Проблема власти и государства



Государствовозникает в результате эволюции человеческого общества. Поначалу семьяво имя общего блага и общего согласия объединяется в роды, роды в племена, племена в города, завершающая стадия - появление государства,которое базируется на общем согласии всех составляющих его лиц и служит общему благу. Первым в средние века Марсилий увидел в государстве разновидность "общественного договора" с целью достижения "общего блага".

Сословия государства

Высшее (благородные граждане) - военные, чиновники, духовенство - служат общему благу. Низшее (простые граждане) - земледельцы, ремесленники торговцы -служат своим интересам. Вместе они составляют народ , который является источником закона и власти.

Марселий Падуанский различает два вида законов :

1) Божественный закон - печется о духовной жизни человека, определяет его отношение к богу, пути к вечному блаженству.

2) Цель человеческого закона -правда и общее благо, прочность и твердость власти, соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением. Государственная власть действует прежде всего посредством издания законов.

Отстаивал тезис о том, что настоящий источник всякой власти - народ. От него исходит власть духовная и светская. Только он один носитель суверенитета и верховный законодатель. Притом, он писал, что власть законодательнаяопределяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Исполнительная власть должна осуществлять волю законодателя - народа и действовать в рамках закона.

Форма правления

Из всех форм правления Марсилий Падуанский отдает предпочтение монархии.

Свобода совести

Отрицает правомерность церковных судов, какого бы то ни было принуждения в делах религии . Духовенствоимеет право только учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать. Наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший этот закон. Отсюда вытекают требования свободы совести .


29.Общая характеристика политической и правовой идеологии Возрождения.

Этот период характеризуется тем, что

· в это время догматы церкви подвергаются критике;

· рождается стремление к научному исследованию, опирающемуся на опыт и наблюдение природы, экспериментализму;

· меняются взгляды на природу, воззрения на человека.

Если раньше утверждали: блаженство в потустороннем мире, теперь на первом плане – земные радости, светские интересы.

· Человек – кузнец своего счастья, стремится глубже познать природу и подчинить интересам людей.

Открытия в науке окрыляют человека. Культ человеческой природы место аскетизма (умерщвление плоти) уступает человеческому, гуманному Þ гуманизм. Вместо отшельников стали почитать ораторов, поэтов, политических деятелей, обращаться к античной культуре, использованию древней культуры, т.е. возрождение античности (ренессанс = гуманизм).

· Поэты раннего гуманизма – Данте, Боккаччо, Петрарка; художники: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан è представляют реальный мир, живую человеческую натуру, личность.

· Политические мыслители: Макиавелли. Первым ввёл понятие государства; Баден первым создал теорию государственного суверенитета.

· Это учёные-универсалы. Мода владеть 4-5 языками, путешествовать, блистать в нескольких областях творчества – как пример да Винчи – художник, учёный, математик, механик, инженер.

· Эта эпоха вместо теологии создала нормы мировоззрения: вместо догмы божественного права заняло человеческое право, а место церкви заняло государство.


30.Политическое и правовое учение Н. Макиавелли.

 

Политическое учение Никколо Макиавелли принято называть примером прямого и безапелляционного практицизма.

Автор считает, что вопросы морали не должны волновать политика. Сильный государь опирается на силу и следует выгоде – своей и своего народа.

Государственность, по Макиавелли, подобна иерархической пирамиде. Каждый знает свое место и выполняет свои обязанности.

Автор тракта называет политику наукой опытной, которая понимает прошлое, управляет настоящим и прогнозирует то, что случится в будущем.

Во главе государства Макиавелли видит сильного и умного правителя, являющегося настоящим лидером.

 

Также автор тракта высказал передовую для своего времени мысль о необходимости всеобщей воинской повинности, о выборе среди военных наиболее выдающихся полководцев, несмотря на их титулы и звания. Макиавелли предлагал опираться на сильную и хорошо организованную армию, которая могла бы стать железным аргументом в противостоянии с любыми политическими соперниками.

 

Еще одной чертой политического учения Никколо Макиавелли стало выделение особого класса людей – избранных, имеющих право решать судьбы остальных смертных, презрение к необразованной массе беднейших слоев населения и стремление ограничить католическую церковь в ее правах.

Политическое учение Никколо Макиавелли настолько оказалось востребованным, что постепенно в политологии возник термин «макиавелли́зм», обозначающий такую политическую ориентацию, при которой политик не скрывает, что опирается на жестокость и грубую силу, а также, что он и не намерен руководствоваться нормами морали.



31.Политические и правовые взгляды Мартина Лютера

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии, окончил университет, в 1512 г. получил степень магистра богословия.

Основные произведения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти», «О рабской воле», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина».

Соотношение духовной и светской власти.В своем основном религиозно-политическом произведении «О светской власти. Лютер разработал учение о «двух порядках» - духовном и светском и, соответственно, о двух системах права - божественном и естественном. Сама эта концепция не была новой, она была сформулирована еще в труде А. Аврелия «О граде Божьем». Разграничивая религиозную и светскую сферы, Лютер считал, что религиозная сфера находится вне юрисдикции государства, а светская властьзанимается экономикой, политикой, просвещением народа, и не имеет права навязывать человеку какое-либо мировоззрение.

Государство.М. Лютер считал, что государство есть создание разума, и деятельность христианского государства не может расходиться с интересами христианской церкви. Необходимость государства обусловлена греховной природой человека. Если бы человеческое общество состояло исключительно из истинных христиан, то это означало бы отсутствие необходимости в государстве, законах, наказаниях. Но так как христианский мир далек от этого, то и возникает потребность в государстве. При этом институты государственной власти освящены божественным авторитетом, поэтому подданные не имеют права на сопротивление власти.

Право.Разделяет право на божественное и естественное. Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти на естественное, а не на божественное право (хотя естественное в конечном счете производно от воли божьей). Должностные лица обязаны руководствоваться в своей деятельности нормами естественного права. Этим высказыванием М. Лютер не только освободил светскую власть от церкви, но и мирское (гражданское) право от опеки канонического права. Светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами.


32.Политические и правовые воззрения Томаса Мюнцера.

Томас Мюнцер – немецкий революционер. Годы жизни: около 1493 по 1525 г.

Основными произведениями данного автора были: «Разоблачение ложной веры безбожного мира», а также «Пражский Манифест».

Мюнцером была разработана весьма смелая радикальная программа. Придавая своему учению, богословскую религиозную форму, по существу, он выступал критично как против римской церкви, так и против большинства догматов христианского вероучения, считая, что неправильно противопоставлять разум и веру, полагая при этом, что последняя есть не больше, чем пробуждение в человеке разума.

Мюнцер полностью отказывался признавать веру в ад и рай, в дьявола, в осуждение грешников и магическое значение причащения. Христос в его понимании был простым человеком, а не Богом, но при этом философским учителем и пророком новых времён.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!