Отличия Восточной и Западной христианских церквей



В VI–X вв. христианство постепенно становится официальной, государственной религией практически во всех существовавших тогда европейских странах. При этом само христианское учение, будучи по сути космополитической, вненациональной религией, оказалось в итоге приспособленным к различным национальным чертами тех или иных народов. Недаром в этот период в Европе существовало несколько церковных организаций.

Наиболее могущественными и влиятельными церковными организациями были Восточная Церковь (в неё входили александрийское, антиохийское, иерусалимское, константинопольское патриаршества, при этом константинопольский патриарх именовался Вселенским) и Западная Церковь, возглавляемая римским папой.

Постепенно всё более усиливались разногласия между Восточной и Западной Церквами. С одной стороны, это было связано jс их борьбой за политическое преобладание в европейских государствах. С другой стороны, – kс особенностями самосознания тех народов, которые попадали в сферу влияния Константинополя и Рима. Например, восточным и южным славянским племенам ближе оказалось христианство в том виде, как его понимали на Востоке и у них оно утвердилось в виде православия. А германским племенам – западное христианство, которое и поныне существует в его римско-католической версии.

Догматы

В течение VI–XI вв. на Востоке и Западе уже формируется разная христианская догматика. Римско-католическая Церковь признаёт Œпринцип догматического развития, согласно которому Церковные Соборы имеют право принимать новые догматы. Православная Церковь не принимает этого учения. На Востоке поддерживалось убеждение, что догматы, утверждённые на первых семи Вселенских Соборах, не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.

Символ веры.Главным догматическим расхождением между Восточной Церковью с центром в Константинополе и Западной Церковью, возглавляемой римским папой стал пункт об исхождении Духа Святого. В Никео-Цареградском Символе веры Троица признаётся «единосущной», но при этом было установлено, что Дух Святой может исходить только от Бога Отца.

В 787 г. франкский правитель Карл Великий предъявил Риму своеобразный ультиматум, требуя, прежде всего, дополнения к Символу веры – введения в него пункта о том, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но «и от Сына» (на латыни выражение «и от Сына» звучит как «филиокве», (filioque)). Римская церковь не пошла тогда на официальное утверждение дополненного Символа веры, ибо это означало не только догматический, но и церковно-политический разрыв с восточными патриаршествами. Но Карл Великий на соборе в Аахене в 809 году ввёл употребление понятия «филиокве» в Символе веры на территории своей империи. Окончательное же утверждение нового Символа веры в римско-католической церкви последовало в 1006 году. Этот Символ веры стал главным в католической Церкви.

В Восточной Церкви не приняли такого дополнения и продолжали придерживаться Никео-Цареградского Символа веры. С тех пор он является Символом веры в православии, в том числе и в Русской Православной Церкви.

Противоречия между Восточной и Западной Церквами с годами становились всё сильнее. Они были вызваны как различным пониманием отдельных догматических вопросов, так и борьбой за политическое влияние в Европе. В XI веке произошел окончательный раскол – в 1054 г. римский папа отлучил константинопольского патриарха от Церкви, за что в ответ константинопольский патриарх предал анафеме[7] римского папу. С этого времени ведётся отсчёт  самостоятельного существования Римско-католической и Православной Церквей.

Поскольку католики считали православных раскольниками (схизматиками[8]), находящимися вне Церкви, то римские папы XII–XV вв. назначали своих ставленников на патриаршие и епископские кафедры Восточного Средиземноморья, игнорируя факт присутствия в этих городах православных патриархов и епископов. Ответных шагов восточные патриархи никогда не делали.

ŽВплоть до ХХ в. в католической Церкви принимались и другие не признаваемые в православии догматы о

º запасе добрых дел, сокровищнице заслуг, XIII–XIV вв. Это учение было развито схоластами в XIII в. и декретировано буллой папы Климента VI (1349 г.) (отсюда вытекает учение об индульгенциях[9], причём практика выдачи индульгенций существует в Римско-католической Церкви и в настоящее время),

º чистилище (1439г.),

º непорочном зачатии Богородицы (1854г.),

º учительской непогрешимости папы римского (1870 г.),

º телесном вознесении Богородицы на небо (1950г.).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!