Повесть о страданиях в России за древлецерковная благочестивая                                                           предания



 

В лета 7160-го году, июня в 1 день, по попущению Божию вкрался на престол патриаршеский бывший поп Никита Минич, в чернецах Никон, обольстя святую душу протопопа, духовника царева, Стефана, являяся ему яко ангел, а внутрь сый диавол. Протопоп же увеща царя и царицу, да поставят Никона на Иосифово место. И я, окаянный, о благочестивом патриархе к челобитной приписал свою руку. Ано врага выпросили и беду на свою шею. Тогда и я, при духовнике, в тех же палатах шатался, яко в бездне мнозе. Много о том потонку беседовать, едино рещи: за что мучат мя, тогда и днесь, большо и до исхода души. Егда же бысть патриархом злый вождь и начат казити правоверие, повелеваяй тремя персты креститися и в пост великий в церкви в пояс творити метания. Мы же со отцы и братиею, не умолчав, почали обличать еретика, предтечу антихристова. Он же нас муча много, и розослал в ссылки всех. И рассеяны быша, яко от скорби, бывшия при Стефане апостоли. Тако, отец и братию мою, епископа Павла коломенскаго, муча, и в новгородских пределех огнем сожег; Даниила костромскаго протопопа, муча много, и в Астрахани в земляной тюрьме заморил; тако же стриг, как и мене, в церкви, посреде народа, муромскаго протопопа Логгина, - остригше и муча, в Муром сослал, тут и скончался в мор; Гавриилу, священнику в Нижнее, приказал голову отсечь; Михаила, священника, без вести погубил: за Тверскими служил в монастыре Богородичне, перевел к тюрьме, да и не стало вдруг; двух священников, вологжан, безвестно же и где дел; со мною 60 человек у всенощнова взял, муча и бив и проклиная, в тюрьме держал, малии в живых обретошася; а меня в Даурскую землю сослал, - от Москвы, чаю, тысящ будет з двадцеть за Сибирь, - и волоча впредь и взад 12 лет, паки к Москве вытощили, яко непогребенново мертвеца. Зело там употшивали палками по бокам и кнутом по спине 72 удара. А о прочих муках потонку неколи говорить, - всяко на хребте моем делаша грешницы. Егда же выехал на Русь, на старые чепи и беды попал. Видите, видите, яко аз есмь наг, Аввакум протопоп, в землю посажен. Жена моя, протопопица Настасья, с детьми в земли же сидит. И старец Соловецкия пустыни Епифаний наг в земли же сидит; два языка у него никонияна вырезали за исповедание веры, да и руку отсекли, а и паки ему третий язык Бог дал. И Лазарь поп наг же сидит в земле, казнен, говорит так же. И диякон Феодор и Киприян, нагой, с нами же мучится. В тюрьме за православие же пытан в прошлом году. А Соловецкой монастырь в осаде 7 лет от никониян сидит. На Мезени из дому моего двух человек удавили никонияна еретики на висилице. На Москве старца Авраамия, духовнаго сына моего, Исаию Салтыкова в костре сожгли. Старца Иону казанца в Колском рассекли на пятеро. На Колмогорах Ивана юродиваго сожгли. В Боровске Полиекта священника и с ним 14 человек сожгли. В Нижнем человека сожгли. В Казани 30 человек. В Киеве стрельца Иллариона сожгли. А по Волге той живущих во градех и в селех и в деревеньках тысяща тысящами положено под меч нехотящих принять печати антихристовы. А ныне ревнители закона суть, уразумевшее лесть отступления, да не погибнут зле духом своим, собирающееся во дворы с женами и детьми и сожигахуся огнем своею волею. Блажен извол сей о Господе! Мы же оставшии, еще дыщуще, о всех сих поминание творим, жертвою, со слезами, из глубины воздыханьми неизглаголанными воспеваем, радующееся, Христа славящее: «упокой, Господи, душа раб своих, всех пострадавших от никониян на всяком месте, и учини их, идеже присещает свет лица Твоего, в селех