Занятие 3. Программное содержание



Слушание музыки- основной вид музыкальной деятельности. Составить план последовательного ознакомления детей с музыкальным произведением.

-- Программа воспитания раздел «Слушание музыки»

—Характеристика музыкального репертуара

—Принципы подбора музыкального репертуара

~ Методика обучения детей навыкам слушания музыки детей старшего

дошкольного возраста.

Слушание музыки или деятельность восприятия музыки является основным видом музыкальной деятельности, т. к. данный вид способствует обучению детей пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, а также формированию музыкальной культуры.

Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

-знакомить детей с художественными, доступными по восприятию образцами современной, классической , народной музыки;

-развивать музыкальную восприимчивость детей , способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

- различать музыкальные образы, особенности их развития;

- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию
музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств
выразительности, формировать оценочное отношение.

Содержание программы включает в себя три основных элемента:

- ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, их
запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

- привитие навыков культуры слушание музыки;
-формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых
впечатлений, первоначальных сведений о музыке.

В программе лежат три основные темы:

- «Какие чувства |ррёдёляет музыка?»

- «О чем рассказывает музыка?»

- «Как рассказывает музыка?»

К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведения в целом, отдельные части, припев, заключение. Имея запас знакомых произведений , он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная), формируются первоначальные представления о содержании музыки и средств музыкальной выразительности. В связи с этим, дети встречаются при обучении в детском саду с самым разнообразным репертуаром, который включает народную музыку, музыку русских и зарубежных классиков, современную.

Для эстетического развития дошкольников используется в основном два вида музыки : инструментальная и вокальная.

Чтобы подобрать музыкальное произведение для ребенка воспитателю необходимо учитывать следующие принципы : -художественность;

- доступность;


- разнообразность;

-соответствие возрастным особенностям дошкольников.

Сложный процесс развития детского восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений , слова педагога и наглядных средств.

Художественность исполнениямузыки -это выразительность, простота, точность.

Слово педагогао музыке - краткое, яркое, образное и направленно на характеристику содержания, средств выразительности. Формы словесного руководства: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения(вокального, инструментального), момента ознакомления ( первоначального или повторное слушание), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей.

Использование наглядных приемовдля активизации музыкального восприятия зависит от источника дополнительной информации о музыке. Наглядность понимается как метод познания музыки. Это могут быть: -цитаты из поэтического текста песни; -стихи; -цитата из рассказа;

- пословица;
-загадка.

-прослушивание произведения в оркестровом исполнении. Восприятию музыкальных произведений помогут изобразительные иллюстрации, художественные игрушки, пособия , т. е. наглядно-зрительные приемы.

Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие:

- небольшие карточки с условным изображением ;

- геометрические фигуры.

Можно ориентироваться и на мышечно-двигательные ощущения детей с целью формирования наглядных представлений о некоторых явлениях (движения с палочками, флажками, удары кубиками, постукивание, хлопки, поднимание и опускание рук).

Слушание одних и тех же пьес необходимо многократно повторять, предусматривать такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них новое. Всю работу по прослушиванию музыкального произведения можно построить по этапам: -первое ознакомление;

Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысливание ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности.

-повторное прослушивание.


При повторном прослушивании внимание детей привлекается не только к

художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам

музыкальной выразительности. На каждом занятии ставятся новые задания,

активизирующие детское восприятие.

Далее необходимо выбрать музыкальное произведение и составить план

первоначального и повторного прослушивания , сделать соответствующие

выводы.

Например:

• План последовательного прослушивания пьесы «Песня жаворонка»    **"

П. И. Чайковского , старшая группа. Занятие 1.

»te

Программное содержание.

Дать целостное представление о музыке, о наиболее характерных чертах.

Методические приемы.

Беседа , Художественное исполнение пьесы. Вопросы.

Занятие 2.

Программное содержание.

Познакомить детей с автором пьесы, подчеркнуть её характер и настроение.

Методические приемы.

Художественное слово. Исполнение пьесы. Беседа о композиторе.

Рассматривание портрета. Сравнение с пьесой противоположного характера.

Занятие 3. Программное содержание.

Выявить трех частную форму музыкального произведения. Методические приемы.

Исполнение пьесы. Наглядно-иллюстративный - использование геометрических фигур. Повторное прослушивание..

Занятие 4.

Программное содержание.

Определить динамические оттенки пьесы.

Методические приемы.

Художественное исполнение пьесы. Игровая ситуация.

Занятие 5.

Программное содержание.

Подчеркнуть завершающий фрагмент пьесы. Раскрыть понятие «Кода».

Методические приемы.

Прослушивание заключительной части . Пояснение.

Занятие 6.

Программное содержание.

Проверить знания детей.

Методические приемы.

Музыкальная загадка. Цитата. Художественное исполнение. Игровая ситуация.

Вывод.Таким образом, эффективность результатов организации слушания

музыки достигается выразительным исполнением музыки, взаимодействием


Приведем последовательность первоначального и повторного слушания пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка».

Музыкальный руководитель беседует с детьми.

' \ ' ' ' ' Занятие 1. '«Вы^наверное, слышали, как красиво и звонко поют птицы?

Есть такая птичка — жаворонок. Она особенно хорошо поет. Я сыграю пьесу «Песня жаворонка». (Исполняет произведение.) Как же поет жаворонок? Что рассказала о нем музыка?» Выясняет с детьми, что жаворонок поет красиво, звонко, нежно и летает легко, быстро. Дети получают целостное представление о музыке, ее наиболее характерных чертах.

Занятие 2. «Я прочитаю вам стихотворение, послушайте его:

На солнце темный лее зардел,

В долине пар белеет тонкий.    '

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.           В. Жуковский

Мы знаем пьесу «Песня жаворонка». Вот как она звучит. (Играет.) На-

писал эту музыку Петр Ильич Чайковский — великий русский

композитор. (Показывает портрет.) Он очень любил детей и для них

создал много прекрасной музыки. Помните, я играла вам

«Камаринскую». (Исполняет пьесу.) Это веселая плясовая музыка, а

«Песня жаворонка» спокойная, нежная». ТаТшм~ббразом, вторично

подчеркивается общее настроение этого произведения путем

сопоставления с пьесой контрастного характера.

Занятие 3. «Послушайте «Песню жаворонка» и скажите, все ли время он одинаково поет и летает... (Играет.) То ближе, то дальше звучит его голос. Я еще раз сыграю, и там, где жаворонок поет тихо, спрячьте руки за спину». Дети выполняют задание, определяя тем самым динамические, оттенки и трехчастную форму произведения.

Занятие 4. «Я сыграю знакомую вам «Песню жаворонка». Послушайте, что рассказывает музыка в конце: улетел жаворонок или остался?» Исполняется кода, т.е. заключительная часть. Детн, чувству ют и определяют завершающий характер этого фрагмента.

Занятие 5. «Что я вам сыграла? (Исполняет коду пьесы «Песня жаво­ронка».) Дети узнают, что жаворонок улетел, музыка больше не звучит. «Да, это музыкальное заключение».


словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие. Слушая любое музыкальное произведение неоднократно, дети будут запоминать музыкальные произведения , понимать язык музыки, любить музыку, у них будет развиваться музыкальная восприимчивость , способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

Вопрос№2.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 552; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!