Государство по Томасу Мюнцеру



Томас преследовал цель установить немедленно на земле царство Божье. Для этого он требовал возврат церкви к её первоначальному виду, а также ликвидации всех учреждений, которые находились с данной раннехристианской, а на самом деле, совершенно обновлённой церковью. Однако под самим царством Божьим Мюнцер понимал исключительно общественный строй, в котором более не будет существовать частная собственность, классовые различия и обособленная, противостоящая членам общества государственная власть.

Для того чтобы осуществить данную программу Томас Мюнцер предлагал сформировать союз и предложить князьям и другой аристократии войти в него. Если же они ответили бы отказом, то их следовало перебить всех до одного с оружием в руках.


33.Теория власти Ж. Бодена.

Жан Боден(1530–1596 гг.)

 «Шесть книг о республике» – главный труд, в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, его функции, формы правления.

Государство.

Происхождение государства. Государство возникает независимо от воли Бога или людей, а на их формы влияет естественная среда – климат, почва и т.д.

Три способа происхождения государства:

· обычный (семья постепенно превращается в род, затем старейшины получают власть по неписаным законам, и позднее это событие фиксируется «на бумаге»);

· общественный договор (идеальный способ, когда из слабых родов складываются могущественные империи);

· распад крупных государств.

Главный признак государства суверенитет. Суверенитетэто постоянная и абсолютная власть государства.

Суверенитет обладает пятью свойствами:

1. Суверенитет един и недели.

2. Суверенная власть постоянна.

3. Суверенная власть неограниченна и надзаконна,.

4. Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам.

5. Суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным лицам.

Форма государства. В зависимости от того, в чьих руках сосредоточен суверенитет, Боден выделяет следующие формы государства: демократия, аристократия и монархия. Демократия – худший способ осуществления суверенитета, т.к. народ не способен прийти к правильным решениям. Аристократия и ограниченная монархия – неустойчивые формы. Самой рациональной и экономичной формой является абсолютная монархия, способная даже в условиях смуты навести порядок и сплотить страну.

Право.Препятствием к превращению абсолютной власти в произвол являются общие для всех народов законы: божественные, естественные и человеческие.


34.«Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Т. Кампанеллы.

Видными представителями идей социализма были Томас Мор, давший этому течению имя, и Томмазо Кампанелла, которые развили античные идеи всеобщего равенства и адаптировали их к реалиям своего времени.

Томас Мор (1478-1535 гг.). Происходил из дворянской семьи, получил образование в Оксфорде. Главное произведение: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» более известно как «Утопия» написана в 1516 г. Утопия представлена в виде федерации из 54 городов. Управление каждого из них основано на выборных началах. Каждые 30 семей избирают на год филарха.Во главе 10 филархов стоит протофиларх. Форма правления носит смешанный характер: глава государства – князь, функционируют также сенат и народное собрание. Религия. В Утопии господствует полная веротерпимость: одновременно существует несколько культов, нет никаких ограничений, связанных с принадлежностью к той или иной религии, но атеизм не допускается. Право. В Утопии законов мало, их формулировки настолько четки, что в юристах нужды нет. Не нужно сложное законодательство еще и потому, что споры между жителями редки, т.к. нет частной собственности, а преступления немногочисленны. Наказания. Преступников не казнят, а приговаривают к общественным работам. По мнению Мора, принудительные работы – более гуманная мера наказания.
Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) родился в Калабрии (Южная Италия) в семье сапожника. Главное произведение:«Город Солнца» написан в заключении в 1602 г., т.е. спустя 100 лет после «Утопии» Т.Мора. Город Солнца – это город-государство, обитатели которого ведут «философский образ жизни общиной». Для них характерна общность имущества, включая жен, обязательность труда. Управление городом. Город Солнца – теократическая республика, организованная по образцу монашеского ордена. Управляет государством верховный первосвященник – Метафизик (Солнце), избираемый из мудрейших и ученейших граждан. Каждые две недели созывается Большой совет - собрание граждан, на котором присутствуют совершеннолетние, достигшие 20-ти летнего возраста. Право. Относясь отрицательно к запутанному законодательству Италии, Кампанелла пишет, что у соляриев законы немногочисленны, кратки и ясны, тексты их вырезаны у дверей храма. Упрощено и судопроизводство: процесс гласный, устный, быстрый. Наказание наступает за малодушие, гордость, нерадивость. За умышленные преступления действует принцип талиона. Наказания - смертная казнь, телесные наказания, изгнание.

