Ревнители всенародного покаяния



Дорогие братья и сестры!

Сегодня наше Отечество – Россия, находится на краю пропасти. Причина наших бед – наши грехи! Чтобы умилостивить Господа и преклонить Его гнев на милость, требуется покаяние народа, ибо наши грехи и беззакония приобрели катастрофический характер. Сегодня стоит вопрос: быть нам или не быть, ибо мы находимся на грани уничтожения нашего Отечества и русского православного народа.

Лет назад, в марте 1607 года, в годину Смутного времени, когда Россия находилась на краю гибели от рук внешних врагов и последствий внутренней смуты, в Успенском соборе Московского Кремля состоялось всенародное покаяние русского народа, и Святейшие Патриархи Иов и Ермоген совершили чин отпущения грехов своему народу. После покаяния благодать Божия вновь покрыла собой Русскую землю, были изгнаны внешние враги, побеждены внутренние, воцарилась на 300 лет богоизбранная династия Романовых, и наступили мир и благоденствие в нашем Отечестве.

Сейчас, в годину более тяжкого лихолетья Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви обратились к народу с посланием о покаянии в грехах богоотступничества и цареубийства. Во исполнение чего вот уже 2,5 года совершается такое всенародное покаяние в селе Тайнинском, близ подмосковных Мытищ, у памятника царю-мученику Николаю II. Состоялось 46 покаянных молебнов, в которых приняли участие более 200 тысяч верующих.

Как говорил приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев), бедствия и страдания попущены Богом как дар Божий, чтобы человек имел возможность проявить свою любовь и веру в Бога.

  

                                РАСКОЛ

Раскол,отступление от учения и правил церкви. Русский расколоснован на желании хранить старину и чистоту веры и на убеждении, что прочие от нее откололись, почему и зовут себя староверами, старообрядцами; но затем и самый раскол расщепился на десятки толков, нередко и поныне вновь возникающих; одна часть признает рукоположение священства, почему и держит попов, переправляя их по-своему и заставляя их отречься от новизны: это поповщина; другая, утверждая, что благодать утрачена и царство антихриста настало, не отвергает сущности таинств, но говорят, что их ныне уже нет и ожидает исполнения пророчеств Апокалипсиса: это безпоповщина. Отвергающие же сущность христианского учения, не раскольники, а отступники, еретики; это напр. духоборцы, молоканы, хлысты, скопцы, субботники ипр. Только смешение духовных и гражданских (государственных) отношений некоторыми толками или согласами делает их вредными обществу; но есть уродливые выродки, как нпр. нынешние бегуны, которые вовсе не могут быть терпимы. Засим есть церковь старообрядческая, единоверческая или благословенная, отправляющая службу по старым книгам, а обряды – по преданию (В. И. Даль «Толковый словарь»).

Раскол –религиозно-общественное движение в России, которое возникло в середине 17 в. И привело к разделению в русской православной церкви, к образованию старообрядчества. Причины раскола коренились в обострении классовой борьбы, вызванной централизацией русского государства и укреплением самодержавия. Церковная реформа патриарха Никона была направлена на централизацию церкви, на борьбу с автономией местных церквей и монастырей, на ликвидацию принципа соборности. Несмотря на то, что реформа не затрагивала основ православия, а касалась несущественных деталей обрядовой практики, она вызвала решительный протест со стороны бывших членов «кружка ревнителей благочестия» (в который ранее входил и Никон) протопопов И. Неронова, Аввакума, Даниила, Логгина и др. Они выступали против нововведений, обвинив греческую церковь в отступлении «древлего благочестия». Противники реформы подверглись жестоким преследованиям. Это придало им ореол защитников «истинного православия и обеспечило поддержку различных слоев общества, которым импонировала идеология Раскола.

После церковного собора 1666 – 1667 гг., принявшего решение предать анафеме противников реформы и подвергнуть их репрессиям, движение Раскола приняло массовый характер. Жестокие преследования вынуждали приверженцев старой веры бежать в глухие места Севера, Поволжья, Сибири и создавать там свои общины («Атеистический словарь», М. 1985г.).

Официальные власти Россиив лице царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, учинив раскол Русской Православной Церкви, обвинили в этом русских людей, истинных приверженцев Православия и Святоотеческого предания, совершив подлог истины ложью. Вот с тех пор, и пошла ложь гулять по свету, делая свои темные дела угодные отцу всех лжецов. Следуя их логике можно сделать вывод, что революции 1917 года совершили не темные силы, а Православный Царь и священнослужители Русской Православной Церкви. Но не будем гадать на кофейной гуще, а обратимся к высказываниям людей, которые были свидетелями тех трагических для русского народа событий.

 

                            Никон

Статья Н. М. Никольского (из энциклопедического словаря «Гранат» 7-е изд.).

