Источник: Фетва шейха Яхьи аль-Хаджури № 26



 

 

Можно ли использовать то, что отец берет с работы незаконно?

 

Вопрос: Моя проблема в том, что отец, работая в авиа компании приносит домой некоторые вещи, или из самолета или из аэропорта. Я говорю ему, что нельзя брать это и то, что это не принадлежит ему, но он не прислушивается к моим наставлениям, не смотря на то, что он религиозный человек или выглядит как религиозный человек. Я стараюсь, чтобы он и внутренне был таким же, но он не отвечает мне. Я считаю, что он не принимает от меня, потому что я его дочь. Я в замешательстве относительно того, что он приносит, и не использую их. Но иногда я вынуждена использовать их, потому что он не покупает их в магазине, так как они уже есть у нас, но они получены запретным образом. Как быть с этими вещами? И что если я использую их непреднамеренно, будучи вынужденной?

 

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

В вашем вопросе затронуты две проблемы:

1Ваш отец берет с работы то на что он не получал разрешения.

2 Использование вами имущества, которое отец принес домой.

 

В отношении вашего отца – запрещено ему брать что-то без разрешения хозяина, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества…» (2:188).

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя вам брать имущество мусульманина, кроме как с его разрешения»(Ахмад 201172)

На этом основании, вам следует дать наставление отцу, чтобы он вернул вещи хозяину; в противном случае он будет совершающим грех. Если он не знает, кто является хозяином, то ему следует раздать вещи в качестве милостыни.

 

В отношении других членов семьи: нельзя им использовать эти вещи, потому что они были приобретены незаконно, кроме как в случае необходимости, когда человек опасается, что лишится какой либо пользы или боится потерять здоровье или жизнь. В этом случае можно использовать их, но только в рамках необходимого.

 

Шейх Халид ибн Али аль Муаашайги (Khaalid ibn ‘Ali al-Mushayqih) – профессор в университете имама Мухаммада ибн Сауда, аль Касим.

 

Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ" фатва №31217.

 

Отец зарабатывает запретным путем.

 

Вопрос: Мой отец зарабатывает деньги запретным путем. Дозволенно ли нам есть то, что он покупает на эти деньги?

 

Ответ шейха ибн Усеймина:

«Если заработок твоего отца является запретным, то ты обязан наставлять его, то есть дать добрый совет, чтобы он оставил это дело и побоялся Аллаха. И ваша семья сама должна взяться за это дело, если у вас есть на это возможность. Если же нет, то вы должны привлечь его друзей и знакомых. Возможно они смогут уговорить его, и он оставит этот запретный путь.

 

Если же после всего этого, он все равно останется на своем, то вам разрешается есть, из того, что он купил, по мере ваших нужд. И нет на вас греха.

 

Но не берите из этого больше того, в чем вы нуждаетесь. Так как у ученых есть разногласия в дозволенности употребления в пищу еду человека, доход которого является запретным».

Источник: Книга "Призыва" 2/63.

 

 

Прием пищи у тех, чей заработок харам.

Вопрос: У нас в Британии некоторые мусульмане, приобретают свое имущество наряду с дозволенным, и запретным способом. Они торгуют спиртными напитками и свиным мясом. Среди них есть такие, чье имущество накоплено в основном на запретном. Дозволяется ли нам общаться с ними и есть их пищу, отвечать на их приглашение? И можно ли брать у них то пожертвование, которое они делают, для ремонта мечети?

Ответ ученых “Постоянного Комитета”:

«Первое, тебе надлежит увещевать их и предостерегать их от плохого конца того, кто связан с запретным накоплением имущества. Напоминай им вместе с другими братьями о том, что Аллах суров в наказании с теми, кто ослушается Его и совершает запретное! И предостерегайте их от того, что их может постигнуть нищета. Напоминайте им, что мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше. Если они ответят, то хвала Аллаху, они ваши братья в религии. Советуйте им, чтобы они загладили свою несправедливость, и чтобы вслед за дурными деяниями совершали благие дела. Возможно, Аллах примет их покаяние и заменит их злые деяния добрыми.

 

В таком случае вы можете общаться с ними, есть их пищу и принимать их пожертвования и тратить их на благочестие, на постройку мечетей, на их застилку и т.п. поскольку они покаялись и загладили свою вину. Великий и Могучий Аллах сказал:«Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха» (аль-Бакъара 2: 275).

 

Второе, если же они после увещевания и напоминания воспротивятся и будут упорствовать и зарабатывать на запретном, то для вас обязательно (уаджиб) покинуть их во имя Аллаха.

Не отвечайте на их приглашения и не принимайте их пожертвования*, тем самым вы запрещаете и проявляете порицание тому, что они делают, в надежде, что они оставят эти порочные дела и вернуться на правильный путь».

Источник: “Фатауа аль-Ладжнату ад-Даима” 16/181.