35.Политико-правовые теории Г. Гроция и Б. Спинозы.

В Нидерландах конца XVI-начала XVII в. борьба за освобождение от испанского господства сочеталась с антифеодальной и с умеренными буржуазными преобразованиями. Результатом революции стала независимость страны и установление буржуазной республики. Классическим воплощением нового мировоззрения, отличным от теологических представлений Средневековья, стала теория естественного права и общественного договора, нашедшее отражение в трудах Г.Гроция и Б.Спинозы.

Гуго де Гроот Гроций (1583-1645 гг.)

Написал более 90 произведений по юриспруденции, филологии, истории.

Государство - это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признак государства – верховная власть.

Происхождение государства. Было время, когда существовало естественное состояние, т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, началось насилие, появилась угроза жизни. И тогда разум привел их к мысли о необходимости объединения, т.е. по мысли Гроция, государство – результат сознательной деятельности людей, и возникновение его явилось следствием договора.

Форма правления. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления. Относительно разновидностей форм правления. Симпатии его явно находились на стороне аристократического или монархического правления.

Право. Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Он считает, что право коренится в стремлении человека к спокойному и направленному разумом общению с другими людьми. Право же есть сумма норм, которые оформляют и закрепляют правила этого общения.

Наряду с естественным правом есть и позитивное (волеустановленное) право, включающее право человеческое (внутригосударственное и международное, т.н. право народов) и божественное, основанное на естественном праве.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.)

 

Основные произведения: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим способом» и др.

Философской основой политико-правовой концепции Спинозы является пантеизмрелигиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества.

Государство.

Происхождение государства. По природе человек эгоистичен и корыстолюбив, поэтому естественное состояние конфликтно и нестабильно. По естественному праву «человек человеку – волк» (Homo homini lupus est). Выход из этого состоит в переходе из естественного состояния к общественному посредством заключения общественного договора.

Форма правления. Спиноза выделяет три формы правления в зависимости от количества правящих: монархию (абсолютную и конституционную), аристократию и демократию. Монархия может быть хорошей формой лишь в случае, если в ней есть Совет, избираемый населением. Аристократия – форма более предпочтительная, т.к. власть принадлежит привилегированной верхушке (патрициату) и эти люди могут выбрать правильный путь развития государства.

Демократия – форма государства, в которой наиболее полно реализуются естественные права человека.

Право. С созданием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается силами всех объединившихся в нем людей. Спиноза придерживается известного деления права на естественное и волеустановленное. Под естественным правом он подразумевает «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все».. Волеустановленное – «образ жизни, который люди предписывают себе или другим ради какой-нибудь цели».

36.Теория разделения властей Дж. Локка. Политическая теория Т. Гоббса.

· Теория разделения властей Дж. Локка

Нужно различать три ветви власти(по Дж. Локку):

1) исполнительную,

2) законодательную,

3) союзную (федеративную), (вопросы внешней политики)

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу:

1) законодательная – парламенту (представительному учреждению всей нации);

2) исполнительная – монарху или кабинету министров;

3) союзная – специальным органам.

Исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не являются равноправными. Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и она имеет определенные ограничения.

Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти.

Монарх - глава государства. Имеет право созывать и распускать парламент, имеет право законодательной инициативы, он утверждает законопроекты, имея при этом право veto.

Народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими прерогативами.

· Идея естественного права т.Гоббса.

В естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, люди находятся в «состоянии войны всех против всех».

Это понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума.

Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; “люди должны выполнять заключенные ими соглашения”.

