Тема 9. Неклассическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше



 

1. Общая характеристика. В середине XIX века завершила свое развитие классическая философия. Ее главной отличительной особенностью было возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности человеческого познания, вера в социальный прогресс и науку как способ совершенствования жизни. Первый удар по вере ученых в силы человеческого разума и обязательность общественного прогресса нанесла французская революция 1879 года. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», провозгласившее разум божеством, положившее в основу своей политики учение «гениев человечества», во многом оказалось далеким от идеалов просветителей и гуманистов. На этой волне в философии возникли попытки переоценки классических европейских ценностей. Первые из них отличались прямым нигилизмом в отношении исходных принципов классической философии. Наиболее крупными представителями этой волны были датский философ С. Кьеркегор и немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Современники неохотно воспринимали этих мыслителей и их идеи встречали враждебно. Но в XX веке интерес к подобным идеям стал преобладающим, и новые принципы нашли самый горячий отклик, недаром один из этих философов Ф. Ницше говорил: «Мой день – послезавтрашний». 

2. Философия А. Шопенгауэра. Артур Шопенгауэр(1788-1860)-немецкий философ, имел медицинское и философское образование, а также обширные знания в астрономии, физике и химии. Главная работа, в которой обосновывается его собственная оригинальная система философии «Мир как воля и представление» при жизни автора успеха не имела. В те годы в философии безраздельно царил Гегель, для Шопенгауэра же гегелевская школа была воплощением всего, с чем он собирался бороться. В философии Шопенгауэра впервые почетное место наряду с европейскими традициями Платона и Канта заняли восточные учения: ведическая философия и буддизм. Более того, Шопенгауэр был убежден, что исправить многие ошибки великих мыслителей европейской философии поможет знание и глубокое внутреннее переживание восточного духовного опыта.

       Исходной идеей его философии выступает мысль о том, что мир это представление субъекта, полностью обусловленное самим субъектом («Мир – это мое представление и переживание»[16]). Но мир – это не воплощение разумных представлений субъекта, а его свободная воля. Воля – мотивы, желания, побуждения к действию и сами процессы его совершения – определяет направленность и результаты разумного познания. Шопенгауэр рассматривает волю как независимое от контроля разума «абсолютно свободное хотение», не имеющее ни причин, ни оснований. Воля в его учении имеет не только антропологический, но и онтологический смысл, она, по сути, была превращена в первоначало и абсолют – Мировую Волю. В жизненных силах природы Шопенгауэр усматривал «низшую ступень объективации воли», непосредственное проявление воли осуществляется в животном мире и достигает вершины в воле человека. Воля «разлита в природе и культуре», высшее поглощает низшее и, таким образом, мир взаимосвязан. Мировая воля воплощает собой могучий творческий принцип, порождающий все вещи и процессы, но в ней изначально корениться нечто ущербное, негативное. Она как бы вечно «голодна», говорит о ней Шопенгауэр, ее суть – слепое влечение, темный, глухой позыв, вне всякой непосредственной познаваемости. Вечно неудовлетворенная и ненасытная – это Мировая воля; ей присуща «нелепость», она лишена смысла и ведет себя абсурдно. Ее не интересуют прошлое и будущее, поэтому происходящие в пространстве и времени события истории лишены связи и значения – это лишь пестрая смена одних случайных происшествий другими. Тревога, вечное беспокойство и постоянная неуверенность пронизывают все сущее.

       Шопенгауэр, опираясь на философию И.Канта, обосновывает свой субъективизм как волюнтаризм: мир (как феномен) – лишь представление субъекта, его сущность (Мировая воля) не познаваема для разума и науки. Процесс познания, таким образом, не имеет шансов на успех в открытии законов и закономерностей мира, поскольку, с одной стороны, в мире господствует случайность, произвол, абсурд, а с другой, сущность не проницаема для субъекта. Вопреки гегелевскому тезису о том, что «разум господствует в мире», Шопенгауэр выдвигает антитезис: мир – игрушка в руках мировой воли, которая не предсказуема и способна породить любое зло. Поэтому Шопенгауэр и называл свою философию «трагической диалектикой».

