Политические взгляды О. Конта



Огюст Конт(1798-1857 гг.)

Основные произведения: «Курс позитивной философии» (в 6-ти томах), «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (в 4-х томах).

Конт устанавливает три стадии развития общества (теологический, метафизический и позитивный):

· Теологическая - все явления рассматриваются как действия сверхъестественных сил (богов и духов).

· Метафизическая (стадия переходная) - явления объясняются через абстрактные, отвлеченные понятия (сущность, материя, право), т.е. божества.

· Позитивная (научная) – утверждается позитивное сознание, человечество приходит к объективным, научным объяснениям.

Государство.Конт был против теории общественного договора. Он считал, что, так как люди живут в обществе, то они изначально социальны и поэтому нет никакой нужды в «общественном заговоре», о котором писал Руссо.

Идея солидарности является основной в контовской социологии и позитивной политике. Конт предлагает рассматривать общество как единое органическое целое, в котором взаимосвязь людей и социальных групп понимается как солидарность и каждый индивид как составная часть целого должен выполнять свою основную функцию.

Право.Исходя из идеи солидарности, Конт считает, что каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав. Само слово "право" должно быть исключено из политической лексики. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанном на представлении о богоустановленности власти. В социократии не должно быть ни права, ни прав личности.

53.Политико-правовое учение марксизма.

К. Маркс (1818–1883 гг.), основным трудом которого является«Капитал», «Манифест коммунистической партии» и т. д.

По мнению Маркса, общество глубоко разделено на классы, отличающиеся друг от друга социальными, имущественными, правовыми признаками. Каждый из классов непременно стремиться поставить у власти требуемое ему правительство. Тот класс, который доминирует в хозяйственной жизни страны, должен быть гегемоном также в государстве, поскольку интересы собственности – важнейшие и преобладают над всеми остальными потребностями.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке – исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытие зависят от него.

Представителями марксизма утверждалось, что «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это – всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются.

Классовая общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости, в котором заключенодва ряда свойств:

1. Абстрактные, общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право (обусловленность факта существования политической и юридической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства и права процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства, способов реализации права от соотношения классовых сил и т. д.).

2. Свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации (тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей, принципы построения, комплектования и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества, средства обеспечения соблюдения официальных предписаний и т. п.).

В исторической эпохе, которая откроет акт ниспровержения классового господства буржуазии, Маркс выделяет три периода:

1. Переход от капитализма к первой ступени коммунистического общества – социализму.

2. Первую (низшую) фазу коммунистического общества.

3. Высшую фазу коммунизма.

В политическом плане переход от капитализма к социализму специфичен тем, что государство данного периода должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обуславливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, строительством социалистического общества.

54.Учение Р. Иеринга и Л. Гумпловича о праве и государстве.

Рудольф фон Иеринг(1818-1892 гг.)

Основные произведения: «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Цель в праве».

Право, согласно концепции Иеринга, есть защищенный законом интерес, но он прибегает и другим определениям: право есть «совокупность действующих в государстве принудительных норм»; право есть «система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением», т.е. государственной властью.

Иеринг различал объективное и субъективное право, которые не существуют друг без друга:

· право в объективном смысле – это совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни;

· право в субъективном смысле – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности.

Иеринг не разграничивал право и закон.

Государство.Единственный источник права – государство.

Именно государство осуществляет принуждение, без которого существование права невозможно.Государство - есть общество, которое принуждает.

Признаки государства:

· наличие специального аппарата принуждения,

· отношения господства и подчинения,

· публичный характер государственной власти, т.е. власть распространяется на все общество,

· наличие права,

· наличие суверенитета, но, согласно позиции Иеринга, суверенитет - это абсолютная монополия государства на принуждение.

Цели государства и права совпадают - обеспечение общих интересов.

 

Вслед за Р. Иерингом Людвиг Гумплович(1838–1909 гг.) признает государство организацией властвования, основанной на силе. Однако он пытается сделать менее отчетливым тот факт, что государство есть организация насильственного подавления одного класса другим, и для этого настаивает на решающем значении борьбы рас, а не борьбы классов.

Он считает основным движущим началом исторического процесса отношения между расами, которые «поддерживают и ускоряют весь прогресс человеческой истории, образуют вечное движение развития человечества».

Победа одних приводит к подчинению других и к образованию государства и классов. Победители, по его словам, образуют правящий класс, а побежденные – класс порабощенный. Государство также возникает вследствие насилия и завоевания.

По Л. Гумпловичу,государство – естественно возникшая организация властвования. Вот почему он характеризует буржуазное государство как организацию, предназначенную для «охраны определенного правопорядка».

При этом Л. Гумплович пытается доказать, что всякое стремление двинуть вперед общественное развитие грозит гибелью современной культуры и возвращением к исходным этапам «исторического круговорота».