Отказываясь от естественных прав, люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты».С естественным правом связывалась не только неограниченная власть государства, но и его неотъемлемая обязанность следовать велениям разума и заботиться об общем благе для всех подданных.


37.Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).

Направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства, получило название «нестяжательство».Напротив, приверженцы сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса стали называться стяжателями.

Основателем доктрины нестяжания принято считать старца Нила Сорского (1433–1508). Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие, которое по своей природе несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней среды; задача православного христианина состоит в его преодолении.

Учение Нила было развито его учеником и последователем Вассианом Патрикеевым.Он поставил вопрос о ликвидации монашества как института, разграничении сфер деятельности церкви и государства, запрещении преследования за убеждения.

Основные положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком (ум. 1556).Большое внимание он уделил вопросам законности в действиях верховной власти, устройству правосудия в стране, определению курса внешней политики, проблемам войны и мира.

 Стяжательская (или иосифлянская) позиция представлена основателем этого направления мысли Иосифом Волоцким (1439–1515). На протяжении своего жизненного и творческого пути Иосиф Волоцкий менял политическую ориентацию, что не могло не сказаться и на содержании его учения.

Центральным в политической теории Иосифа Волоцкогоявляется учение о власти.

· Он придерживается традиционных взглядов в определении сущности власти

· Предлагает отделить представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом – главой государства.

· Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ. Поэтому не всегда следует повиноваться царю или князю.

· Власть неоспорима только в том случае, если ее носитель может личные страсти подчинить основной задаче употребления власти – обеспечению блага подданных.


38.Политическая концепция Филофея «Москва-третий Рим».

В начале XVI Филофей - псковский монах в теории "Москва - третий Рим".- история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога.

1) Первое из них (Рим) пало из-за ереси.

2) Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе.

3) Третьим Римом после этого стала Москва - хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света.

В теории "Москва - третий Рим" можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. Именно этот аспект вызвал ожесточенное сопротивление удельных князей и боярства.

Концепция "Москва - третий Рим"

Анализ современных мыслителю событий, определявших судьбу его родины в острополитических ситуациях конца ХV - начала ХVI вв., приводит автора к мысли, что именно сейчас наступил тот момент, когда на Россию обратилось высшее Провидение с целью определения ее дельнейшей судьбы. Эта судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православия, ибо только верное ему государства может стать объектом промысла Божьего и в данный момент есть все доказательства, что таким царствием является Россия.

Величие и славу России Филофей образно сравнивает с величием и славой Рима и особенно Византии, которая издавна в глазах всех русских считалась могущественным и блестящим государством.По концепции Ф, центром православия может стать лишь политически суверенное гос-во, пользующееся всеобщим уважением и обладающее достаточной силой, чтобы защитить святыни и оказать помощь их почитателям.


39.Политические воззрения А. Курбского и Ивана Грозного.

Иван IV Грозный (2530 - 1584гг.),стремясь создать сильное государство,

 

·был сторонником неограниченной царской власти.

·единственным законным основанием занятия царского престола считал право наследования.

·подданный безраздельно должен находиться во власти царя. Причем Грозный обосновывает свое право судить и наказывать не только не только за дела, но и за мысли.

·Царь не нуждается в советах, его воля не ограничена законами, он не волен не только жаловать, но и казнить. Высший суд принадлежит только ему - как непосредственному наместнику бога, вид и меру наказания определяет не суд, а царь.

·Что касается взаимодействия властей: духовной и светской, то теорию их симфонии он полностью отрицает, выступая сторонником четкого разграничения сфер их деятельности.

 

В оппозиции к Ивану IV был А.М. Курбский(1528-1583 гг.),один из его сподвижников.

Курбский

·  считал источником власти в государстве божественную волю, а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел

· После того, как Грозный распустил Раду, сосредоточил в своих руках неограниченную власть, то такое правление стало законопреступным. Основной характеристикой установившегося политического режима Курбский считает беззаконие.