Никон, в миру Никита, патриарх русской церкви, родился в с. Вельдеманове (в Нижегородском крае, в теперешнем княгининском уезде), в 1605 г. В раннем детстве Никон был взят для воспитания священником соседнего села Колычева, который случайно узнал даровитого мальчика; у отца Ивана Никон научился грамоте и закону Божию. Когда Никон подрос и отец взял из Колычева, чтобы мальчик помогал ему по хозяйству. Никон не вынес тяжелой жизни и побоев мачехи и ушел тайком на север. Там его приютили монахи Макарьева Желтоводского монастыря; он занимался там под руководством ученого иеромонаха Арсения. В Желтоводском монастыре Никон пробыл до 17-летнего возраста; затем, уступая просьбам стареющего отца, вернулся в Вельдеманово помогать ему в хозяйстве. После смерти отца Никон окончательно бросил крестьянское дело и в 1625 г. занял священническое место в с. Колычеве, женившись на дочери своего первого наставника, священника Ивана. Молодой священник скоро прославился строгим исполнением своих обязанностей и в то же время умением ладить с прихожанами; московские купцы, приезжавшие в Нижний по своим делам, уговорили Никона перейти в Москву и выхлопотали ему в Москве приход. В Москве умерли все дети Никона; это семейное горе побудило его постричься в монахи. Он уговорил постричься жену, а сам в 1635 г. ушел на север и принял пострижение в Беломорском Анзерском скиту; пробыв там очень недолго, Никон перешел в Кожеезерский монастырь (в каргопольском уезде), где в 1643 г. был избран игуменом. В 1646 г. Никон приехал в Москву за сбором милостыни на монастырь, был представлен царю Алексею и произвел на последнего такое сильное впечатление, что при первом случае царь перевел его в Москву настоятелем Новоспасского монастыря. С этого времени Никон становится на положение «собинного друга» царя Алексея и, между прочим, получил от царя поручение рассматривать подаваемые царю челобитные на неправильные действия царских чиновников и судей. В то же время Никон познакомился близко с приближенным царя Ртищевым и с кружком киевских ученых, выписанных царем для исправления церковных книг и обрядов. Под этими влияниями окончательно сложились взгляды Никона как на церковную реформу, которую ему пришлось в будущем проводить, так и на соотношение между царской и патриаршей властью, «священством» и «царством». По своим общим религиозным воззрениям Никон был вполне сыном своего века: для него в религии первое место занимали обряды, как способы угождения божеству и спасения души, им он придавал основное, магическое значение и в этом отношении стоял всецело на уровне миросозерцания Стоглавого собора., провозгласившего некоторые основные обряды «догматами премудрыми». Но с точки зрения обрядового благочестия, обряды, чтобы достигнуть цели, должны совершаться правильно, по чину; если неправилен чин, то все значение обряда падает. До перехода в Москву Никон, подобно другим ревнителям благочестия, считал правильной русскую традицию церковного чина и с подозрением относился к практике греческой церкви; различия между русским и греческим чинами, указывавшиеся приезжими греками, Никон, подобно другим, склонен был объяснить влиянием «латинства» и «турского Махмета». Однако в кружке лиц, стоявших близко к царю, он встретил иное отношение к грекам. И сам царь, и его духовник Вонифатьев, и боярин Ртищев были убежденными грекофилами и предполагали провести церковную реформу по греческому образцу; для реформы нужен был только надежный исполнитель. В кружке было решено после смерти патриарха Иосифа, сопротивлявшегося реформе, поставить в патриархи Никона; но необходимо было внушить Никону, что реформа должны быть проведена по образцу греческой церкви. С этой целью Никона свели с киевскими справщиками, в особенности с Епифанием Славинецким; кроме того, на Никона оказали влияние греческие архиереи, приезжавшие в Москву (иерусалимский патриарх Паисий, Назаретский митрополит Гавриил и др.). Под их влиянием Никон постепенно изменил свою точку зрения на греческую церковь и сделался подобно царю и Вонифатьеву, также грекофилом. В 1649 г. Никон был назначен на освободившуюся новгородскую кафедру, где проявил себя самым энергичным и бесстрашным вмешательством в смуту, поднявшуюся в Новгороде против московской администрации в 1650 г.; слабость этой последней выдвинула Никона на первое место в Новгороде. Это обстоятельство содействовало развитию и укреплению взглядов Никона на сравнительное достоинство церковной и светской власти. Еще раньше Никон особенно высоко ценил церковную власть; подчинение царя его влиянию в церковных и даже в гражданских делах, а затем новгородские события еще более подкрепили Никона в том убеждении, что «священство выше царства». Когда в 1652 г. Никону был предложен патриарший престол, он поставил царю, боярам и освященному собору такое условие: «дадите слово ваше и сотворите обет... держать будете евангельские Христовы догматы и правила святых апостол и святых отец, и благочестивых царей законы сохраните; аще обещаетеся неложно и нас послушати во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшего... не могу отрекатися от великого архиерейства». Клятва была дана, и Никон стал патриархом. В вопросе о церковной реформе Никон не разошелся с теми, кто его поставил; круто и резко он