Тема 4. Философия эпохи Возрождения



1. Общая характеристика основных принципов. Средневековье сменяется эпохой Возрождения (Ренессанса). Термин «Ренессанс» впервые был использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в 1550 году. Эта эпоха оставила столь значительный след в истории культуры и мировоззрения Запада, что ее по праву считают поворотной, несмотря на то, что по длительности она была равна жизни одного-двух поколений.Ренессанс был ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Ориентируясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали, по сути, новую культуру. Это сопровождалось и бурными революционными изменениями в мировоззрении.

Философия Возрождения связана, прежде всего, с новым пониманием человека и природы. По сравнению со средневековьем, роль человека многократно возрастает, что находит отражение в принципах гуманизма и антропоцентризма. Натуралистические представления и новая картина Вселенной свидетельствуют о повышение ценности природы и ее новом статусе не как тварной, а как божественно совершенной.

Эпоха Возрождения утверждает гуманизм как высший принцип в отношении к человеку. Гуманизм – ключевая идея западной цивилизации, учение о любви и уважении к каждому человеку, дающее наивысшую оценку его способностям и талантам. С позиции гуманизма любви достоин каждый человек независимо от его положения и качеств. Человек объявляется главным объектом исследования, тайной, подлежащей разгадке со стороны науки, искусства, философии. Гуманизм предполагает отстаивание прав и свобод личности, в том числе свободы совести, утверждения, что никакие институты, в том числе государство и церковь, не должны использовать личность как средство для своих целей. Гуманисты утверждают принципиальное равенство всех людей, их добрую природу, право на счастье, радость в жизни, свободное самовыражение, индивидуализм.

Центром гуманизма считают Флоренцию, где была написаны произведения Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Калюччо Салютати, Поджо Браччолини, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандоллы. Гуманисты раннего периода стремились возродить дух и идеи античной культуры вместе с тем, сохраняя уважение к христианскому вероучению. Человек рассматривался как «величайшее чудо», как деятельная личность, подобная Богу не только по образу, но и по способностям к творчеству нового. Но человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении к внешнему миру, активно утверждает себя в науке, идеологии и практической деятельности.

Близким, но не тождественным гуманизму является принцип антропоцентризма, также выдвигаемый в эпоху Возрождения. Антропоцентризм утверждает человека высшей целью и ценностью мироздания, подчеркивает его исключительность, избранность, всемогущество, приоритет по отношению ко всему миру. По мере возвеличения человека происходит принижение природы до статуса «фона», средства для претворения творческих способностей индивида. Бог в философских размышлениях Возрождения продолжает играть почетную роль «творца» мира, но рядом с ним появляется человек. Формально он остается зависимым от Бога (он создан им), но, будучи наделенным в отличие от остальной части природы способностью творить и мыслить, человек рядом с богом фактически начинает играть роль «со-творца», «соравного» Богу, роль «второго Бога», как выразился один из ведущих мыслителей Возрождения Николай Кузанский. Человек возвеличивается гуманистами как творец мира культуры, а его творческая деятельность обожествляется и априорно оправдывается.

Антропоцентризм оказался не только плодотворной, но в значительной степени опасной мировоззренческой установкой, воплощение которой привело в последующем к утилитарно-прагматическому пониманию природы, окружающего мира, служащего только целям человека. Центральное место человека в мире – выражение не только гуманизма, уважения к человеку, но и эгоизма, «нарциссизма» (термин Э. Фромма), то есть любви человечества к самому себе, вплоть до самообожествления. Перспективы утверждения этой идеи в европейском сознании оказались связаны и с развитием научной революции, укреплением духа рациональности, свободы. В конечном счете, в современную эпоху этот принцип объясняет многочисленные проблемы варварского преобразования природы, нарушения меры воздействия на окружающую среду. Но в эпоху Возрождения антропоцентризм развивался в большей степени как идея, противостоящая тоталитарным системам власти (светской и духовной) и имел, в значительной степени и прогрессивное значение.

В целом, философия Возрождения превращает человека в высшую ценность, в центр мировоззренческой перспективы. Мир предстает не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека.

Главными принципами натурфилософии(философия природы) эпохи Возрождения выступают пантеизм и гелеоцентризм.Пантеизм– учение, отождествляющее Бога и природой. Главный принцип пантеизма: «Бог во всем», означает, что божество не антропоморфный создатель природы и человека, а сама природа во всем многообразии ее проявлений. Данный подход в понимании природы характерен для большинства философов Возрождения, например, таких как Николай Кузанский и Джордано Бруно. Так, Н. Кузанский выдвигает идею бесконечного единого Бога, выражающего единство многообразного мира отдельных вещей и явлений. Пантеистический Бог – основа бесконечности и целостности физического мира, который пребывает повсюду и нигде, как сокрытая сущность.