· В правопонимании Курбский отождествляет право и справедливость. Только справедливое может быть названо правовым

· Особое недовольство вызывает у Курбского заочное осуждение, возражает он и против применения жестоких наказаний, смертная казнь должна назначаться в исключительных случаях и только к нераскаявшимся преступникам.

·Наилучшим вариантом организации формы государственной власти ему представлялась монархия с выборным сословно-представительным органом, участвующим в разрешении всех важнейших дел в государстве.


40.Политические и правовые взгляды Вольтера и Монтескье.

Вольтер (Mapи Франсуа Аруэ) (1694–1778 гг.) – философ, писатель, историк. Вольтер родился в Париже, в семье, принадлежавшей к среднему, трудовому сословию. Отец его был сначала нотариусом, потом служил в счетной палате.

Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред де Монтескьё (1689-1755 гг.) родился в аристократической семье. Получил образование в колледже, затем изучал право в Бордосском университете и стал адвокатом в 1708 г.

  Вольтер Ш. Л. Монтескье
Государство · Вольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. · считал, что все последствия существующего общества происходят от отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. · учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым ее сохранение в качестве узды для народа. · Возникновение государства он рассматривал как исторически закономерный процесс · Согласно его учению, на общий дух, нравы, законы нации воздействуют физические (климат, география) и моральные причины (полит. Строй).
Форма государства · сторонник просвещенного абсолютизма · первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя. · предлагал также отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах Выделяет «правильные» и «неправильные» формы. «Правильные»:
  • республика, где власть принадлежит всему народу (демократия), либо его части (аристократия).
  • монархия (единоличное правление, опирающееся на закон).
«Неправильной» формой является деспотия – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Идеал Монтескьё - английская конституционная монархия. Цель любой формы государства – сохранение свободы на основе закона. Выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти.
Право · Под свободой Вольтер понимал отмену крепостнических отношений · Когда Вольтер говорил о равенстве, он имел в виду формальное равенство перед законом, то есть отмену феодальных привилегий и установление равной для всех гражданской правоспособности · Частную собственность Вольтер считал необходимым условием благоустроенного общества. · Вольтер выдвинул требование соразмерности преступлений и наказаний. · политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. В зависимости от объекта регулирования различает три вида законов: закон наций (относящийся к международным отношениям), закон политический (регулирует отношения правительства и граждан), гражданский закон (регулирует взаимоотношения граждан).

41.Республиканские идеи Ж.-Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо(1712-1778), его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: "Рассуждения по вопросу способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?", "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1754), "О политической экономии" (1755), "Суждение о вечном мире" (1782), "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).

· Защита принципа и идей народного суверенитета.

· В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей.

· В противовес такому порочному обществу Руссо развивает свою концепцию "создания политического организма как подлинного договора между народом и правителем".

· Основываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве. Основная мысль состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать, с точки зрения разума, справедливости и права - переход от естественного состояния в гражданское.

· Благодаря общественному договору все оказываются "равными в результате соглашения и по праву".

· Руссо выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности.

· В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь вообще может и должна идти об одном-единственном суверенитете - суверенитете народа. При этом под "народом" как единственном суверенитете Руссо имеются в виду все участники

· В зависимости о того, кому вручена исполнительная власть, Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежит всему народу. В общем виде Руссо отмечает, что "демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое - для средних, а монархическое - для больших". При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением.

42.Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.

Опустошительная Тридцатилетняя война (1618–1648) пагубно отразилась на социально-экономическом состоянии Германии. Раздробленная на сотни самостоятельных княжеств, терзаемая духовными и светскими деспотами, она заметно отставала в своем развитии от Голландии, Англии и Франции. Но постепенно возникает оппозиция существующему режиму и появляются идеологи, в произведениях которых отражаются интересы и нужды новых общественных сил. На исходе XVII в. зарождается немецкое Просвещение. Наряду умеренным крылом (С. Пуфендорф, Х. Томазий, Х. Вольф) в нем имелось и более радикальное, левое крыло (М. Кнутцен, Т. Лау, Г. Лессинг).