Главной характеристикой жизни, и в этом проявляется явное влияние индийской философии, Шопенгауэр называет страдание. А. Шопенгауэра называют «великим европейским пессимистом», поскольку философ неоднократно обосновывает вездесущность и неизбывность страданий всех живущих в этом мире. В работе «О ничтожестве и горестях жизни» мыслитель говорит о том, что человек не способен ценить мгновения счастья, в то время как утрату благ и лишения он воспринимает в полной мере: «Только страдания и лишения ощущаются нами положительно»[17]. Жизнь как путь от одной беды к другой, заканчивается поражением – смертью: «Мы в основе своей нечто такое, чему не следовало бы быть, - оттого мы и перестаем быть»[18]. Тогда возникает вопрос, стоит ли жить? Шопенгауэр отвечает, что «хитрость» Мировой Воли в том, чтобы заманить человека в ловушку жизни, в которой счастье вовсе не является обязательным условием. Полемизируя с позицией Лейбница, он называет наш мир «худшим из миров», поскольку, если бы в нем качество катаклизмов изменилось бы хоть на один порядок, он бы просто был разрушен. Несмотря на то, что каждый индивид обречен на смерть, главной для Воли является жизнь рода, которая продолжается, благодаря половому инстинкту. Размножение является сущностью такого возвышенного, на первый взгляд, чувства, как любовь, пишет Шопенгауэр в работе «Метафизика половой любви». На самом деле любовь – это ловушка, в которую природа заманивает человека, чтобы заставить его продолжить жизнь многострадального рода человеческого. В любви каждый находит в своем партнере то, что ему требуется для создания наиболее гармоничного потомства (поэтому противоположности притягиваются, компенсируя недостатки друг друга). Однако и любовь не только не решает проблему страдания, но напротив, приумножает ее формы.

  Понятие воли выступает центральным и в этическом учении Шопенгауэра. Самым ценным для счастья философ считает нашу личность. В отличие от прочего она не может быть у нас отнята и в этом ее ценность абсолютна, тогда как ценность других благ – относительна. Мудрец, по мнению Шопенгауэра, должен искать не наслаждений, а избавления от страдания. Не стоит предъявлять жизни слишком большие требования, надо ориентироваться на настоящее и извлекать уроки из прошлого. Следует быть воздержанным, умеренным, сосредоточенным в труде и выполнении благородных жизненных целей. В этом и состоит «житейская мудрость». Восприятие жизни в целом пессимистично и имеет глубокие обоснования. Это связано с тем, что мир строго детерминирован, что касается воли, то она, не имея сознательной цели, во многих своих формах остается слепой, темной волей и делает мир вечным становлением, бесконечным потоком. Этот поток жизни может вызвать у человека чувства бесконечного поиска, тоски, внутреннего противоборства и страдания. Человеческое существование Шопенгауэр оценивает как неизбывную и неотвратимую трагедию. Человек одержим своими желаниями и, следовательно, обречен на потери, но он все же располагает и некоторой мерой свободы. Она проявляется в том, что он способен к познанию, к возвышению сознания. Шопенгауэр указывает, что высшей целью человека может стать противостояние страданию или Мировой Воли. Его задача при этом не отказаться от жизни, а устранить то, что делает ее несчастной. Для этого необходимо пройти две ступени борьбы с Волей. Первая – «эстетическое созерцание» призвана через искусство освободить душу от страстей, ослабить природный эгоизм. Вторая, более сложная и важная – «этическое поведение», предполагает следование своеобразному этическому императиву, а именно: не делая ничего из того, что хочется, следует делать все, что не хочется. Впрочем, данный призыв не долг человека – а его свобода, поэтому этика Шопенгауэра, в отличие от кантовской, носит ненормативный характер. Идеальное поведение – альтруизм в отношении другого и аскетизм в отношении к себе, характерно для многих религиозных учений, в том числе, для христианства. Но Шопенгауэр, отвергает подобные аналогии, указывая лишь на то, что это путь отречения от страстей («горестей и радостей») в духе буддизма и веданты. Таким образом, чем аскетичнее и праведнее жизнь человека, чем сдержаннее воля, чем больше сострадания он проявляет к другим людям, тем больше надежд на освобождение, понимаемое как покой и угасание Мировой воли к жизни, полагает Шопенгауэр.

3. Ф. Ницше и философия жизни. Фридрих Ницше(1844-1900) - выдающийся немецкий философ получил известность и славу нигилиста уже при жизни. Он заимствовал у А. Шопенгауэра интерес к понятию воли, связывая ее с самим феноменом жизни. Главным принципом жизни Ницше провозгласил волю к власти(трактат «Воля к власти. Опыт переоценкивсех ценностей»).Происходящее взаимодействие в живой природе, по его мнению, есть лишь борьба за жизнь и за власть. Общечеловеческого прогресса не существует, человек как вид также не совершенствуется, скорее наоборот, полагает немецкий философ, история Европы это упадок, декаданс, регресс.

