Речевые жанры: определение понятия. Подходы к классификации



 

Родоначальник теории речевых жанров (ТРЖ) М.М. Бахтин понимал под ним широкий спектр разнородных письменных и устных тематически и ситуативно обусловленных «типов высказываний», которые охватывают все сферы «человеческой деятельности» и частично пересекаются с литературными жанрами, широко рассматриваемыми в теории литературы: «Все эти три момента – тематическое содержание, стиль и композиционное построение – неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются спецификой данной сферы общения. Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами».

 

Классификация РЖ строится в лингвистических исследованиях по-разному.

В функциональной стилистике ее основу составляют следующие признаки:

1) внутритекстовые признаки: закономерности построения текстовых структур, отмеченных с точки зрения того или иного типа;

2) смешанный критерий: совокупность текстуальных дифференциальных признаков текста: устный/письменный, подготовленный / спонтанный, монологический/диалогический и пр. (Б. Зандиг);

3) экстратекстуальные признаки: факторы реальной коммуникации, когда текстовый тип мыслится как динамическая единица, включенная в типизированный речевой контекст
К речевым жанрам М.М. Бахтин причислял «однословные бытовые реплики и многотомный художественный роман». Таким образом, не уточняя различий между литературным жанром, типом текста и речевым высказыванием, он объединял крайне разнородные явления, дискуссионные и неоднозначно определенные не только в лингвистике, но и в литературоведении. Понимая это, исследователь классифицировал речевые жанры как «первичные / простые» и «вторичные / сложные», причем последние называл «идеологическими». Первичные жанры связаны с «непосредственным речевым общением» и относятся к «бытовой жизни», являются жанрами непосредственного диалогичного речевого общения, основой вторичных жанров речи (приветствия, приглашения, пожелания, вопросы и т. п.). Вторичные РЖ (романы, научные монографии и пр.) возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения и вбирают в себя первичные. В архивных записях М.М. Бахтин различал «диалогические» и «монологические», или «специализированные» и «конструктивные» речевые жанры.

Содержательная и стилистическая уместность как необходимое коммуникативное качество.

Осмысление качеств культуры речи и ее описание производилось в дальнейшем философами, писателями, литературными критиками, юристами-практиками, филологами и т. д. Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработано специалистами-филологами. Ими выделены основные показатели или критерии культурной речи:

- правильность;

- точность;

- ясность и доступность;

- чистота;

- логичность;

- богатство;

- выразительность;

- уместность.

2.1. Правильность речи

Правильность — это главное коммуникативное качество речи.

Правильность речи — это соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с произносительными, грамматическими, стилистическими нормами языка.


2.2. Точность речи

Если правильность характеризует речь с точки зрения формы выражения, то точность как качество речи больше связывается с содержательной стороной речи. Точность речи — это строгое соответствие слов обозначаемым предметам, а также употребление слов в полном соответствии с их языковым значением.

2.3. Ясность и доступность (понятность) речи

Доступность или понятность речи — это способность данной формы речи быть понятной адресату. Доступность предполагает ясность речи. Но не все изложенное ясно бывает доступно для понимания каждого человека. Доступность предполагает определенное знание предмета речи.

2.4. Чистота речи

Доступность, понятность речи напрямую связана с чистотой речи. Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых, нелитературных элементов или элементов, отвергаемых нормами нравственности. Засоряют речь слова-паразиты, просторечие, жаргонизмы, вульгаризмы.

2.5. Логичность речи

Логичность как коммуникативное качество речи имеет много общего с точностью. Как и точность, логичность характеризует речь со стороны содержания. Но критерием точности оценивается соотноше­ние словесного выражения со смыслом текста. Логичность характеризует структуру речевой семантики, ее организацию. Критерием логичности оценивается характер смысловых сцеплений единиц языка в речи с точки зрения соответствия законам логики, т. е. законам правильного мышления.

2.6. Богатство речи

Богатство речи — это разнообразие используемых в ней языковых средств. Специалисты считают, что чем больше различных различаемых сознанием читателей или слушателей языковых знаков и их сцеплений приходится на одну и ту же речевую площадь, на одно и то же речевое пространство, тем речь богаче, разнообразнее. А это значит, что богатство речи человека зависит от того, сов активный запас языковых средств он имеет, т. е. запас слов, значений, запас моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонаций и т. д.

2.7. Выразительность речи

Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают вни­мание и интерес у слушателей и читателей.

Выразительность бывает информационная и эмоциональная. Информационная выразительность достигается отбором информации, которая заинтересовывает слушателя и читателя.

Эмоциональная выразительность речи достигается изобразительными и выразительными средствами языка: тропами, фигурами, пословицами, поговорками, фразеологическими выражениями, крылатыми словами, а также интонацией и жестами.

Выразительность речи достигается всеми единицами языка, звуками, лексикой.


2.8. Уместность речи

Уместность — это такая организация языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

уместность—это функциональное качество речи. В его основе лежит идея целевой установки высказывания. Уместность с этой точки зрения — это адекватность применения языковых средств целям высказывания.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 456;