со святыми, избранными Твоими, яко благ и человеколюбец». Рабом Божиим побиенным вечная память трижды ж. Почивайте, миленькие, до общего воскресения и о нас молитеся, да же и мы ту же чашу испием о Господе, которую вы испили и уснули вечным сном. Пряно вино: хорошо умели никонияне употшивать. Да не тужите о здешнем том окаянном житии, но веселитеся и радуйтеся праведнии о Господе, понеже перейдоша от злаго во благое и от темнаго в житие светлое. Мы же еще в море, плаваем пучиною, и не видим своего пристанища. Не вемы бо, доколе живот наш протянется, умилосердитлися владыка и даст ли нам та же чаша пить, ея же Сам пил, и вас, рабов своих, напоил. Но веемы, яко милостив Господь, желает всех нас спасения. Разумею по писанию, якоже Богослову показано, Апокалипсис: « и егда отверзе агнец пятую печать, видех под алтарем душа избиенных за слово Божие и за свидетельство, еже имеяху. И возопиша гласом великим, глаголющее: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мсиши крови нашея от живущих на земли. И даны быша комуждо их ризы белы и речено бысть им: да почиют еще время ало, дондеже скончаются и клеврети их и братия их, хотящия избиенни бытии, якоже и тии». Видите, страдающие за слово и за свидетельство старопечатных книг! А то ожидает и нас. Господь избиенных утешает ризами белыми, а нам даст время ко исправлению. Потщимся Господа ради, потщимся и неленостно подвигнемся, потецем ныне, яко время есть. Душе моя, душе моя, восстании, что спиши! Конец приближается и хощеши молвити. Воспряни убо, да пощадит Тя Христос Бог, иже везде сый и вся исполняяй. Душе, яже зде – временно, а яже тамо – вечно. Потщися, окаянная, и убудися: уснула сном погибельным, задремала еси в пищах и питии нерадения. Виждь, мотылолюбная, кто при тебе: бояроня Феодосья Прокопьевна Морозова и сестра ея Евдокея Прокопьевна княгиня Урусова, и Даниловых дворянская жена Марья Герасимовна с прочими! Мучатся в Боровске, в землю живы закопаны, по многих муках, и пытках, и домов разорении, алчут и гладуют. Такие столпы великия, им же не точен мир есть! Жены суть, немощнейшая чадь, а со зверем по человеку борются. Чудо, да только подивитися лише сему! Как так? Осмь тысящ крестьян имела, домовова заводу тысящ больши двух сот было, - дети мне духовныя, ведаю про них, - сына не пощадила, наследника всему, и другая такоже детей имела. А ныне вместо позлащенных одров в земле закопана сидит за старое православие. А ты, душе, много ли имеешь при них? Разве мешок да горшок, а третье лапти на ногах. Безумная, ну-тко опрянися, исповеждь Христа, Сына Божия явственнее, полно укрыватися того. Добро Рече некто от святых отцев, яко всем нам един путь предлежит. Иного времени долго такова ждать: само царство небесное валится в рот. А ты откладываешь, говоря: дети малы, жена молода, разориться не хощется, а тово не видишь, какую честь ту бросили бояроне те; да еще жены суть. А ты – мужик, да безумнее баб, не имеешь цела ума: ну, дети переженишь и жену ту утешишь. А затем что? Не гроб ли? Та же смерть, да не такова, понеже не Христа ради, но общей всемирной конец. Блаженни умирающеи о Господе! Апокалипсис: «блаженни творящие заповеди Его, да будет область им на древо животное и враты внидуть во град; вне же псы, и чародей, и убийца, и идолослужитель, и всяк любяй и творяй лжу». Вот, смотри: люди же были – и померли, да не Христа для; плюнуть на них, несть им чести со агнцем во граде Бога живаго, и на древо животное области не имут. Понеже зде любили ложь и творили ю, и о правде агнче не подвизалися, но, ища здешние сласти и жития Отраднова, не радели о будущем и от скорбей Христа ради всяких отклонилися, лицемеришися