Формируемый православием менталитет



На Руси христианское миропонимание стало утверждаться с распространением грамотности, определив содержание древнерусской литературы. Летописи, исторические сказания и повести отражали православные взгляды на мир, складывавшиеся в стройную систему.

Главная тема, которая волновала древнерусских мыслителей – это тема постижения смысла жизни человека и человечества. Один из основных моментов, отличающих русскую религиозно-философскую мысль XI–XVII вв. от западноевропейской, заключался в иной постановке исходных мировоззренческих вопросов.

Ещё в VI в. до н.э. древнегреческий философ Фалéс Милéтский сформулировал вопрос, оставшийся до сих пор главным для западноевропейской мысли – «Что есть всё?». Позднее, другие античные философы в немалой степени концентрировали своё внимание на причинах рождения мира, на причинах появления человека и на способностях человеческого разума познать эти причины. Философская наука Западной Европы, впоследствии, по преимуществу пошла по этому же пути. Сама направленность на познание исходных причин, начала всего,и стремление, уже на базе этого знания, разобраться во всех проблемах настоящего, логически просчитать варианты будущего – главная черта западноевропейской мысли.

Для древнерусских мыслителей вопросы, которые поставила перед собой философия на Западе, играли вторичную роль. Перед всеми этими вопросами стоял главный и единственный вопрос, волновавший отечественных любомудров – зачем есть всё?Иначе говоря, искался смыслсуществования природы, общества и человека, цельих существования, а не причины возникновения. С позиции итога,русские мыслители пытались осмыслить и причины, и сам ход жизни человечества.

XIXII века это время интенсивного и глубокого освоения русскими мыслителями христианского вероучения, его религиозно-философской сущности. Древнерусские мудрецы уже вполне свободно размышляли в своих сочинениях над самыми главными вопросами, поставленными христианством – о Святой Троице, о сущности греха, о возможности спасения.

Большое внимание придавалось распространению и утверждению христианских истин в сознании людей. Ведь христианское вероучение установилось на Руси не в один момент. О восстаниях неких язычников летопись сообщает и во второй половине XI в. Поэтому столь много в религиозно-философском наследии этого периода встречается поучений, слов и посланий, которые должны были донести основы христианской веры и до сознания князей, и до сердец самых простых людей.

В XI–XII вв. христианское вероучение из монашеских и церковных кругов всё шире распространяется среди мирян, постепенно вытесняя языческие верования. В этот период появляются первые христианские сочинения, написанные светскими людьми, свидетельствующие о всё возрастающем авторитете христианского миросозерцания в мирской среде. Наиболее яркое из них – «Поучение» великого князя Владимира Мономаха.

«Поучение» – наказ, завещание, которое Владимир Мономах предназначал для своих детей. Владимир Всеволодович Мономах(в крещении Василий)(1053–1125) – князь смоленский, переяславский, с 1113 года великий киевский князь. Сын великого киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы Марии, от отца которой императора Константина IX Мономаха унаследовал своё почётное родовое прозвище «Мономах» (от греч. Μονομάχος – единоборец). В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха состоялся княжеский съезд в Любече. В 1103 г. на Долобском съезде русские князья решили начать широкое наступление на половцев и отогнали степняков далеко за Дон и на Северный Кавказ. Вдохновителем и руководителем этих походов стал Владимир Всеволодович Мономах. В 1113 г., после смерти киевского князя Святополка, в Киеве началось восстание против ростовщиков и спекулянтов солью. Киевские бояре призвали на великокняжеский стол Владимира Мономаха. Чтобы успокоить киевлян, Владимир Всеволодович, не въезжая в охваченный восстанием Киев в пригородном селе Берестове повелел составить новый «устав». Этот устав вводил более справедливые правила взимания долгов, упорядочил правила взаимных денежных расчётов купцов, а также определил повинности крестьян-закупов, оградившие их от превращения в рабов-холопов. Новые законы, ставшие составной частью «Русской Правды», снискали Владимиру Мономаху славу мудрого законодателя и правителя.

Ещё при жизни Владимир Мономах прославился своим полководческим талантом, совершив более восьмидесяти «великих» воинских походов, «малые» же походы исчислялись сотнями. В историю Древней Руси Владимир Мономах вошел как политический деятель, поставивший во главу угла идею единства Руси, которой он неизменно следовал в своих практических деяниях – он смог пресечь княжеские междоусобицы, возвысить авторитет великокняжеской власти, усмирить соседей-кочевников, объединить Русь под своим руководством.

