Все остальные в слабой позиции



Слог.Различные теории слога и слогоделения

Известно три теории слога:

1) Согласно первой теории, слог – отрезок, произносимый одним выдыхательным толчком (экспираторная теория);

2) Согласно второй теории, слог – отрезок, произносимый одним импульсом мускульного напряжения (мускульная теория);

3) (сонорная теория) Согласно этой теории, слог строится по принципу возрастающей звучности.

Шкала сонорности:4) гласные3) сонорные2) шумные звонкие1) шумные глухие

теория Аванесова базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил: при последовательности СГСГСГ (С - согласный, Г - гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко)

теория Л. В. Щербы учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу,характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударногогласного. Общность теорий:тенденция к образованию открытых слогов; в интервокальном консонантном сочетаниипервый согласный –сонант образует один слог с предшествующим гласным.

Различия:Щерба связывает появление закрытого слога с его собственной организацией, а Аванесов считает это результатом правильной сонорной организации любого непервого слога, независимо от ударения. Обе теории достаточно произвольны и, возможно, граница слогов подвижна.

Правила слогоделения:

1) сочетания двух шумных относятся к следующему слогу (пра|здник)

2) сочетание двух сонорных относится к следующему слогу (ка|рман)

3) при сочетании сонорного с шумным слогораздел проходит между ними (кар|ти|на)

4) при сочетании [j] с любым согласным слогораздел проходит между ними (бой|цы; вой|на)

Слоги бывают: 1. Согласный + гласный (открытый слог) 2. Согласный + гласный +согласный (закрытый слог)

32.Дифтонги и Дифтонгоиды

Дифтонг – сочетание двух гласных звуков в одном слоге, функционирующее в качестве единой, сложной единицы звуковой системы.

Следует различать 3 вида дифтонгов:

1. падающие (нисходящие) дифтонги, где гласный в качестве вершины слога предшествует другому созвучащему, т.е. вершина слога находится в первом элементе дифтонга (нем. Maus [maNos] – мышь, Eis [aNes] – лед)

2. восходящие дифтонги, где, наоборот, вершина следует за созвучащим гласным (исп. puedo [puNeđo] – могу)

3. равновесные, где господствует неустойчивое равновесие, так, что нельзя различить какой из обоих гласных является вершиной (латыш. meita [meita] – дочь)

Дифтонгоиды представляют собой собственно не сочетание двух гласных, а один гласный, начинающийся или заканчивающийся инородным элементом. Гласный имеет в начале (или в конце) незначительный элемент другого, близкого ему обычно по артикуляции гласного несколько неоднородный характер. Различие между дифтонгоидом и дифтонгом заключается в том, что первый представляет собой гласный с призвуком в начале или в конце, а второй – сочетание двух гласных, составляющее один слог.

Ударение и его типы в различных языках

Логическое- выделение слова во фразе:

Мы сегодня идем в театр или Мы сегодня идем в театр

Логическое ударение является средством актуального членения предложения и изучается в синтаксисе.

Тема-то, о чем говорит автор Рема- что об этом говорит автор

Словесное–выделение слога в основе.

Типы словесного ударения:

1) Фонетический. Ударный слог может выделяться:а) силой- динамическое, силовое, экспираторное( чешский язык)

б) долготой- количественное, квантитативное (индонезийские языки)в) изменениемтона- тоновое, музыкальное, мелодическое (китайский, японский).В современных языках чаще всего признаки сочетаются:в русском- количественно- динамическое, шведском- тоново- динамическое,древние языки были тоновыми: древнегреч. Древнерусск.

Структурный тип

По характеру расположения в структуре слова выделяются:

а) свободное (разноместное, нефиксированное)- может падать на любой слог в слове(русск. англ нем)

б) фиксированное (связанное)- ударение закреплено за определенным слогом(первый: чешский, предпосл: латинский, посл: французский)

В морфологической структуре слова выделяются:

а) неподвижное (во всех формах слова остается на той же фонеме) горо’х-горо’хом б) подвижное- перемещается в пределах слова в разных формах насы’пать- насыпа’ть

Разноместность ударения может выполнять смыслоразличительную функцию-Замок-замок

Форморазличительную функцию-Руки- руки

Есть слова, лишенные ударения- клитики

- проклитики- безударные слова, стоящие перед ударным словом и произносящиеся слитно(на сегодня)

- энклитики- безударное слово, стоящее после ударного слова(когда-то)

Иногда проклитика может забрать ударение:За гору под ногу

Интонация и её составляющие

Интонация -это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи).

Комплекс элементов:

1) мелодика речи:основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е.регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;

3) интенсивность речи, т.е.степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е.скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е.звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.).

Слово как единица языка

Слово — это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающая значением и служащая для наименования предметов, явлений и т. д.

Каждое слово имеет: 1) свою звуковую оболочку; 2) определённое морфологическое строение.

Из слов складываются словосочетания (красивое платье, иду в школу, много работает) , а из словосочетанийпредложения. С помощью предложений человек выражает свои мысли и общается с другими людьми.

Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав.

Слово, важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. В структурном отношении Слово (единица языка) состоит из морфем (в т. ч. и из одной — «там», «вчера») , от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и представляет собой строительныйматериал для предложения, в отличие от которого не выражает сообщения.

Назовем 5 наиболее существенных признаков слова:

1.Фонетическая оформленность. Слово представляет собой всегда определенное звучание, состоящее как минимум из одной фонемы.

2.Недвуударность. Слово в отличие от фразеологического оборота всегда выступает или как безударное, или как имеющее одно основное ударение.

3.Семантическая валентность. В языке нет ни одного слова, не имеющего значения.

4.Лексико-грамматическая отнесенность. Каждое слово обязательно принадлежит к какой-либо знаменательной или служебной части речи.

5.Непроницаемость. Это неизменяемость, постоянство структуры слова. Свойство непроницаемости характерно абсолютно для всех слов: внутрь слов вставлять слова (и тем более — сочетания слов) в русском языке нельзя.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 797; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!