55.Политико-правовое учение Ф. Ницше.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900) – одна из значительных фигур в истории философской и политико-правовой мысли. Вопросы политики, государства и права освещаются, в частности, в таких его работах, как "Греческое государство", "Воля к власти", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Происхождение морали" и др.

Ценность, согласно Ницше, – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить. Человечество же лишь средство, но не цель.

Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Восхваляя аристократический кастовый строй времен законов Ману, Ницше стремился к биологическому обоснованию кастовых идеалов: 1) гениальные люди – немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики – стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей.

Ницше различает два основных типа государственности – аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства.

Образцом совершенной политики, по его оценкам, является макиавеллизм.

Неравенство прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют. Право есть преимущество. Каждый вид бытия имеет свое преимущество.

Право, по Ницше, результат войны и победы.

Ницше – убежденный антисоциалист.

Он отвергал революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре.

Ряд идей Ницше (о расе господ, новом порядке, о национальной миссии немцев, сверхчеловеке, воле к власти и т. д.) получили соответствующую интерпретацию и модификацию в духе идеологии национал-социализма.

 


56.Русский анархизм М.А. Бакунин, А.П. Кропоткин.

Значительный вклад в разработку социально-философских проблем внесли представители русского анархизма. Вопреки стандартным и примитивным представлениям об их теориях, следует иметь в виду, что наряду о идеями разрушения существующего строя, преувеличением роли насилия, в русском анархизме имел место прочный интерес к проблемам личности развития человека.

Бакунин Михаил Александрович (1814 - 1876), один из основоположников и идеологов анархизма.

Центром всей "системы мира" Бакунина является человек.

Единственной серьезной основой знаний, основой науки выступает, по Бакунину, коллективный или универсальный опыт, под которым понимается действительное установление действительных фактов.

В работе "Государственность и анархия" Бакунин пишет, что анархисты не имеют намерений навязывать народу какой-то идеал общественного устройства.

Так как всякая государственная власть по существу своему стоит вне народа и стремится починить народ своим порядкам, то анархисты объявляют себя врагами всякой государственной власти, врагами всякого государственного устройства. А народ, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений сам создаст свою жизнь. Он отрицал необходимость революционной диктатуры.

С позиций народничества Бакунин отстаивал интересы крестьянства, он считал их главной силой, опорой.

Отвергая в духе анархистской доктрины государственность, Бакунин в то же время во имя интересов человека утверждал, как альтернативную форму организации общества, - вольный братский союз вольных производителей, ассоциаций, кооперативов, общин и областных федераций.

Эти идеи уже в двадцатом веке развивал последователь Бакунина - Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921).

Место Кропоткина - теоретика анархизма, гуманиста, ученого в истории русской общественной жизни определяется его вкладом в социальную философию.

Идеи: единство науки, нравственности и революционных преобразований, критика уродливой централизации государственной власти и обоснование роли народной инициативы, политика естественнонаучного обоснования тенденций к взаимопомощи в человеческом обществе, широкое понимание роли кооперации не только в социально-экономическом, но и в общечеловеческом плане, как проявление закона взаимодействия людей во всех сферах деятельности.

Главная гуманистическая идея - примат человеческого интереса. По мысли Кропоткина, ничего в обществе не должно совершатся помимо человека, вопреки его воли, потребностям. Кропоткин утверждал, что существует прямая связь между свободой народа и его достижениями во всех сферах жизни.

Общество никогда не должно навязывать людям привычки к насилию, разрушению.


57.Политические идеи К.Н. Леонтьева и В.С. Соловьева.

Константин Николаевич Леонтьев (1831 —1891)

Леонтьев утверждает, что надо всем сущим, в т.ч. и над историческими образованиями, властвует триединый закон фаз жизненного цикла от «первичной простоты» к «цветущей сложности» и «вторичному смесительному упрощению».

Деспотический принцип общественной жизни, т.е. «принцип византизма», есть совокупность принудительных начал, характеризующихся в государственном отношении как самодержавие, в религиозном – как истинное византийское православное христианство, в нравственном – как отрешение от идей обретения земного благополучия и счастья. К византийским началам относятся также неравенство, иерархия, строгая дисциплина, смирение и послушание. Именно на фундаменте этих начал и возможно, по Леонтьеву, создание истинно прочных и «красивых» общественных форм.

Политические воззрения Леонтьева в целом консервативно-охранительные.Главную миссию России он видит в противодействии «исторической экспансии» Запада – ибо только в этом случае у России появляется шанс на самосохранение. В этой связи Леонтьев выдвигает идею культурно-политического союза России с Востоком против Запада (впоследствии эта идея оказала серьезное влияние на евразийцев). Российскому самодержавному государству Леонтьев в первую очередь предписывает охранительные цели во внутренней и внешней политике. Основные пункты внутриполитической программы: практическая и идеологическая защита самодержавия, авторитета государя, Православной церкви, борьба с западным просвещением, с либерально-гуманистической и социалистической идеологиями. Своих политических единомышленников Леонтьев призывает «учиться делать реакцию», «властвовать беззастенчиво».