Но, кроме того, что Владимир Мономах являлся крупнейшим военно-политическим деятелем Киевской Руси, он был и глубоким религиозно-философским мыслителем. «Поучение»это первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография. Текст «Поучения» показывает, насколько глубоко к началу XII века христианское миросозерцание проникло в души и сердца мирских людей.Ведь, по сути дела, «Поучение»Владимира Мономаха это первое известное нам в Киевской Руси светское произведение, основанное на христианском вероучении.

Конечно, в «Поучении» можно увидеть, что на бытовом уровне в жизни русских людей XII века ещё сохраняются языческие обычаи. Так, сам Владимир Мономах продолжает носить два имени «наречённый в крещении Василием, русским именем Владимир». Языческий образ ожидания смерти «на санех седя» используется великим князем для объяснения причин создания «Поучения». Именно по древней, сохраняющейся ещё на Руси языческой традиции, умершего везли либо в ладье, либо в санях. Следовательно, великий князь написал своё «Поучение», находясь на склоне лет, готовясь отойти в мир иной. Не чуждо Владимиру Мономаху и воспевание воинской доблести князей, своими корнями уходящее в языческую древность.

И, тем не менее, весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха глубоко христианские. Многочисленные и объёмные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого, приведённые в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения великого киевского князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру. И тогда у них сохранится надежда на избавление от грехов, обретения вечного спасения и вечную жизнь в Царствие Небесном, которая составляет главную цель земного бытия.

Одна из целей «Поучения» –  показать идеальный образ христианского властелина. Покаяние, милосердие, молитва, попечение о слабых, справедливость, упование на Бога объявляются Владимиром Мономахом теми «малыми делами», которые доступны всем, и которые должны служить основными принципами управления государством. Среди этих принципов и обязательный союз с церковью, уважительное отношение к священнослужителям.

Важнейшей задачей истинного христианского правителя, помимо содействия христианскому благочестию, является сохранение единства    своего государства. Именно этой идее и служил сам Владимир Мономах. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Так всю свою жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли.

Об этом свидетельствует ещё одно его произведение, дошедшее до нас – «Письмо к Олегу Святославичу», внуку Ярослава Мудрого и многолетнему сопернику Мономаха. В этом письме Владимир Мономах призывает своего соперника отказаться от кровопролитной борьбы и мести, несмотря даже на то, что Олег Святославич убил в междоусобной борьбе за город Муром сына Мономаха Изяслава.

Это письмо свидетельство того, как сам Владимир Мономах, обуреваемый жаждой мести, подавляет в себе это низменное начало и пытается помириться с братом. Источником его мирных намерений служат, во-первых, идея Христовой любви, а, во-вторых, забота о единстве Русской земли. Даже со смертью сына готов примириться Владимир Мономах, во имя прекращения междоусобицы. Поэтому и обращается он к Олегу Святославичу с призывом к смирению и покаянию, утверждая: «…Не хочю я лиха, но добра хочю братьи и Русьской земли».

«Поучение» Владимира Мономаха, отражающее христианское мировоззрение князя, является ярким свидетельством формирующегося под воздействием православия народного менталитета.

В целом, русская религиозная мысль XIXVII вв. представляет собой своеобразное историческое явление, обладающее несомненным единством, богатым содержанием, динамикой развития. Центром всех размышлений русских книжников этого периода являлась тема России, напрямую и глубоко связанная с православной эсхатологией[21].

В размышлениях книжников тех времен можно выделить три главных вопроса, которые они задавали себе и на которые искали ответы.

1. Какое место в общечеловеческой истории занимает Россия?

2. В чём смысл и цель существования России на земле?

3. Кто способен обеспечить достижение этой цели?

Историософские построения древнерусских книжников достигли своего пика развития на рубеже XVI – XVII веков, приняв вид вполне определённых религиозно-философских идей, которые формировали целевые установки существования России.

º Россия – это особый мир, богоизбранное государство, единственное на земле, хранящее правую веру.

º Смысл существования России заключается в сохранении истинной веры для того, чтобы в решающий час вступить в битву с антихристом, спасти от него мир и, тем самым, заслужить спасение и жизнь вечную.

º Силой, способной повести Россию и к земному величию, и к посмертному спасению, стала считаться светская власть, а именно, государь, который, конечно же, в союзе с Церковью, способен взять на себя исполнение божественных предначертаний.