с миром сим, Христа не послушаше, якоже речено во Евангелии, Иоанн, зачало 54: «Рече Господь: аминь, аминь глаголю вам, яко восплачитеся вы и возрыдаете, а мир возрадуется; вы же печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Жена, егда родит отроча, скорбь имать, яко приспе год ея, егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко родился человек в мир. И вы же печаль имате ныне, паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас. И в той день мене не вопросите ничесоже». Вот-су, любяй сласти и отраду мира сего, вонми Господем реченное: не на одрах слоновых почивати учеником своим приказал, ниже радостию мира сего веселитися, но скорбию и печалию удовлятися. Якоже и жена беременна пред родинами день и нощь бедная печется, как бы разродитися, ожидает, яко часа смертнаго, а егда родила ребенка, так и все забыла. Так-то и християнское терпение Христа ради и мучение скорбно ныне кажется, а тогда в радости и забудем все. Егда же надежда наша, Христос, явится нам, знаешь ли, тогда, егда животворит мертвенная телеса наша Духом Святым, что робенок из брюха, вылезем паки из земли, матери нашея; а ныне Божиим изволением отходим в матерь свою, в земля и место. Сходящий всяк абие отыдет приятии муки или почести поживших. Так Дамаскин поет в Степенных. Добро, братия моя и любимицы-светы, - помните Христов приказ и апостольское учение и святых отец наказание. Всякаго добра добрейша суть книжное поучение: яко обретается живот вечный и радость оная бесконечная. А ходяй во тьме не весть, камо грядет, сиречь о суетных упражняется, назираяй, где пирове бывают и глумы и неудобныя кличи, якоже писано: «беседы злы тлят обычаи благи». Всякому християнину подобает в молитве и в трудех пребывати, и в книжном почитании, и в милости, и в любви нелицемерной, и в слове истинном, а не льстивом; мира не стыдитеся, аще и поносят, аще и напаствуют; но побеждай благим злое, сиречь терпи. Поминай господню заповедь, Евангелие от Иоанна, зачало 52: «Рече Господь своим учеником: си заповедаю вам, да любите друг друга. Аще мир вас ненавидит, ведите, яко мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысть были, мир убо свое любил бых; яко же от мира Несте, но аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже аз рех вам: несть раб боли господа своего. Аще мене изгнаша, и вас ижденут; аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут», и прочая до сего: «сия глаголах вам, да не соблазнитеся. От сонмищ ижденут вы; но придет час, да всяк, иже убиет вы, мнится службу приносити Богу. И сия сотворят, яко не познаша отца, ни мене. Но сия глаголах вам, да егда придет час, поминайте се, яко рех вам». Ну, господине и брате, хорошо ведь Христос сказал! Так ведь слово в слово: мир своих любит, а Христовых гонит. А миру тому державец диявол; он так научает делать; а Христовых тех людей вяжет, да кует, да мучит, да беды наводит, да и в смерть загонит. Потому что не любит он Христа тово гораздо. Идеже кем заповедь Христова соблюдается, ту благодать Духа Святого преизобилует, а дьявола тово палит сила Божия; так он, что бешеная собака, бросается на человека тово, и так и сяк ищет, как бы развратити от веры и от дел добрых, чтобы благодать та отгнать от человека, так бы ему не тесно. А то-су крест Христов где увидит, бежит от толе и зрети не может. Того ради научил никониянин нзврещи Христов крест трисоставный, а крыж латынский вместо ево вчинил; да и в перстах сложение истинное во Христа Исуса низвергл и во антихриста устроил. Нас же да избавит от козней ево Христос, ему же слава во веки, аминь. («Протопоп Аввакум», академия, 1933г. стр. 199 - 208).