 

*В данном случае ученые Постоянного Комитета советуют не поддерживать дружеских отношений и не принимать садакъу от тех, кто совершает открыто большие грехи, чтобы это было для них уроком и назиданием, а не из-за того, что принимать милостыню от того, кто зарабатывает на запретном недозволенно изначально. Принимать подарок или деньги от того, чье имущество приобретено запретным способом, дозволено, и это имущество является запретным для самого хозяина, но не для других.

 

Имам Ибн аль-Мунзир говорил об этом: “Брать от того, чье имущество приобретено запретным путем, дозволено, ибо Аллах сказал о иудеях: «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное»(аль-Маида 5:42), и посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам), зная это, заложил свою кольчугу у иудея, и взимал джизью с людей Писания, хотя известно, что большинство их имущества накоплено с продажи свиней и запретных сделок”. См. “Субулю-Ссалям” 2/213.

 

Также сообщается, о чем Ибн аль-Къайим тоже упоминал в «Ахкаму ахли-ззимма», что во время правления Умара ибн аль-Хаттаба, люди, собиравшие джизью взимали этот налог свиньями и вином, тогда Биляль пришел к Умару и сказал: "Поистине, твои люди берут свиней и вино!" После этого Умар сказал: "Не берите этого у людей Писания! Повелевайте им продавать это и берите с них джизью деньгами!" Источник: Абу Убайд в "аль-Амуаль" 53.

 

Однако тот, кто дает милостыню с запретного имущества, не получит за это никакой награды, даже если он мусульманин. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал:«Поистине, Аллах Всевышний – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого». Муслим 1015.

 

Также посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни, не получит за это никакой награды и понесет еще на себе бремя этого (греха)».Ибн Хиббан 3216. Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис хорошим.

 

Человек должен просто отдать на благое то, что заработано на запретном, но, не имея намерения получить за это награду. Однако, если человек принял Ислам и имеет имущество заработанное на запретном, то ему не следует от него избавляться, ибо когда сподвижники пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) принимали Ислам, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) не повелевал им избавляться от запретного имущества, и он (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорил: «Если раб Аллаха примет Ислам и Ислам его будет хорош, то Аллах простит ему любой грех, совершенный им прежде!» аль-Бухари 41.

 

Имам ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Также из этого разветвляется вопрос относительно сотрудничества с тем, у кого дозволенное имущество смещалось с запретным.

Имам Ахмад сказал: «Если его большая часть имущества является запретным, то следует ему сторонится его, если только это вещь являться незначительной».

А наши соратники разногласили относительно этого вопроса, является ли это макрух (нежелательным) или харам? Если его большая часть имущества является дозволенным, то дозволенно иметь дело с ним и есть из его имущества.

Аль- Харис передавал от ‘Али (да будет доволен им Аллах), который сказал относительно премия Султана (правителя): «Нет проблем в том, что он дает вам из дозволенного имущества, которое является наибольшим, чем то, что он дает вам из запретного».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники имели дело с многобожниками и людьми Писания, зная что они полностью не сторонятся запретного. Но если дело является сомнительным, то проявление набожностью — оставление его».

Источник: «Джамиьуль-’улум уаль-Хикам», стр.74.

 

Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил:

«Некоторые ученые говорили, что если является его заработок запретным, то понесет бремя греха тот, кто заработал его путем запрета, но не понесет греха тот, кто дозволенным путем получил от приобретающего запретным путем. В отличие от того, если это является запретным само по себе, как опьяняющие напитки или похищенная вещь и т.п. И это мнения является сильным исходя из того, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покупал еду для своей семьи у иудея. (аль-Бухари 2\79 и Муслим 3\1226). Ел овцу, которую подарила одна иудейка при битве Хайбара. (Аль-Бухари,2\241 Муслим 4\1721). Отвечал на приглашения иудея (Ахмад в «муснад»3\289,270,252). И общеизвестно, что большинство среди иудеев берут риба и зарабатывают незаконным путем.

 

А также, быть может в подкреплении этого мнения, служит слова посланника (мир ему и благословение Аллаха) относительно мясо, которое в качестве садаки принесли Барире: «Оно является для тебя садакой, а для нас является подарком от тебя»(Аль-Бухари 1\463 и Муслим 2\1144).

 

А другое мнение состоит в том, что нежелательность такого поступка усиливается и удваивается согласно количеству имущества. Чем больше запретного имущества,тем нежелательность сильнее, а чем меньше, тем нежелательность слабее». Источник: «Каулуль-Муфид» стр. 566.

 

Сторониться запретной вещи, если стало ясно о том, что она была приобретена незаконным путем

 

Имам ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) также говорил: «Когда познается, что эта сама вещь являться запретным, которую приобрели запретным путем, то является харамом – принятие ее, и передавали иджма’ по этому вопросу – ибн ‘Абдул-Бар и другие». Источник: «Джамиьуль-’улум уаль-Хикам», стр.75.

 

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!