Следует отметить, что уже в начальный период русской истории, отразив­шийся в русском летописании, в концепт русь древнерусскими книжными людьми вкладывалось особое понятие библейского народа, потомков сына Ноя Иафета. Этот народ, как в своё время народ изра­ильский, был избран Богом в «последние времена» – в преддверии Страшного суда – для определённой эсхатологической миссии – сохра­нения Православия. Исполняя этот Промысел Господень, языческая русь принимает христианство, становится русским народом – носителем и хранителем Православия, а земля, на которой он проживает, становится Русской землей. После падения православной Византийской империи в 1453 г. (когда не осталось больше ни одного независимого православного государства) и освобождения от монголо-татарского ига в 1480 г. Московская Русь в полной мере ощутила свою миссию – защитницы Православия, что ещё больше закрепи­ло в сознании древнерусских книжников тождественность понятий русский и православный.

В первой трети XVI в. в Московском государстве стала формиро­ваться новая эсхатологическая концепция «Москва – Третий Рим», концепция последнего перед Страшным судом праведного христианско­го царства. Зримое её воплощение началось с венчания в 1547 г. на Московское царство первого русского монарха Иоанна IV Васильевича и признания его верховенства в православном мире восточными патри­архами. Так стал складываться в русском православном сознании новый концепт – Московское царство как оплот Православия, просущество­вавший до петровских преобразований начала XVIII в., когда уси­лиями Петра I стала строиться светская империя.

Пока мировоззрение книжников было религиозным, то и осмысление отечественной истории было христианским – через призму Священного Писания как проявле­ния Божественного Промысла. С обмирщением сознания и история Отечества стала превращаться в «гражданскую историю», складываю­щуюся из поступков отдельных людей.

В XVIII в. православная историософская мысль находилась в упадке. Этому способствовала секуляризация[22], охватившая всю общественную жизнь, морально-психологические последствия церковного раскола, падение авторитета и общественной роли церкви в связи с её подчинением Петром I государственной власти, активное проникновение в культурную жизнь России западных влияний. В этих условиях православная историософия оттеснялась на периферию общественной мысли.

Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала подъём русского национального самосознания. Вставали вопросы о смысле и особенностях исторического пути, проделанного Россией, о её национально-культурном самоопределении, взаимоотношениях с Западом, о её месте в мировой истории. Поиск ответов на эти вопросы определил накал начавшейся во второй трети XIX в. общественной полемики, разделившей её участников на два лагеря, получивших названия «славянофилов» и «западников». А.И. Герцен писал, что между славянофилами и сторонниками западного пути развития «была церковная стена». Действительно, Церковь, отношение к ней, было тем существенным различием, которое определяло и прочие отличия спорящих сторон[23].

Вторая половина XIX в. в России стала временем многогранного развития всех сфер творчества. Появилась плеяда высокоталантливых русских писателей, художников, композиторов, обретших мировую известность. Их творческий взлёт был обусловлен высочайшей духовностью, обращённой к глубинным, смыслоопределяющим вопросам человеческого бытия. Этот подъём творческой активности был назван исследователями «русским религиозно-философским ренессансом».

Представителями философского ренессанса были Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, братья Трубецкие. Их идеи и суждения охватили обширный круг мировоззренческих проблем, подготовили условия для «второй волны» религиозно-философского ренессанса – С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского. Совокупные результаты творчества представителей религиозно-философского ренессанса убеждают в том, что историософский опыт православия содержит ответы на многие сложные вопросы исторического бытия.

Христианские заповеди задали русской культуре высокий нравственный тонус, а потому русские православные мыслители – книжники киевской эпохи, публицисты времён Московского царства, славянофилы, представители русского религиозно-философского ренессанса – всегда много внимания уделяли социальной проблематике, проповедуя присущие традиционному православию принципы нестяжательства, милосердия, демократизма, равенства людей перед нравственными законами, социальной справедливости, отрицания ложной элитарности.

Вопросы и задания:

1) Изучив рекомендуемую литературу, выявите базовые отличия двух основных христианских конфессий (православия и католичества)?

2) Как Вы оцениваете влияние крещения Руси на её дальнейшую историю? Чем был вызван выбор православной формы христианства?

3) Укажите памятники православной культуры России, которые Вы считаете наиболее значимыми?


 

Рекомендуемая литература

1. Асонов Н.В. Философско-религиозные основы российских доктрин самодержавной власти // Власть. 2008. № 12. С. 95–98.