Строить юридическую науку на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф (1632–1694).Исходным пунктом построений Пу-фендорфа является концепция естественного, дого-сударственного общества. В естественном общежитии нет «войны всех против всех» (как считал Т. Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей.

Борьбу за освобождение юриспруденции от богословия вел Христиан Томазий (1655–1728).Томазий был глубоко верующим и полагал, что в конечном счете всем в мире повелевает бог. Вместе с тем он считал, что квинтэссенцию дарованного бо-ом естественного права составляет максима: поступай согласно гуманным требованиям человеческого общежития – воздерживайся от дурных, противоречащих им поступков – и это будет предпосылкой для реализации изначально присущего человеку стремления к счастью. По Томазию, эта максима коренилась в самой природе человека, что придавало естественному праву характер свода заповедей морали. По существу, не понадобился бог и для сотворения государства. Оно возникло из договора в результате того, что на пути людей, не знавших частной собственности и жаждавших блаженной жизни появились различные препоны.

Под влиянием идей С. Пуфендорфа и X. Томазия складывались государственно-правовые взгляды выдающегося энциклопедиста немецкого Просвещения Христиана Вольфа (1679–1754). Лейтмотив вольфианского социального учения – тезис о влечении человека к счастью. Бог вдохнул в людские души тягу к совершенствованию. Она заставляет делать добро, избегать зла и предпочитать лучшее худшему. Соблюдать эти обязанности – естественный закон поведения людей.

Государство есть плод соглашения между семьями (по терминологии Вольфа – «домами»), заключенного ими в силу того, что каждая семья в отдельности не могла обеспечивать себе все необходимые удобства для жизни. Верховная власть образуется сложением воль вступающих в договор контрагентов. Назначение государства – содействовать достижению «общего блага» народа


43.Политико-правовые воззрения Ю. Крижанича и И.Т. Посошкова.

Юрий Крижанич с 1659 по1678 занимался миссионерской деятельностью в России в целях достижения содружества славянских народов под эгидой Русского государства с единой церковью. В Тобольске он написал "Беседы о правительстве", известные как трактат "Политика".

Крижанич отстаивал положение о божественности персоны носителя верховной власти. "Король подобен некому богу на земле..."

Цель государства - достижение общей пользы" для всех членов общества.

Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные.

1) Правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия), боярское правление и общевлавство или посадское правление (республика).

2)Самовлавству противостоит тирания; боярскому правлению - олигархия и обществу анархия.

Всё управление государством должно сосредоточено в руках верховного правителя. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Он считает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знания есть и у всего народа.

Абсолютный монарх должен просвещённым правителем, а не тираном.

В обязанности просвещённого монарха вменяется забота о благополучии страны. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии промыслов и упорядочивании торговли.

Гарантия против тирании: наличие в государстве хороших законов и контроля за их исполнением.

Требования к законодателю: Для составления новых законов недостаточно знать все законы и обычаи своей страны, а необходимо также изучить законы "долговременных государств" и позаимствовать их опыт.

Внешняя политика:  Он настаивал на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами. Крижанич не исключает возможности ведения справедливых войн в целях защиты независимости страны, поэтому он считает, что в государстве должно быть большое и сильное войско.

 

Иван Тихонович Посошков . Он занимаясь "купеческим делом" одновременно состоит в переписке с различными влиятельными лицами, высказывая предложения по многим аспектам экономической, политической, юридической и культурной жизни государства.

Результатом его "многодельного" стала адресованная царю Петру "Книга о скудности и богатстве" (1724)

Внимание автора сосредоточено на определении модели развития народного хозяйства - сельского и промышленного.

Он требовал запрещения занятия торговлей для всех сословий кроме купеческого. Дворян следует полностью отстранить от торговых операций, ибо торговля отвлекает их от основного дела - военной службы. Купцам необходимо предоставить "право свободного торга", упорядочить внутренние пошлины, установив их единообразие.