повел реформу обрядов по греческим образцам, вооружив против себя всех прежних друзей, кроме царского кружка, и положил начало расколу (см.). Но в вопросе о пределах своей власти и ее положении в государстве Никон стал в непримиримый конфликт с тем направлением, по которому неудержимо шел процесс поглощения церкви государством. В предисловии к Служебнику 1655 г., изданному Никоном, теория Никона была впервые формулирована публично: Бог «избра в начальство и снабдение людем своим сию премудрую двоицу: великого государя царя Алексея Михайловича и великого государя святейшего Никона патриарха». Во всей своей деятельности Никон старался показать, что патриарх – выше царя, хотя письменное формулирование этого взгляда было им сделано только во время суда над ним: «царь имать быть менее архиерея и ему в повиновении», «солнце нам показа власть архиерейскую, месяц же показа власть царскую». Провозгласив, что священство выше царства, Никон в то же время патриарха считал главою церкви, совершенно отрицая равноценность различных видов архиерейской власти и соборное начало: «патриарх Христов образ носит на себе, градстии же епископы по образу суть 12 апостол, сельстии же – 70 апостол»; патриарх – «отец отцов», все прочие клирики – только его подчиненные, которых он может во всякое время лишить сана «без всякого слова». Проводя прямолинейно и круто эти теории, Никон Отказывался исполнять приказания царя, действовал наперекор ему и, в конце-концов, после целого ряда мелких столкновений, рассорился с ним; клир он вооружил против себя безконтрольными поборами, отписыванием в свою вотчину имуществ других архиерейских домов и монастырей, жестоким обращением с подчиненными. Вся эта политика была в условиях второй половины XVII в. полным анахронизмом, так как фактически церковь уже давно стала в подчинение государству; патриархи назначались из кандидатов, указанных царем, царь же указывал патриарху кандидатов на епископские кафедры, царскими указами было постепенно ограничено монастырское землевладение и были уничтожены судебные привилегии клира. Царь Алексей был воспитан и приучен практикой при предшественнике Никона, Иосифе, к тому, что патриарх – первый помощник царя в духовных делах, но должен проводить правительственную политику в церкви; с этою мыслью царь и члены его кружка подготовили и Никона к занятию патриаршего престола. При таких условиях разрыв между Никоном и царем был неминуем. Поддерживая церковную реформу Никона, царь не мог сочувствовать «папским» притязаниям своего прежнего друга; между царем и патриархом началось охлаждение, а в июле 1658 г., по случайному поводу, произошла открытая ссора, закончившаяся со стороны Никона самовольным оставлением патриаршего престола. Никон уехал в основанный им свой собственный монастырь Новый Иерусалим (Москов. Губ.) и жил там, обмениваясь полемическими посланиями с царем, боярами и восточными архиереями. Чтобы разрешить невыносимое положение, в котором очутилась церковь за уходом Никона, царь в 1660 г. созвал собор из русских архиереев для разрешения дела о Никоне и для избрания нового патриарха. Однако постановления собора не удалось провести в жизнь, т. к. Никон отказался дать благословение на избрание нового патриарха, еще более повысил тон и написал царю небывалое по резкости письмо. В таком положении царь, по совету газского митрополита Паисия, обратился к восточным патриархам с просьбою приехать для суда над Никоном и для разрешения вопроса о церковной реформе. Собор при участии патриархов антиохийского и александрийского открылся в ноябре 1666 г.; на собор был приглашен и Никон. После целого ряда заседаний, на которых между царем и Никоном происходили постоянно бурные препирательства, 8 декабря собор вынес приговор: «сотворихом его, Никона, непричастна всякому священнодейству, яко к тому не мощи ему архиерейских дел творити, и истинно совершенно его извергохом со омофорами и епитрахилиями... изрекшее ему отныне вменитися и нарицатися простым монахом Никоном и не к тому патриархом московским». Преступления Никона в соборном приговоре были изложены в 10 пунктах, при чем, кроме самовольного оставления патриаршего престола, ему вменялось в вину «досаждение» царю и оскорбление царя, анафематствование своею властью архиереев, оскорбление патриархов и греческой церкви, наконец, что Никон «не жительствова по архиерейски тихо, но мучительски, и к неправдам пригвожден, и в хищениях упражнився». Реформа Никона была, конечно, утверждена собором, каквполне соответствовавшая царской воле(выделено мною, П.Д.). После осуждения Никон был сослан на Белоозеро, в Ферапонтов монастырь, где его держали в затворе и не допускали никаких сношений с внешним миром; только в 1671 г. режим Никону был несколько смягчен. По смерти царя Алексея царь Федор в 1681 г. разрешил Никону переехать в Новый Иерусалим, но по дороге туда Никон скончался.

Лучшая работа о Никоне Н. Ф. Коптерев, «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» (2т., 1909 – 1912); см. также: Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях» (т. II); В. Иконников, «Новые материалы и труды о патриархе Никоне».                                                                 Н. Никольский.       

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!