2. Володин Э.Ф. Византийский дар // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Философия истории» –http://www.portal-slovo.ru/history/35079.php

3. Кричевский Б.В. Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век). СПб.: «Искусство – СПБ», 2003. 264 с.

4. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1. С. 170–200.

5. Моргачев В.О.Византинизм и эволюция русской государственной идеи (XI – XIX вв.) // Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Собрание трудов «Южнороссийское обозрение». 2002. Выпуск № 9 – http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/v9/a9_11.htm

6. Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. В.Л. Янин. Т. 1 – 3. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 – 1996.

7. Перевезенцев С.В. История русской философии XI – XII вв. // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «История философии» –http://www.portal-slovo.ru/history/35455.php

8. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М.: Белый город, 2007. С. 132–150.

9. Перевезенцев С.В. Философия средних веков // Православный образовательный портал «Слово». Раздел «История». Рубрика «Обществоведение». Подрубрика «История философии» – http://www.portal-slovo.ru/history/35453.php

10. Рыбаков С.В. Православная интерпретация русской истории в отечественной историографии: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. Екатеринбург, 2007.

11. Синицына Н.В. Симфония священства и царства // Исторический вестник. 2000. № 9 – 10. http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_11.htm

Методические указания одобрены на заседании кафедры истории и политологии (протокол № 10/2009 от 27 мая 2009 г.) и могут быть рекомендованы студентам I курса всех специальностей.

Зав. кафедрой, д. и. н., профессор                             /Панина Н.В./

Учебное издание

 

 

Значение принятия Русью христианства.

Формируемый православием менталитет

 

 

Составитель

РОДИОНОВА Ирина Витальевна

 

Редактор С.П. Клышинская

Технический редактор О.Г. Завьялова

http://www.miem.edu.ru/rio

rio@miem.edu.ru

 

Подписано в печать                . Формат 60 х 84/16.

Бумага типографская. Печать – ризография.

Усл. печ. л.            . Уч.-изд. л.           . Изд. №         .

Заказ                 . Бесплатно. Тираж 100 экз.

Московский государственный институт электроники и математики

109028 Москва, Большой Трехсвятительский пер., д. 3.

Отдел оперативной полиграфии Московского государственного

института электроники и математики.

113054 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12 – 18/4, стр. 1.


[1] Вернадский Г.В. Два подвига святого Александра Невского // Наш современник. 1993. № 3. С. 154.

[2] Немировский А.И. Евангельский Иисус как человек и проповедник // Вопросы истории. 1990. № 4.

[3] Римский монах, папский архивариус Дионисий Малый(ок. 475 – 550) при составлении пасхалий высчитал год рождения Христа – 754 год от основания Рима. В VI в. эта эра распространилась в Западной Европе. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 года.

[4] Десять ветхозаветных заповедей. 1. Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

[5] Новозаветные заповеди (Заповеди Блаженства): 1.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

В Новом Завете две заповеди названы наибольшими: любовь к Богу и любовь к ближним своим.

[6] Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95–96 гг. (Домициан), 98–117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202–211 гг. (Септимий Север), 250–252 гг. (Деций и Галл), 257–259 гг. (Валериан), 270–275 гг. (Аврелиан), 303–311 гг. (Диоклетиан), 311–313 гг. (Максимин).

[7] Анафема (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) – свидетельство Церкви об отпадении от неё одного из её членов. Следует обратить внимание, что анафема имеет отношение только:

– к членам Церкви, а не её сторонним хулителям;

– искажающим её учение;

– активно проповедующим свои ложные взгляды, а не просто заблуждающимся.

Анафема подразумевает не проклятие, а подтверждает, фиксирует, констатирует фактическое отпадение человека от Церкви.

[8] Схизма (от др.-греч. σχίσμα – расщепление, раскол) – церковные разделения, не сопровождающиеся отказом от признания церковных догматов. В этом отличие схизмы от ереси.

[9] Индульгéнция (от лат. indulgentia – милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.

[10] Военно-монашеские ордена возникли во время крестовых походов для защиты от иноверцев Иерусалимского королевства, основанного после взятия Иерусалима крестоносцами (1099 г.). Впоследствии эти ордена вели борьбу и в других странах.

В 1240 г. крестоносцы Ливонского ордена, воспользовавшись ослаблением Руси, захватили Псков и угрожали Великому Новгороду. По просьбе новгородского веча князь Александр Ярославич Невский, возглавил народное ополчение. Выигранное им «Ледовое побоище» нанесло тяжелейший удар по Ливонскому ордену и остановило начатое крестоносцами продвижение на Восток, имевшее целью покорение и колонизацию русских земель.