Государству, в свою очередь, нужно оказывать купцам покровительство и помощь, обеспечивая выгодные условия для внутренней и внешней торговли, а также помогать купцам в снабжении купеческих предприятий рабочей силой. В сою очередь, в обязанность купцам

По вопросам крестьянского устройства Посошков полагал, что должен быть издан специальный закон, который бы точно определял размеры крестьянских повинностей и пределы барщинных работ.

Суд в государстве должен быть равным для всех. Судьи обязаны ежедневно осведомляться, кто и за что посажен, чтобы не кто не сидел напрасно.


44.Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого.

С. Е. Десницкий (1740—1789) происходил из мещан украинского г. Нежина. Он закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Англию в Глазговский университет. Здесь он защитил диссер­тацию по римскому праву, получив ученую степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становится профес­сором юридического факультета Московского университета.

У Десницкого право частной собственности, как и у Дж. Локка, складывается в результате трудовых затрат. Причины неравенства Десницкий, как и Дж. Локк, усматривал в различных физических качествах человека, его трудолюбии и умении накапливать.

Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии.

Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего количества благ наибольшим числом людей.

Лучшей формой организации власти Десницкий считал кон­ституционную монархию.

1) Законодательная власть, по его проекту, осуществляется монархом совместно с однопалатным органом — Сенатом, со­стоящим из 600—800 депутатов.

2) Исполнительная власть у него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного вето, и высшими органами управления — коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху и Сенату.

3)У Десницкого есть еще и наказательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях.

4)В дополнение к наказательной власти Десницкий присово­купляет еще и гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы местного самоуправления.

К крепостному праву Десницкий относился отрицательно, усматривая в нем основное препятствие для развития промыш­ленности и земледелия.

В правовой сфере Десницкий также разработал ряд положений. Он предложил деление права на государственное, граждан­ское, уголовное и судебное.

В области судопроизводства Десницкий настаивал на введении демократических принципов: равенства всех перед законом, равного наказания за совершение одинаковых преступлений и т. д.

Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине.


45. Политические взгляды Т. Джефферсона и А. Гамильтона.

Томас Джефферсон (1743-1826 гг.)

Государство.Государство - продукт общественного договора. Поэтому власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему.

Форма правления.  Идеалом для Джефферсона была децентрализованная республика, основанная на мелком фермерском хозяйстве. Он критиковал Монтескьё, считавшего, что для крупных государств больше всего подходит монархия. Как форму государственного устройства Джефферсон предпочитал конфедерацию, в которой широкие права штатов практически поглощали полномочия центральной власти.

 

Разделение власти. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть разделены.

Государство и церковь.Особое значение Джефферсон придавал религиозной терпимости, отделению церкви от государства. В 1786 г. его проект Статута о религиозной свободе стал законом в Виргинии. Закон утверждал не только религиозную свободу, но также право на свободомыслие.

Право.Джефферсон считал очевидным, что все люди сотворены равными и имеют неотъемлемые права: на жизнь, свободу, стремление к счастью. Первоначальный текст Декларации содержал осуждение рабства и работорговли, однако это положение было вычеркнуто по настоянию южан-работорговцев. Хотя сам Джефферсон был крупным работорговцем (имел более 100 рабов и на волю их не отпустил), он называл рабство «отвратительным преступлением» и полагал, что оно противоречит естественному праву.

 

Александр Гамильтон(1757-1804гг.)

 

Наиболее полно взгляды Гамильтона были изложены в выступлениях на Конституционном конвенте, а также в сборнике статей "Федералист".

 

А.Гамильтон был сторонником элитистского подходак политике и считал, что общество разделено на две группы: избранная элита (богатые и родовитые) и большинство (основная масса народа).

Идеалом политического устройства для Гамильтона была Англия с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную.

По мысли Гамильтона законодательная власть должна представлять собой двухпалатный парламент, где верхняя палата (сенат) должна быть ключевой. Сенаторы избираются пожизненно, а нижняя палата избирается на три года прямыми выборами, участие в которых принимают все белые мужчины.

