосизм из философии превратился в учение религиозное.

4. Школа легистов (фа-цзя, законники) включает таких деятелей и мыслителей, как Ли Куй, У Ци, Шан Ян и ХаньФэй-цзы. Все люди стремятся к успеху и конкурируют друг с другом.Людей нужно наказывать и поощрять. С раннего возраста людей следует сурово наказывать даже за мелкие проступки, чтобы о крупных проступках или преступлениях наказываемые в дальнейшем не смогли бы и помышлять. Во всем должен быть строгий порядок. Зло нельзя победить добром. Зло можно пресечь только силой закона.

8. Ранняя греческая философия (милетская и элейская школы, Гераклит). Концепция атомизма.
       Античная философия — это философия Древней Греции и Древнего Рима. Она сформировалась в VII-VI вв. до н. э. Величайшим достижением этих философов была постановка вечных проблемах: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о свободе и необходимости, жизни и смерти, месте и роли человека на земле и в космосе, о мудрости и чел.достоинстве, о любви и дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать душу человека.

В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:
1) досократовский (IV-IV вв. до н.э.)
2) классический (приблизительно с середины V в. и существенная часть IV в.до н. э.) 3) эллинистический (конец IV-II в. до н. э.).
4) римский (I в. до н. э-V-VI вв. н. э.) (формируются начала христианской философии) Милетская школа — самая первая из известных философских школ Древней Греции. Она формируется в VII в. до н. э. в малоазийском городе Милете. В Милетской школе впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Первый из милетцев –Фалес, жил приблизительно в 640-562 гг. до н. э. Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.Основой всего сущего Фалес считал воду, которую он понимал не как конкретную форму или мифологическую силу, а как то, из чего путем «сгущения» или «разрежения» происходит всё остальное. О Земле он говорил, что она имеет форму диска, плавующего в бесконечной воде.
       Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 до н. э.). Судя по всему, был он учеником Фалеса. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное» (апейрон), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Апейрон – это по существу вся бесконечная материя. Полагал, что вся материя живая, а человека считал родившимся от животных другого вида.
       Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 до н. э.). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Основой бытия Анаксимен считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Разрежение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни.
Милетская школа стремилась объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу естественными причинами.
  Следующим представителем ранней греческой философии является Гераклит Эфесский. Основой всего Гераклит считает огонь. «Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения. Мир несотворим и неуничтожим.
Элеаты.Элейская школа представлена Ксенофаном(565-470 до н. э.),Парменидом(540-470 до н. э.),Зеном, Меллисом. Ксенофан стремился к натуралистическому объяснению природы. Полагал, что чувства ведут лишь к мнениям, лишь разумное познание может вести к истине.
Для Перменида основным является наука о бытии, о сущем (онтология), создателем которой он считается. Из действительного мира Парменид полностью исключает движение. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Любимейшим учеником Парменида был Зенон. Он считал, что пустоты не существует.
Следующей выдающейся философской школой являются пифагорейцы. Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Считается, что Пифагор первым обосновал, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов, катетов (теорема Пифагора). Кроме решения геометрических задач, Пифагор исследует и взаимоотношения чисел, закладывая основы теории чисел и принципы арифметики. Пифагорейцы приходят к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.
       Пифагорейское учение является исторически первой попыткой постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами.
       Первая известная философская школа, существовавшая в Греции школа атомистов, к которой традиционно относят Левкиппа и Демокрита.
Левкипп (ок. 500-440) был первым из атомистов. Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он «признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение». Левкипп допускает существование пустоты. Атомы, согласно его взглядам, движутся в пустоте. Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) развивает атомистическое учение в логически последовательную, всеобъемлющую систему. Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям, является разум.

9. Философия Сократа, Платона, Аристотеля.
СОКРАТ.
В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470/469 — 399 гг. до н. э.). Свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.
Существенным был вклад Сократа в развитие диалектики. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия.
ПЛАТОН . Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). В качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции — “единое”, “ум”, “душу”, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Теория познания Платона базируетсяне на чувственных знаниях, а на познании, любви к идее. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других.
АРИСТОТЕЛЬ
 (384-322 гг. до н. э.) считал себя учеником Платона. Критикуя своего учителя, он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем: 1) форма, или сущность, 2) материя, или субстрат, 3) начало движения, 4) цель.Аристотель классифицировал науки и выделил следующие знания: теоретические (философия, математика и физика), практические (этика и политика) и созидательные(искусства, ремесла, прикладные науки). Созерцательная жизнь, чуждая корыстолюбию, посвященная познанию, истине - наилучший образ жизни, ведущий к божественному блаженству.Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин: государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития.