Протопоп Аввакум Петров не только выдающийся священник, защищавший веру Православную – веру славных предков великого русского народа от новшинств в угоду католическим богословам, но и выдающийся писатель ХVII в. Из множества его «бесед», желательно обратить внимание на «Беседу четвёртую»

 

(Об иконном писании).

Паки и паки и еще к вашей любви побеседую: вам во Христе послушати сладостно, а мне глаголати неленостно.

По попущению Божию умножися в нашей русской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившися, по писанному: слепый слепца водяй, оба в яму впадутся, понеже в нощи неведения шатаются; а ходяй во дне не поткнется, понеже свет мира сего видит, еже есть: просвещенный светом разума опасно зрит коби и кознования еретическая и потонку разумевает вся нововводная, не увязает в советех, яже умышляют грешнии. Есть же дело настоящее: пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко Немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя. Христос же Бог наш тонкостны чювства имея все, якоже и богословцы научают нас. Чти в Маргарите слово Златоустаго на Рожество Богородицы; в нем писано подобие Христово и Богородичено: ни близко не находило, как ныне еретицы умыслиша. А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать, устрояет все по фряжскому, сиречь по немецкому. Якоже фрязи пишут образ Благовещения пресвятыя Богородицы, чреватую, брюхо на колени висит, - во мгновении ока Христос совершен во чреве обретеся. А у нас в Москве в Жезле книге написано слово в слово против сего: в зачатии-де Христос обретеся совершен человек, яко да родится. А в другом месте: яко человек тридесяти лет. Вот смотрите-су, добрые люди: коли с зубами и с бородою человек родится! На всех на вас шлюся от мала до велика: бывало ли то от века? Пуще оне фрягов тех напечатали, враги Божии. Мы же, правовернии, тако исповедуем, яко святи научают нас, Иван Дамаскин и прочии: в членах, еже есть в составех, Христос, Бог наш, в зачатии совершен обретеся, а плоть Его пресвятая по обычаю девятомесячно исполняшеся; и родися младенец, а не совершенен муж, яко 30 лет. Вот иконники учнут Христа в рождестве с бородою писать, да и ссылаются на книгу ту: так у них и ладно стало. А Богородицу чревату в Благовещенье, яко же и фрязи поганыя. А Христа на кресте раздутова: толстехунек миленький стоит, и ноги те у него, что стульчики. Ох, ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев! А Николе чюдотворцу дали имя немецкое: Николай. В немцах Немчин был Николай, а при апостолех еретик был Николай; а в святых нет нигде Николая. Только с ними стало. Никола чюдотворец терпит, а мы немощни: хотя бы одному кобелю голову ту назад рожею заворотил, пускай бы по Москве той так ходил. Да что петь делать? Христос им время то попустил, якоже Июда апостол пишет: «яко Господь люди от земли Египетския спасл, последи неверовавших погуби. Ангелы же, не соблюдшая своего начальства, но оставльших свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде». Виждь, слышателю, яко терпит им Бог, яко и бесом, до суднаго дни. Тогда им весь указ будет; а ныне пускай их поиграют с бесами теми заодно над Христом, и над Николою, и над всеми святыми с Богородицею, светом нашим, да и над нами, бедными, что черти над попами, - пускай возятся! Златоуст Иван и лутче нас был, а как время пришло, так спрятали так же, как и нас. И Филипп митрополит на Москве. Да много того есть. Коли же кто изволил Богу служить, о себе ему не подобает тужить. Не токмо за имение святых книг, но и за мирскую правду подобает ему душа своя положить, якоже Златоуст за вдову и за Феогностов сад, а на Москве за опришлину Филипп. Кольми же за церковный изврат, - всяк правоверный много не рассуждай, поиди в огонь: Бог благословит, и наше благословение да есть с тобой во веки! Не по што в Персы идти пещи огненныя искать: но Бог дал дома Вавилон, в Боровске пещь халдейская, идеже мучатся святи отроцы, херувимом уподобльшеся, трисвятую песнь воссылающее. Право, хорошо учинилося. Лучше дому Новходоносорова, палаты и теремы златоверхими украшены, преграды и стены златом устроены, и пути каменьми драгими намощены, и садовие древеса различные насажены, и птицы воспевающее, и зверие в садах глумящееся, и крины и травы процветающее, благоухание износяще повеваемо. А Навходоносор, раздувшееся, глагола ко Господу Богу небесному: «ты царствуешь на небеси, а я подобен тебе здесь, на земли». И егда виде Бог гордость его необратную, и претвори Новходоносора сопреди тельцом, а созади львом, и хождаши в дубраве со скоты 7 лет, ядый траву, дондеже покаяся. Так-то Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Разумейте, правовернии, как трие отроцы, ради своего страдания в царстве по всей поднебесней величаются, а Новходоносор уничижается. Сие дело предлежит во образ хотящих наследовати спасение. Не поклоняйся и ты, рабе Божий, неподобным образом, писанным по немецкому преданию, якоже и трие отроки в Вавилоне телу златому, поставленному на поле Дейре. Толсто же телищо то тогда было и велико, что нынешние образы, писанные по немецкому! Да и много же у них изменение тово во иконах тех: власы расчесаны, и ризы измены, и сложение перстов – Малакса вместо Христова знамения. Малаксу погубную целуй! Знаешь ли, что я говорю? А то руку ту раскорякою тою пишут. Но смотри, не целуй ея: то антихристова печать. Плюнь на нея; привяжется дурная мысль. Буде образа подобна написана не прилучится, и ты на небо, на восток, кланяйся, а таким образом не кланяйся. Посеем мир вам от нас и благословение. Я, грешный протопоп Аввакум, со отцы и братиею о Христе Исусе, вам – светом, всякому верному, попремногу челом бьем. Молитеся о нас, а мы должны о вас. Богу нашему слава о всем, аминь. («Протопоп Аввакум», академия, 1933г., стр. 209 – 214).

«Говорят, антихрист Никон. Нет, Никон – шиш антихриста. Не патриархом, а царем будет антихрист. И родится он от отца Иакова-Израиля и матери Валы Рахилины. Сперва будет казаться людям кроток и смирен, милостив и человеколюбив: слово в слово, как и Никон, ближний предтеча его, плакать горазд. Обманет он людей, и пойдут они за ним по своей воле...