Фактически Гамильтон был сторонником республики с олигархической формой правления, от наследственной конституционной монархии модель власти Гамильтона отличало только два момента: ее выборный характер и возможность импичмента.

Функция контроля над соответствием законодательства конституции возлагалась на судебную власть, исходя из того, что конституция - высший закон, и все противоречащие ей законы должны быть признаны судом недействительными.


46.Учение И. Канта о государстве и праве.

Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в, в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания.

Вклад Канта в разработку политической теории характеризуется тем, что он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам не употреблял этого термина).

Согласно дефиниции в «Метафизике нравов» государство– это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права».

Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан.

Кант выделяет в государстве три главных органа – по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). Идеалом организации государства для него служила система разделения и субординации властей.

Обсуждая способы перехода к идеальному государству, философ категорически отверг путь насильственной революции. Правового состояния общества, подчеркивал он, невозможно достичь противоправными средствами. Казнь Карла I в Англии и суд над Людовиком XVI во Франции вызывали у него «чувство полного ниспровержения всех правовых понятий».

Будущее развитие человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную тенденцию политического развития в XIX в. – переход к парламентским формам правления при сохранении института монархии.

В учении о международном праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Философ мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Призывы Канта признать за людьми «права всемирного гражданства» намного опережали свое время.


47.Политико-правовые теории Фихте и Гегеля.

ИоганнГотлиб Фихте (1762–1814 гг.)

Основные произведения: «О назначении ученого», «О назначении человека», «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии», «Основные черты современной эпохи»

Право.Его учение до 1806 г. было построено на положениях, присущих учению о естественном праве, под которые он пытался подвести философский фундамент. Понятие права у И. Г. Фихте вытекает из взаимодействия свободных существ между собой, которые вступают в юридические отношения со взаимным ограничением свободы.

Таким образом, И. Г. Фихте считал, что право основано на разуме. Поэтому если обычное или писаное право противоречит разуму, то его нельзя признать правом.

Государство. Исходя из такого понимания права, И. Г. Фихте строит свое учение о государстве. Стремясь изобразить государство как организацию, призванную обеспечивать частные интересы собственников, он утверждает, что люди в желании обеспечить границы своей свободы стремятся подчинить общее дело своим частным целям, и задача заключается в поиске синтеза частной и общей воли. Этот синтез осуществляется только в государстве, образование которого возможно только путем договора. Цель договора состоит в определении границ свободы каждого индивидуума и в учреждении принудительной власти. Этот договор имеет своей целью обеспечение собственности каждого, безопасности индивидуума и безопасности всего целого.

Особые надежды И. Г. Фихте возлагает на эксплуататорское государство, думая, что оно в состоянии обеспечить каждому жизнь собственным трудом и пользование собственностью.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.)

Основная работа: «Философия права».

Право. Гегель отрицал противопоставление естественного и позитивного права. С его точки зрения, естественное право соотносится с положительным, как теория соотносится с реально функционирующими нормами. Под естественным правом он понимал саму идею права, а идеей права, в свою очередь, считал всеобщую свободу, которая требует, чтобы устремления человека были подчинены нравственному долгу, а право человека подчинено обязанностям перед государством, свобода же личности должна быть согласована с необходимостью.

Идея права проходит три ступени развития:

· абстрактное право (каждое лицо обладает правом владеть вещами, вступать в соглашение с другими и т.д., т.е. это право наделяет субъектов правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения и т.д.);

· мораль (конкретизация абстрактного права в поступках субъекта, правомерных и неправомерных);

· нравственность (высшая ступень осмысления права человеком, на этой ступени преодолеваются противоречия между абстрактным правом и моралью, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми, когда сознательно подчиняет свои поступки общим целям).

Государство.

Происхождение государства. Гегель отвергает договорную теорию происхождения государства. Но как возникло государство он не объясняет, считая, что в данном случае имело место проявление божественной воли.

Государство по Гегелю, есть воплощенная в действительности идея права, ее реальное проявление, конкретизация, сколь бы ущербным не было это реальное проявление. Основная задача государства – осуществление «блага целого» возможно в ущерб блага отдельного гражданина, т.е. государство не задумывается о благе отдельного гражданина.