Важнейшей идеей, послужившей началом Научной Революции на Западе стал гелеоцентризм. Гелеоцентризм – утверждение о том, что центром Вселенной является не Земля (геоцентризм), а Солнце, в то время как Земля является одной из планет, подобной которой в мире существует бесчисленное множество. Автором гелеоцентрической гипотезы был польский ученый Николай Коперник, искавший разгадку проблемы движения планет. Развитие этой теории связано с именами Дж. Бруно, сожженного за это инквизицией, и Г. Галилея, которого Церковь принудила отречься от своих взглядов.

В конце XV века в философии Возрождения намечается тенденция, которая, постепенно «размывая» специфические границы человеческого в природе, в конце концов, целиком «растворяет» в ней человека, вытесняя гуманистически-пантеистические ориентации раннего Возрождения натуралистически-пантеистическими увлечениями, а позже и натуралистически-деистическими. Крупнейшими представителями пантеистической натурфилософии были Н. Кузанский, Дж. Бруно, основатель Флорентийской Академии М. Фичино, его ученик и последователь Дж. Пико делла Мирандола. Обратимся подробнее к рассмотрению основных философских учений этого периода.

2. Философия природы. Природа, включая и человека, представлялась Н. Кузанскому(1401 – 1464) производной от Бога, который рассматривался как высшее абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, Кузанский фактически отрицает сотворение мира. Сближая Бога с природой, Кузанский приписывает последней божественные атрибуты и, прежде всего, бесконечность в пространстве. При этом он делает оговорку, что мир не является бесконечным в том смысле, в каком бесконечен Бог как «абсолютный максимум», но «все же нельзя считать его конечным, потому что он имеет границы, между которыми заключен». Он также высказал мысль, что все вещи в мире связаны друг с другом и находятся в непрерывном движении.

Бесконечность, введенная им в мир, приводит к важнейшим изменениям в понимании самого процесса познания. Означая безграничное совершенствование человеческих знаний, процесс познания включает в себя, по мнению Кузанского, три ступени. Первая ступень – ощущения – дает лишь смутные образы вещей. Над ними возвышается рассудок, который мыслит противоположности, из которых состоят все вещи, в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу. Более высокой ступенью познания является разум. Философ считает важнейшей чертой разума – способность мыслить бесконечное. А бесконечность заставляет полностью преодолевать всякую противоположность. В этой связи Кузанский и развивает диалектическое учение о «совпадении противоположностей». Примеры такого совпадения он черпает из области математики: по мере увеличения радиус окружности все больше и больше совпадает с касательной к ней и исчезает противоположность прямого и кривого: аналогичным образом сливается с прямой и треугольник, если беспредельно увеличивать угол, противолежащий основанию. В миропонимании Кузанского отразились в полной мере противоречия эпохи Возрождения: гуманистическая устремленность, энциклопедизм, научное дарование, средневековый традиционализм.

Заметную роль в становлении натурфилософии Возрождения сыграл ученый и художник Леонардо да Винчи(1452-1519). Считая опыт «наставником всех наставников», рассматривая саму мудрость как «дочь опыта», Леонардо утверждал, что истина сводится к «одному единственному решению». Опыт при этом он понимает не как пассивное наблюдение, а как активное целенаправленное вмешательство в природу (правда, согласно самой природе), как эксперимент. И хотя Леонардо еще в гуманистическом духе настаивает на возвышении человека над природой, на возвышении творений человека над творениями природы, человек у него при этом является лишь «орудием природы», пусть самым «величественным», как считал мыслитель.

Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей.

Николай Коперник –польский астроном и философ(1473-1543), выдвинувший гелиоцентрическую гипотезу структуры мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Главное произведение «О вращении небесных сфер» (которое было издано перед смертью автора) было посвящено обоснованию следующих положений: Земля не является неподвижным центром мира; она вращается вокруг Солнца, находящегося в центре Вселенной; Луна является спутником и вращается вокруг Земли; планеты имеют форму шара. Мир с точки зрения Коперника был гигантской «машиной», законы движения которой были разработаны Создателем и могли быть постигнуты человеком. Новая картина Вселенной не отвергала идею сотворения, но ставила под сомнение изложенную в Ветхом Завете структуру мира, центральное значение Земли, что имело глобальные мировоззренческие последствия.