Владимир Сергеевич Соловьев(1853—1900) — выдающийся религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик.

Особенность политических воззрений Соловьева – он не мыслит существования человека, общества, гос-ва без церкви или вне церкви. Поэтому политический вопрос всегда приобретает у Соловье­ва характер религиозно-церковного.

Доктрина теократии («богочеловеческое теократическое общество»)

По Соловьеву, теократия — это «идиально-политический строй, к-ый должен установиться на всей земле и с помощью к-го человечество должно восстановить связь с Богом, т.е. стать Богочеловечеством. В этом смысле теократия — это «врата в Царство Божие». Теократия позволяет достичь подлинного все­единства, солидарности церквей, наций и классов.

Христианская политика (фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников).

Вне теократической утопии (консерватор) Соловьев выступает либералом, сторонником правового гос-ва.

Гос-во есть воплощенное право. Гос-во вы­водит человека из звериного состояния в сферу собственно человеческую, сферу культуры. Сдерживая мстительные инстинкты толпы, оно выступает необходимым условием прогресса.

Гос-во носит нравственный хар-р, т.к. в нем находит историческое воплощение человеческая соли­дарность, оно является необходимым условием осущ-я добра в мире. Общее благо требует, чтобы противоположные силы уравновешивали друг друга и их борьба не перерастала в насилие.

Право явл-ся «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным». Это принуди­тельное требование реализации определенного минимума добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Задача права в том, чтобы мир не превратился в ад.

Право имеет свою абсолютную основу в Боге, религиозные и моральные нормы определяют содержание норм правовых.


58.Политико-правовые идеи И.А. Ильина и П.И. Новгородцева.

Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) с самого начала своей научной и преподавательской деятельности зарекомендовал себя блестящим историком и философом права. Самым значительным по замыслу и исполнению трудом стало "Введение в философию права".

1) Первую часть его составили работы "Нравственный идеализм в философии права" и "Государство и право" (1907), в которых было дано обоснование потребности в возрождении философии естественного права.

2) Вторую часть составила работа "Кризис современного правосознания" (1909), где сделан обзор кризисных тенденций в использовании идеалов и ценностей эпохи века Просвещения, в том числе ценностей правового государства.

3) В третьей части "Об общественном идеале" (1917) предметом критического анализа и обобщений стали идеалы социализма и анархизма в их возникновении и исторической эволюции. Свой личный интерес в разработке идеалистического направления философии права Новгородцев связывал с потребностью обосновать "самостоятельное значение нравственного начала" в правоведении. Эта позиция, по его мнению, представляла собой "разрыв с традициями исключительного историзма и социологизма и переход к системе нравственного идеализма". В частности, имелась в виду необходимость "понять и обосновать нравственную проблему как самостоятельную и независимую от всяких исторических и социологических предпосылок".

 

Ильин Иван Александрович (1883-1954 гг.) Активный противник большевизма он неоднократно арестовывался и в 1922 был выслан из Советской России.

Основные произведения: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «О сопротивлении злу силою», «О монархии и республике», «О сущности правосознания» и др.

Правосознание. В соответствии с воззрениями Ильина источником государства и права является правосознание. Правосознание – это не только знание и «переживание» положительного права»

Право. Ильин подразделял право на естественное и положительное.

Основу естественного права он определял как «достойную, внутренне- самостоятельную и внешне-свободную жизнь множества индивидуальных духов, составляющих человечество». Естественное право - основа всякого положительного права.

Государство. С понятиями права и правосознания связано и понятие государства. Высшая цель государства – состоит в «ограждении и организации духовной жизни людей». Государство - «духовная и правовая община», укорененная в «живом правосознании» граждан, соединяет в себе черты «корпорации», основанной на принципах осознанной солидарности и самоуправления (республиканское начало) и черты «учреждения», основанного на принципе «властной опеки» (монархическое начало).

Форма государства. Ильин традиционно различает монархию (неограниченная и конституционная) и республику (демократическая, олигархическая и аристократическая). Признаки монархии: власть наследственная, осуществление власти пожизненное, отсутствие ответственности монарха за свои действия. Признаки республики: выборность власти, формальная ответственность ее носителей за свои действия.

59.Политические взгляды И.В. Сталина.

