Особенности миссионерской деятельности



В течение нескольких столетий церковные службы в католических церквах велись на латинском языке, Библия разрешалась к распространению тоже только в латинском переводе, независимо от того, знает латинский язык местное население той или иной страны или нет. Считалось, что христианские истины могут быть полностью доступны только избранным.

В пределах Восточной Церкви не возбранялось переводить Библию и вести церковные службы на языках тех народов, среди которых распространялось православие. Уже в конце IX в. в Великой Моравии и Болгарии были сделаны переводы Библии и введены богослужения на славянском языке. Переводы церковной литературы продолжались в Болгарии и позднее, в X веке.

Стремясь к расширению сферы своего влияния, Западная, Римско-католическая Церковь часто обращалась к воинственным методам утверждения христианской веры. Для этой цели, наряду с обычными монашескими организациями, были созданы военно-монашеские ордена, являвшиеся мощной военизированной силой католичества[10]. Восточная Церковь не признавала насильственных методов распространения христианства, а военно-монашеских орденов у неё вообще не существовало.

Структура церкви

Римско-католическая Церковь была организована на жёстких иерархических началах, с полным подчинением всех священников своим вышестоящим церковным руководителям. В целом, в римском восприятии Церковь есть институт власти: от Бога власть делегируется папе и им распределяется епископам и священникам. Имперский инстинкт власти, свойственный Римско-католической Церкви, проявляется, в частности, во время проведения таинства причащения[11], а также при сравнении священнейших формул Православной и Католической церквей – тех слов, через которые они совершают свои таинства[12]. В целом, на Западе церковь изначально акцентировала внимание на структурно-иерархических проблемах.

Логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительной непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском Соборе 1870г. (не признающие данного догмата предавались анафеме, которая не снята до сих пор).

Организация Восточной Церкви была менее иерархичной и централизованной. Так, из четырёх патриархов – александрийского, антиохийского, иерусалимского, константинопольского, – константинопольский патриарх хоть и считался Вселенским, но был лишь первым среди равных. А по мере распада Византийской империи, каждый из патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную[13]) поместную Православную Церковь. Впоследствии автокефальные, автономные Православные Церкви возникли и в других странах, в том числе и в России.

Отношения со светской властью

Римско-католическая Церковь всегда претендовала на полный политический контроль над светскими государствами. Обладателями светской власти Римские первосвященники стали в середине VIII в., получив во владение отвоёванную у лангобардов франкским королем Пипином Коротким территорию Равеннского экзархата и город Рим. С этого момента папы становятся главой самостоятельного государства, получившего впоследствии название Папской, или Церковной, области. В дальнейшем была создана подложная грамота императора Константина I Великого (правившего в 306–337 гг.) на имя римского епископа Сильвестра I (314–335), так называемая Дарственная Константина, целью которой было показать, что светская власть над Римом навеки получена папой из рук первого христианского императора Константина Великого ещё в начале IV в.

«Дарственная Константина» долгое время принималась западными канонистами как вполне достоверный документ, на неё охотно ссылались папы. Лишь в XV в. стали высказываться сомнения в её подлинности. Сейчас уже никто не сомневается в подложности «Дарственной Константина», но в своё время она оказала большое влияние на развитие учения о власти папы: на самую Церковь папы начали смотреть глазами светского монарха. Поэтому, средневековая история Западной Европы наполнена постоянной борьбой римских пап со светскими государями, с целью их подчинения власти Церкви.

Для Восточной Церкви характерен принцип симфонии священства и царства,то есть равноправия и взаимного дополнения власти государственной (Императора, Царя) и власти духовной (Церкви во главе с Патриархом).

Идея социально-политической солидарности светской и духовной власти была утверждена решениями Пятого Вселенского собора. В VI новелле «Свода гражданского права» императора Юстиниáна I Великого (правившего в 527–565 гг.) данный принцип получил название «симфония двух властей». Он предусматривал разграничение полномочий каждой из ветвей власти и подчинённых им социальных групп, а также взаимный контроль между ними. Эта новелла гласила: «Величайшие дары Бога – священство и царство. Первое служит делам божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника (Бога)»[14].

Зародившись в VI в., рассматриваемая идея была чётко сформулирована в IX в. византийским патриархом Фотием. Во втором титуле «Исагоги» («Эпанагоги», что переводится как «Введение») «О василевсах» Фотий определял царя как «законную власть», действующую для общей пользы. Она обязана охранять Святое Писание, догматы главных Вселенских соборов и только потом светские законы. Царь дол­жен отличаться приверженностью православию и благочестием.

Фотий уподобил общество живому человеческому организму, где нераздельны душа (Церковь) и тело (государство), и тем самым обосновал необходимость Церкви и монархической власти как неотъемлемых частей общественной жизни.

Практика не всегда соответствовала идеалу, границы разделения обеих властей менялись, однако сам принцип симфонии никогда не ставился под сомнение, сохранял полноту нормативного значения, а факты его нарушения воспринимались и оценивались как отступление, как грех, требовавший раскаяния и покаяния [15].


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 567; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!