Мыслителем, философски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600). Основными источниками философии Бруно стали гелеоцентризм и гилозоизм. Признавая вечность и несотворимость материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, неисчерпаема в своих проявлениях. Д. Бруно, утверждал, что во Вселенной бесчисленные земли, кружатся вокруг своих солнц подобно нашей планете, и таких миров великое множество. Ни один из этих миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не создан Богом.

В учении Бруно ярко проявляются, характерные для эпохи Возрождения пантеизм и натурализм. Бог рассматривается им как бесконечный мир во всех его проявлениях, проявляющийся в каждой вещи. Материя в единстве с формой отождествляется им с природой (Богом) и понимается как живое развивающееся целое, некий вселенский организм, одушевленный, активный, развивающийся. Весь мир рассматривается им как наполненный жизнью, а множество планет – населенными собственными жителями.

Природа, наполненная творчеством, созиданием, познается творческим умом человека. Понимание мира как бесконечного приводит Бруно к мысли о безграничности познания. Источником познания бесконечного мира он считает разум. Чувства, по его мнению, не способны воспринимать бесконечность. В теории познания Бруно близок к рационализму, отводя главную роль «интеллекту-уму», способному постичь единство мира и достигнуть синтеза знаний о нем.

За гелеоцентрические взгляды, пантеизм и борьбу с ортодоксальной религией Бруно был подвергнут пыткам инквизиции, а затем сожжен на костре, однако, не он не отрекся ни от одной из своих идей.

В развитии натурфилософии эпохи Возрождения существенный вклад внесли ученые-естествоиспытатели, которые на основе экспериментов выдвигали глубокие идеи, способствовавшие разработке методологии научного познания. Так, Галилео Галилей(1564-1642), открывший целый ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента в научном познании. Галилей сделал ряд важных изобретений и открытий: сконструировал первый оптический телескоп; обнаружил кратеры на Луне, пятна на Солнце, скопление звезд, образующих Млечный путь, увидел спутники Юпитера, обнаружил фазы Венеры, световые кольца Сатурна. Эти открытия стали эмпирическими доказательствами гелеоцентрической теории, сторонником которой был и Галилей. Он нашел точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связывать абстрактное научное мышление с конкретными восприятиями явлений и процессов природы. Несмотря на то, что после суда инквизиции, Галилей официально отрекся от своих взглядов, его произведение «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковой» стало самым популярным научным изданием эпохи в Италии и за ее пределами.

3. Взгляды на общественное устройство. Радикальные перемены во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского, причем независимого от религиозных санкций, общества. Наиболее типичной в этом отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли (1469-1527), социологические утопии Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639).

Так, Н. Макиавелли в главных трудах «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции» утверждает идеал свободной республики, основу которой составляют зажиточные граждане, имеющие право активного участия в управлении государством. Макиавелли, в духе платонизма, не питал симпатий к низам общества (чомпи) и описывал их как подчиненных эгоизму своей природы. Поэтому управление государством должно было осуществляться твердой рукой государя, имеющему право приносить в жертву даже жизни граждан ради общего блага. Макиавелли был против христианской идеализации человека и вмешательства церкви в дела государства. Он критиковал созерцательность и смиренность, противопоставляя им активность и силу духа, доблесть человека нового общества. Именно такому человеку помогает фортуна, общественная необходимость и судьба. Ход истории в этом смысле понимался гуманистом как связанный в значительной степени с активностью людей, выдающихся личностей.

Учение об идеальном государственном устройстве Т. Мора отлично от идеи республики Макиавелли, но, в еще большей степени утверждает гуманистические идеалы.

Английский писатель и политик Томас Мор в знаменитой «Утопии» представил общество, в котором главным принципом является равенство всех людей. Мор отстаивает коллективизм, альтруизм, ценность физического и умственного труда, жизнь, наполненную радостью, удовольствием, миролюбие. Такое общество, по его мнению, исключает частную собственность, все формы рабства и насилия над человеком. «Утопия» оказала значительное влияние не только на современников Мора, но и на развитие коммунистических идей в целом.

Философия Возрождения положила начало критике схоластических стереотипов миропонимания, что было продолжено в новоевропейской философской классике. Выдающиеся открытия в натурфилософии послужили основой для Первой Научной Революции, а принципы гуманизма, антропоцентризма и свободы стали идеалами грядущих социальных преобразований.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 560; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!