Форма государства. Лучшей формой считал конституционную монархию (отнюдь не случайно Гегель с 1818 г. стал официальным философом прусской монархии) и критиковал демократию.

48.Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.

М.М. Сперанский (1772–1839) – видный политический деятель в истоии России. В 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи.

 Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство.

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени:

· в Средние века – удельщина;

· в Новое время – абсолютная монархия

· в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным.

Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу.

Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.

· Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно.

· Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважает в Думе».

· Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий. В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами дополнительного владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от размера собственности. Рабочий народ он наделял только гражданскими правами. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно.


49.Политические программы декабристов.

Время правления Александра I способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: «Орден русских рыцарей»(1815), «Союз спасения»(1818), «Союз благоденствия» (1818) и, наконец, на основе распадения последнего Северное и Южное общества.Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.

Павел Иванович Пестельв целях преобразования общества и государства вступает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает «Русскую правду» в качестве теоретической программы дальнейших действий. По своим философским взглядам П.И. Пестель был материалистом и атеистом. В своих социальных взглядах он исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимно стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда.

Государственная организация в России не служит достижению общественного благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге – гибель самого государства.

Социальная программа П.И. Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Политическим идеалом П.И. Пестеля является республика. В организации верховной власти в государстве Пестель различает верховную законодательную власть и управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть. В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д.

Со своими проектами Конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1796–1843).Н.М. Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения.

С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Н.М. Муравьев осуждал монархию, считая такую форму правления противоестественной. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя. Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права.

Первым мероприятием в ряду преобразований, провозглашенных Н.М. Муравьевым, была отмена крепостного права. Формой правления, наилучшей именно для России, Н.М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.

Законодательная власть вручена Народному вечу, «составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты представителей». Избирательным правом пользуются все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество. Верховная Дума избирается сроком на 6 лет и каждые два года обновляется на одну треть своего состава при общем количестве, равном 45 членам. Палата представителей состоит из 450 членов и избирается сроком на 2 года.


50.Политико-правовые воззрения западников и славянофилов.

К началу 40-х гг. XIX в. в русской общественной мысли сложились два течения под условным названием славянофилы и западники.

Западники Славянофилы
Западничество было ориентировано на европейские ценности и находилось в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России, в частности тому, что в средние века называлось славянофильством и выражалось формулой «самодержавие, православие, народность». Социальным идеалом западников была конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам. Видными представителями западников были К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые со временем эволюционировали в сторону либерализма и стали идейными предтечами конституционных демократов начала XIX в. В 40-х гг. XIX в. на стороне западников выступали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, П.В. Анненков. Кавелин К.Д., один из основателей так называемой государственнической школы в истолковании истории России, считал, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от Европы и потому должна прибегать к заимствованиям достижений западной цивилизации. Славянофилы ратовали за самобытность исторического пути России. Они выдвинули ряд новых идей и положений, оценив прошлый и современный опыт России, в частности положения о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и соотношении закона и обычая в рамках концепции народосознания. Они были безусловными противниками и критиками крепостного права. В известном обмене рефератами между славянофилами А.С. Хомяковым и И.В. Киреевским (1839г.) Киреевский отмечал, что частный и общественный быт Запада основывается на понятии индивидуальной независимости, предполагающей индивидуальную изолированность. Общественное устройство России, для которого были характерны общинность, принадлежность человека миру, принадлежность поземельной собственности не лицу, а обществу, было принципиально иным. Киреевский считал, что в России закон заменяли общинные обычаи.

51.Политические и правовые взгляды И. Бентама.

Иеремия Бентам (1748 – 1832) (из семьи адвоката; вундеркинд; окончил Оксфорд; продолжил обучение в одной из лондонских адвокатских корпораций; посвятил себя исследованию проблем жизни общества).

Происхождение государства.

Государство возникает путем насилия, прочным его делает привычка к повиновению.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1095; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!