       Ф. Ницше ставит своей задачей провести переоценку традиционных европейских ценностей, которые, по его мнению, сделали мир мещанским, лицемерным и слабым. Его скандально известными тезисами стали следующие: бог умер, нет морали, все позволено. Себя Ницше провозгласил первым нигилистом Европы. Нигилизм, по его словам, был и раньше, но это был нигилизм слабых, он же утверждает нигилизм, который лечит, пробуждая новую волю к жизни. Новые принципы Ницше утверждает в своей книге «Так говорил Заратустра». Ее подзаголовок парадоксален: «Книга для всех и ни для кого» и указывает, что автор принципиально отделяет себя от социума и обращается к нему, не надеясь на понимание. Суть поучения пророка Заратустры состоит в том, что вера в христианского бога умерла и более не заслуживает доверия. Люди не понимают друг друга, они твердят о любви к ближнему, а любят только самих себя. Религиозность полна лицемерия, слабости и нежелания быть свободным. Это означает, что общество деградирует и ему необходимо обновление. «Заратустра» Ницше – резко противопоставляет варвара-язычника, сильного, могучего телом и духом воина, способного вкусить все радости жизни и выдержать весь ее напор – и христианина, ждущего спасения и помощи от страдающего за него Бога, поддержки от окружающих милосердных и всепрощающих братьев. Ницше полностью на стороне тех, кто твердо стоит на земле, кто способен бросить вызов богам.

       В статье «Антихристианин» («Антихрист») Ницше и сам бросает вызов христианской этике, утверждая новую мораль Сверхчеловека. «Что хорошо? - Все, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что дурно? Все что идет от слабости. …пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее всякого порока? – Сострадать слабым и калекам – христианство…» – пишет он[19]. Из-за христианства, полагает Ницше, человечество выбрало путь сострадания слабым. Сострадание, полагает он, угнетает человека, унижает его достоинство, подавляет в человеке духовную силу. Он критикует христианство и за догматизм, противодействие свободному началу человеческой природы. Разделяя людей на «поводырей» и «стадо», Ницше, подчеркивает, что христианство порождает именно стадную, рабскую мораль неудачников, которые, не имея жизненных благ, возвели в грех все то, что им не доступно. Человечество, полагает он, испорчено, прежде всего, в том смысле, что оно теряет свои инстинкты, перестает сохранять и совершенствовать себя.

Персонализм Ницше выражается в утверждении человека как самостоятельного, свободного существа, живущего по собственным законам, даже вопреки общепринятой этике добра и зла. Но Ницше далек от гуманизма, напротив, он против восхищения человеком, особенно таким, каковым он пока является. Ницше говорит, что человек не достоин похвалы, поскольку он только проект настоящего человека, он не «цель», а «мост» между животным и Сверхчеловеком.

Новую человеческую общность суждено создать Сверхчеловеку. Его ценностями являются свобода, самостоятельность, активность, сила, творчество, ответственность. Будущее, по мнению Ницше, будет представлять собой единство подобных титанов. В нем объединятся те, кому претит роль рабов, угнетенных, взывающих к состраданию. Такие люди освобождают себя сами, имея лишь величие духа, чистоту и новизну целей, решимость изменить мир, находящийся в кризисе. Главное, что должно исходить от сверхчеловека – призыв к духовным превращениям, внутренней дисциплине, воспитанию собственной личности, ответственной за будущее.

       В культуре Ницше разделял два ведущих принципа, две традиции, объясняющие развитие европейской цивилизации: дионисийское (предполагающее радостное, ликующее отношение к жизни) и апполонийское (как интеллектуальное «рассечение», умерщвление жизни во имя познания и разума). В период архаики оба начала находились в напряженном единстве, но со времен Сократа разум, интеллект, теория начинает «господствовать над жизнью». Пророк Заратустра для Ницше стал воплощением самого Диониса, утверждающего новую жизнь, прошедший через познание действительности и утверждающий, что самое ценное это самому быть вечным утверждением всех вещей. Философия Ницше противоречива, наполнена метафорами, однако, не справедливо воспринимать ее как теорию нацизма и расового господства избранных народов. Ницше впервые за многие века европейской христианской цивилизации попытался воспеть Жизнь, витальные ценности, утвердить за человеком естественное право на счастье и свободу, хотя и сделал это очень жестко, в присущей ему манере едкой иронии.

       В целом, учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше свидетельствовали о том, что помимо рационализма в европейской философии сформировалась новая традиция волюнтаризма и скептицизма в понимании человека, сущности природы и культуры, поддержанная в XX веке многими мыслителями.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3987; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!