[11] Евхарúстия – одно из главнейших Таинств Церкви, во время которого хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы для причащения верующих. В католичестве обычные верующие (в отличие от священников) причащаются только Телом. Таким образом, в римской церкви восторжествовал принцип полного размежевания мирян и священства, в то время как в православии священники и обычные верующие не разделены жёсткой церковной обрядностью.

[12] Католический священник совершает Крещение со словами: «Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Православный священник при совершении Крещения говорит: «Крещается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святаго Духа». При Венчании ксендз произносит: «Я, властью мне данной, объявляю вас мужем и женой». В православном храме в аналогичную минуту звучит иная молитва: «Венчается раб Божий … рабе Божией …». Различие наблюдается и в формуле Миропомазания.

[13] Автокефалия (греч. самовозглавление) – административная независимость национальной (Поместной) Церкви.

Православная Церковь существует в виде самостоятельных Поместных Церквей, эта самостоятельность исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта. Приверженность Православия автокефальному принципу церковного устроения отражает его связь с культурно-историческим бытием различных народов.

Право на автокефалию признаётся вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению. Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448 г. избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) независимо от Константинопольской патриархии. Учреждение в России патриаршества (1589 г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви.

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Во главе управления Автокефальной Церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.

[14] Эти положения вошли в византийский «Номоканон». В XIII в. он лёг в основу главного юридического сборника Московской Руси – «Кормчей книги», повлиявшей на формирование самодержавной власти.

[15] Применительно к Руси, следует отметить, что принцип симфонии был особенно конструктивным и плодотворным в XV–XVI вв., когда идеал приближался к осуществлению на практике. Можно выделить три важных периода:

время святительства епископа Ионы (с 1448 г. – митрополита), когда согласованные действия церковной и светской власти позволили отказаться от принятия Флорентийской унии;

первый период царствования Иоанна IV и время митрополита Макария (1547–1563), когда в России началась эпоха царства и зарождались Земские Соборы, взаимодействие которых с Освященным Собором означало, что традиционную форму симфонии священства и царства дополнил третий элемент – земля, земское начало;

учреждение патриаршества (1589 г.).

[16] Схима (греч. σχημα – образ, внешний вид) – высшая ступень православного монашества.

[17] Обскурантизм (от лат. obscurans – затемняющий) – крайне враждебное отношение к просвещению и науке.

[18] Византия – принятое в науке условное название поздней Римской империи со столицей в Константинополе, построенном в 330 г. на месте древнего г. Византии. Несмотря на то, что политический контроль над городом Римом был окончательно утрачен в VIII в., официально на протяжении всей сво­ей истории (до 1453 г.) государство носило название Римской империи (Царство ромеев). В разные исторические периоды византийское государство неоднократно сжималось под натиском врагов, но вновь расширяло свои границы, возвращая себе статус домини­рующей державы в Восточном Средиземноморье. Отметим, что одним из показателей развития цивилизации является уровень урбанизации. Если в крупнейших западноевропейских городах раннего Средневековья проживало не более 20–30 тысяч человек (лишь в XIV в. население Парижа, Венеции, Флоренции и Генуи приблизилось к 100 тыс.), то в Константинополе в V–VI вв. проживало до 1 млн. человек, в VIII–XIV вв. – до 400 тыс., в Фессалониках — от 50 до 200 тыс., многие города Византии насчитывали более 10 тыс. жителей.

[19] Это подтверждают хрестоматийные эпизоды русской истории: дочь Ярослава Мудрого, отданная замуж за короля Франции Генриха I, поражалась убожеством и грубостью французского двора, при котором она оказалась единственной персоной, умевшей читать и писать. Царевна Анна писала и читала по-славянски, по-гречески и расписывалась по-латински – Anna, в то время как остальные члены королевского дома ставили крестик.

[20] Об особенностях российской модели государственности см. подробнее: Русский народ – основатель и стержень Российской государственности: Метод. рекомендации по курсам «Отечественная история», «Политология» / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Т.Г. Попова, И.В. Родионова. М., 2008. С. 32.

[21] Эсхатолóгия(греч. eschatos – последний, конечный и logos – учение) – религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира. Различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса, истории и их конце.

[22] Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковного духовного влияния.

[23] Подробнее см.: Консерватизм в России XIX столетия: Метод. рекомендации по курсам «Отечественная история», «Политология» / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: И.В. Родионова. М., 2007. С. 32.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!