 

10. Философия Средневековья. Соотношение разума и веры.

Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Среди религиозных мыслителей шли дискуссии об оптимальной стратегии соединения усилий веры и разума. Еще Августин делал акцент на важности божественного озарения в познании, полагал, что в постижении мира человек опирается первоначально на авторитет, имеющий своим истоком веру, однако не может им ограничиться и использует далее потенциал разума. В традиции христианского аристотелизмаФома Аквинский провозгласил тезис о гармонии разума и веры, в рамках которой философия и богословие призваны к сотрудничеству, но одновременно несводимы всецело друг к другу.

В философии неотомизма гармония разума и веры обосновывается прежде всего в свете теории ступеней познания, предложенной Фомой Аквинским.1 ступень. Естествознание и философию природы. Наука как простая сумма эмпирического знания. 2 ступень. Математика, имеющая своим предметом чистое количество. 3 ступень. Религиозная метафизика – первофилософия, которая питается теологией. Теология разделяется на рациональную теологию, ищущую рациональные пути познания Бога, и мистическую теологию откровения, питаемую верой.

Логически стройную и в то же время энциклопедически универсальную систему христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий создал Фома Аквинский. Платоническое представление Августина о человеческой душе как независимой от тела духовной субстанции, обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины (Идеи) в свете Божественного просвещения, Фома заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела. Душа соединенная с телом, лишена дара непосредственного созерцания Бога и Божественных Идей, но для нее открыт путь рационального познания. Это познание является результатом совместной деятельности чувств и интеллекта. Воздействие объектов приводит к образованию в душе их чувственных образов-подобий, от которых интеллект абстрагирует умопостигаемые формы — универсалии (следы творения вещей с помощью Божественных Идей).

В своей познавательной деятельности интеллект руководствуется первыми принципами, составляющими начала всякого знания, например логическими законами. Эти принципы виртуально пред существуют в душе, но окончательно формируются интеллектом только в процессе познания чувственных вещей. Теология и философия, согласно Фоме, суть "науки" в аристотелевском понимании, т.е. системы знания, в основании которых лежат первые принципы, а из этих принципов посредством силлогистических рассуждений выводятся заключения. Теология и философия суть самостоятельные науки, ибо принципы теология — догматы — и принципы разума не зависят друг от друга.

 

11. Схоластика, номинализм, реализм.

Во время господства христианства главным направлением в развитии философии была схоластика (от латинского schole). Это философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века и в университетах.

В центре изучаемых вопросов был вопрос об отношении знания и веры. Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры. Но зачастую спор велся по псевдопроблемам. Например, таким. Сколько чертей уместится на кончике иглы? Улыбаются ли ангелы? Из-за подобных вопросов впоследствии слово «схоластика» стало синонимом науки, оторванной от жизни, практически бесплодной, далекой от наблюдений и опыта.

Один из вопросов, обсуждаемых схоластами, представляет и сегодня сложную проблему. Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который сам не сможет поднять? Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу о том, что Бог не всемогущ.

Обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному, или спор об универсалиях, возникший при обсуждении догмата о Троице. Библия кроме Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа называет еще и Бога. Возникает вопрос: кто он?

Одни утверждали, что существуют три отдельных бога — Отец, Сын, Святой Дух, а Бог — это просто общее имя — номин для всех троих [как фамилия у людей]. Тех, кто так считал, назвали номиналистами.

Другие же утверждали, что Бог существует реально. Их назвали реалистами. Но им нужно было ответить на вопрос, кто же Отец, Сын и Святой Дух. Реалисты считали, что это — три лица, три ипостаси, которыми нам является один и тот же реально существующий Бог.

Впоследствии слово «Бог» был заменен понятием универсалии, а вопрос стал звучать так: как соотносятся универсалии и единичные вещи? Например, спорили: что появилось вперед — лошадность или лошади? Номиналисты утверждали, что вначале появились лошади, а затем понятие лошадности. Номиналисты считали, что все общие понятия лишены объективного значения. Они — термины, знаки. Вне ума все вещи единичны. Реалисты, наоборот, утверждали, что вначале идея лошадности появилась в голове Бога, а потом он создал лошадей.

Впоследствии был сформулирован современный философский вопрос: как соотносятся общее и единичное? И сегодня при ответе на этот вопрос философов можно разделить на номиналистов и реалистов.

Еще в античности все варианты решения этого вопроса были рассмотрены. У Платона общее существует до вещей как идея. У Аристотеля общее существует как форма в единичных вещах. Схоласты только повторили эти варианты. Это значит, что этот вопрос для философии является вечным.

 

12. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм.

Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Пантеизм - это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах. Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий,   эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции. Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объёма знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии. Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы. Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 18261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!