Так думал и писал Аввакум.

И он рисовал карикатуры на Никона на бумаге, а не было ее, то на бересте. И надписи делал язвительные и неприличные, обличавшие развратное поведение Никона. Сам Аввакум никогда не был ханжой и, отвергая крайний аскетизм некоторых своих сторонников, цитировал: «Честен брак – и ложе не скверно».

Творения Аввакума расходились по Руси.

Аввакум был не только великим оратором, не только великим писателем, разрушавшим каноны тогдашнего неудобоваримого книжного языка, не только публицистом, поднявшим критику до небывалого высокого художественного уровня, он был и первым известным русским карикатуристом.

Рисовал он карикатуры и на митрополитов Павла с Илларионом, и на восточных патриархов, и на царя. Ненависть его к Алексею Михайловичу была уже такова, что он под конец велел через сыновей своим сторонникам царскую гробницу «дехтем марать».

Это кощунственное распоряжение объясняется тем, что в аду и только в аду видел место Аввакум покойному государю. «А мучитель ревет в жюпеле огня. Навось тебе столовые, долгие и бесконечные, пироги, и меды сладкие, и водка процеженная, с зеленым вином! А есть ли под тобою перина пуховая и возголовие? И евнухи опахивают твое здоровье, чтобы мухи не кусали великого государя? А как там срать-тово ходишь, спальники робята подтирают гузно-то в жюпеле том огненном?.. Бедной, бедной, безумное царишко! Что ты над собою зделал?.. Ну, сквозь землю пропадай, блядин сын!» ».(Д. Жуков, «Огнепальный», М. 1979г., стр. 202 – 203).    

 

ВыдержкиизкнигиВалерияВладимировичаСмирнова «ПадениеIIIРима»

«Странный ходит у нас предрассудок, что как скоро мирянин, то ему нет нужды утруждать себя полным знанием христианской истины, стыдятся заявить сие знание, если имеют его, и тем более заступиться за него, и расширяется у нас, таким образом, область лжи и царство отца ее. Стало быть, всякий, не ведающий истины, есть уже изменник ее и изменник общества верующих, или святой Церкви. Строго? Строго – но так и есть».

  Свт. Феофан Затворник.

В 1971 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором были отменены проклятия на старый обряд,а также все порицательные выражения против дореформенных книг и обрядов, и, в особенности, против двоеперстия, которым на протяжении семи веков до раскола крестились наши благочестивые предки. Постановления разбойничьих соборов 1656 и 1666-1667 годов, на которых были прокляты старые церковные предания, были не только не только формально отменены, но и признаны «яко не бывшие». На последующих соборах в 1988, 2000 и 2004 годах решения собора 1971 года об отмене клятв на старые обряды были подтверждены и закреплены. Более того, в 2000 году на юбилейной конференции, посвященной 200-летию канонического бытия Старообрядческих Единоверческих приходов в лоне РПЦ МП, патриарх всея Руси Алексий II сказал, что старые обряды следует хранить как «сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви», и в первый раз после трагического раскола ХVII века в стенах Успенского собора Московского кремля была проведена служба по древлеправославному (старообрядческому) чину, на которой присутствовал патриарх и другие архиереи Русской Православной Церкви.

(стр. 1).

 

В своем послании Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви (1974г.) А.И. Солженицын сказал следующее: «Я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на другом – дальнем, трехсотлетнем грехе нашей Русской Церкви, я осмеливаюсь полнозвучно повторить это слово – грехе, еще чтоб избегнуть употребить более тяжкое, - грехе, в котором Церковь наша – и весь православный народ! – никогда не раскаялись, а значит грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию нашей веры, могущим быть причиною кары Божьей над нами, неизбытой причиною постигших нас бед.

Я имею ввиду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древлего благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами наших братьев (отцов и матерей - прим авт.), единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину – их, никогда не взбунтовавшихся... стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами. За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась вся наша Церковь семь столетий, - мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возмездно атеисты в ленинско-сталинские времена, - и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием! И сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, - но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение – самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости – продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) – и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам? За эти столетия иные императоры склонны были прекратить гонения верных подданных – но высшие иерархи православной Церкви нашептывали и настаивали: гонения продолжать! 250 лет было отпущено нам для раскаяния, - а мы только и нашли в своем сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их. Но и это был год, напомню, 1905-й – его цифры без объяснения сами горят, как валтасарова надпись на стене...» (стр. 41).

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 401; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!