Развитие марксизма-ленинизма во многом связано со сподвижниками В.И.Ленина. Наибольший вклад в развитие учения внесли Н.И. Бухарин (1888—1938); Г.Е. Зиновьев, настоящая фамилия Радомысльский, он же Апфельбаум (1883—1936); Л.Б.Каменев (Розенфельд) (1883—1936); И.В. Сталин (Джугашвили) (1979—1953); Л.Д. Троцкий (Бронштейн) (1879-1940).

Сталинизм

Диктатура пролетариата, по сталинскому учению, — это целая историческая эпоха, характеризующаяся союзом рабочего класса и крестьянства. Укрепление пролетарского государства также представлялось одной из задач, стоявших перед пролетариатом и его авангардом — партией большевиков.

Сталин был в принципе против демократии — «буржуазной стихии», а под «пролетарской демократией» понимал участие трудящихся в управлении страной. Реальные же права и свободы сводились к праву на труд (низкооплачиваемый или бесплатный) и на социальные льготы (далеко не для всех). Волеизъявление трудящихся, демократические выборы в принципе не отвергались, но становились простой формальностью, поскольку «наша демократия должна ставить на первое место только общие интересы», а не интересы личности. Личным, эгоистическим, буржуазным интересам противопоставлялось общественное сознание, активность масс. Такая активность должна была воспитываться в трудящихся через участие в общественных организациях, в качестве комсомольца, большевика (или члена профсоюза), а также через активное участие в советах(или в выборах).

Само государствоСталин формулировал как машину в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников. Исходя из определения сущность государства, характеризуются его функции внутренняя и внешняя.

Право в работах Сталина, посвященных Конституции 1936 г., и в других трудах также понималось с классовых позиций. Окончательно утвердившаяся марксистская формулировка права (возведенная в абсолют воля правящего класса) получила развитие и в основном законе страны. Под правящим классом понимался пролетариат, авангардом которого была партия большевиков (во главе со Сталиным). Следовательно, в конституции была закреплена роль ВКП(б) как руководящего ядра государственных и общественных организаций. Сама сталинская конституция — это декларативный акт тоталитарной эпохи, отражающий и несомненные социально-экономические достижения того времени.

 


60.Современные естественно-правовые теории.

В современной практике, под естественным правом понимается сверхпозитивная инстанция, или "совокупность всех сверхпозитивных обязательностей человеческой практики". Вследствие чего особенность естественно-правового мышления заключается, говоря более привычным языком, в разграничении и сопоставлении права и закона с позиций принципов справедливости. Поэтому современные концепции естественного права часто называют концепциями справедливости, или либеральными теориями.

Современное признание концепции права как чисто светского продукта разумной деятельности человека ориентирует нас на то, что право создано не только самим человеком, но прежде всего для человека. Понятно, что в таком случае и реализация права возможна лишь в условиях человеческой жизнедеятельности. Собственно, такое понимание права, а соответственно и правовой реальности, не дано нам фактически, а является результатом долгого исторического процесса формирования не только самого понятия "право", но к тому же и четкого разграничения в юридической практике содержаний таких понятий как "право" и "закон".

В наше время, так называемое - "Новое естественное право", получившее название прав человека, зародилось в эпоху Реформации на основе обоснования права на свободу совести как основополагающего "прирожденного" права и стало основой юридической доктрины Просвещения. В ХVIII веке "прирожденные" права получили статус "неотчуждаемых прав", которые ограничивали произвол государства и устанавливали отношения свободы и равенства не только между гражданами, но и между гражданами и государством.

Современная критика господствующих теорий юридического позитивизма основана на положении о том, что подлинное право образуют не только осознанные решения, которыми, согласно правовому позитивизму, это право исчерпывается, но и распространенные в обществе обычные моральные нормы, оказывающие большое влияние на принятие таких решений. Критики также считают безнадежно оптимистической точкой зрения экономического утилитаризма, согласно которой сознательные решения, в противоположность общепринятой морали, могут способствовать повышению благосостояния общества. Так, вслед за Бёрком, они полагают, что наилучшим образом благосостоянию общества будут содействовать нормы, проистекающие из опыта самого общества, и, стало быть, следует больше доверять сложившейся в обществе культуре, а не социальной инженерии утилитаристов.

Политические права могут быть:как основополагающие, так и более конкретные, то есть институциональные права. Согласно этой терминологии правовой позитивизм представляет собой теорию о том, что люди обладают юридическими правами только потому, что эти права были созданы в результате четко выраженного политического решения или в четко установлено для данного общества порядке.

Влияние естественного права, и прежде всего прирожденных прав человека (как и в целом непосредственно социальных прав), на действующую юридическую систему -- это хотя и существенная, но все же лишь одна из сторон сложного соотношения, точнее, взаимодействия писаного права с духовным, морально-интеллектуальным факторами в жизни общества, людей. Ведь писаное право имеет и другую "ипостась", другое "измерение": оно выступает также в качестве явления духовного порядка.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!