Тема: Формы и виды коммуникации



Существуют разные формы коммуникации: письменная, устная, визуальная, которые отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания.

Любая коммуникация предполагает свои коммуникативные средства, к которым относятся и слова, и графика, и картины, и шрифты, и символы, и жесты, и мимика, а также различные технические средства, служащие заполнению временного и пространственного расстояния между адресантом и адресатом.

Все формы и средства коммуникации так или иначе являются своеобразным продолжением человеческого тела, дополняя и усиливая его те или иные функции, например, зрения, слуха, позволяя осуществлять коммуникацию через временные пласты и пространственные расстояния. Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно, например невербальные.

    Различают первичные средства коммуникативного поведения и вторичные. К первичным относятся язык, жестикуляция. Имитация публичного поведения, социальный намек и т.д. Вторичные средства являются добавочными к первичным, они облегчают их, дополняют более доступным факт получения информации (это повторы, различные языковые преобразования, усиление или изменение невербальной коммуникации, включение паралингвистических средств). Все, что окружает человека, считается коллективной средой. Сюда относятся предметы и явления, могущие быть использованы в той или иной коммуникативной функции. Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей, ситуативными условиями, состоит коммуникативные событие.

Любой комплекс коммуникативных актов, т.е. любое коммуникативное событие происходит в той или иной определенной сфере.

    УмбэртоЭкко и многие другие считают, что культура и есть сфера коммуникации, состоящая из других коммуникативных сфер, например, живописи, музыки, кино, архитектуры, но самой распространенной сферой коммуникации принято считать сферу бытовой коммуникации. Естественно, что на каждом шагу мы участвует в ситуации бытового общения.

    Широкое распространение, естественно, получает сфера производственной коммуникации, где свои стили общения, причем, как вербального, так и невербального. Именно поэтому большую значимость приобретает обучение умениям работать в коллективе. Несомненно, сферы могут различаться по целям коммуникации, например, есть сфера спорта, причем для одних это будет производственная сфера коммуникации, для других – развлекательная. Можно говорить о сфере бизнеса, или шоубизнеса, туризма, образовательной. 

    В любой сфере, как мы уже подчеркнули, вырабатывается определенный ритуал поведения, ритуал даже выбора тех или иных слов.

 

Тема: Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.

 

Любое поведение коммуникантов определяется коммуникативной целью. Под коммуникативной целью мы понимаем стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Для того, чтобы определить коммуникативную цель, нужно осуществить коммуникативную интенцию, т.е. намерение индивида-коммуниканта осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью. В коммуникативной среде в определенный период устанавливаются регламентированные общества коммуникативные конвенции (соглашения), т.е. это не ритуальные договоренности, которые определяют порядок процесса коммуникации. Ни одна коммуникативная цель не может быть достигнута, если предварительно мы не определим коммуникативную стратегию.

    Под коммуникативной стратегией понимается комплекс вербальных и невербальных средств, используемых для достижения коммуникативной цели. Стратегия это всегда общая рамка поведения. Коммуникативная тактика в противовес стратегии рассматривается как набор отдельных практических ходов, она направлена не на достижение коммуникативной цели, а на выполнение, исполнение коммуникативного намерения.

    Коммуникативное намерение представляет собой ход, двигающий тактику к достижению коммуникативной цели. Мы обязательно должны знать, что существует понятие коммуникативного опыта. Под коммуникативным опытом понимается совокупность представлений об успешных или неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий, т.е. отрицательный опыт ток же является положительным опытом.

    Виды коммуникации:

По количеству участников коммуникации различают

1) Интроперсональную

2) Межличностную

3) Групповую

4) Массовую

Интроперсональная коммуникация – это разговор человека с самим собой, причем здорового человека.

Межличностная коммуникация – это общение между не менее 2 и не более 3.

Групповая коммуникация– включает в себя общение в группе более 3-х человек, если эта малая группа, то это до 20 человек, границы группы не определяются, но они должны быть не анонимными, а визуально видимыми.

Массовая коммуникация предполагает участников этой коммуникаций, которые рассредоточены по разным уголкам, причем один не знает другого, они являются друг для друга анонимными.

 

 

Тема: Основы коммуникации.

Коммуникация– это необходимое условие жизнедеятельности человека и основа существования.

    Понятие коммуникации многоаспектны:

1)Универсальное

2)Техническое

3)Биологическое

4)Социальное

Нас интересует социальная коммуникацият.е. специфическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляется при помощи языка и других знаковых систем – Василик.

 Под коммуникацией понимается комплекс явлений связанных обменом информации между людьми через посредство универсальной системы знаковых и графических знаков именуемых языком. Такая коммуникация называется вербальной.

    Но ведь мы знаем, что помимо вербальной коммуникации существует невербальная коммуникация: язык жестов, мимики, условных сигналов и т.д.

    Невербальная коммуникация является второстепенной по отношению к вербальной коммуникации, на которой базируется мышление человека.

        Рассматривая коммуникацию как форму деятельности, которая проявляется в обмене информации, мы можем выделить следующие ее аспекты:

1)Информативный

2)Интерактивный (взаимодействие индивидов)

3)Гносеологический (когда человек выступает как объект и субъект социокультурного познания)

4)Аксеологический (предполагает изучение общение как процесса обмена ценностей)

5)Нормативный (выявляет место и роль общения в процессе регулирования поведения людей)

6)Семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система)

7)Практический (когда процесс общения служит обмену умениями и навыками)

 

Соотношение понятий коммуникация и общение не имеют однозначного ответа в научной литературе. Есть ученые Леонтьев, Черри и другие, которые ставят знак равенства между коммуникацией и общением. Другие ученые (Каган) полагает, что коммуникация и общение, несомненно, в большинстве моментов совпадают, но характер связи у них разный. При общении речь идет всегда о взаимодействии индивидов, которые равны в процессе обмена информацией. Каган называет это – субъектно-объектной связи.

К основным целям коммуникации относятся:

1)Обмен и передача информации

2)Формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности

3)Формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом

4)Обмен деятельностью, технологиями

5)Изменение мотивов поведения

6)Обмен эмоциями

Говоря о функциях коммуникацииподчеркнем, что не существует однозначного решения вопроса о их наименовании, но большинство ученых выделяют следующие функции:

1)Информативную

2)Социальную

3)Экспрессивную

4)Прагматическую

5)Интерпретативная (толкование, объяснение; служит пониманию партнера по коммуникации)

Все указанные функции связаны между собой и по сути в том или ином сочетании присутствуют в любом видео коммуникации, на различных уровнях межличностной коммуникации:

1)Социально-ролевом

2)Деловом

3)Интимно-личностном

Современно коммуникативное пространство представляет собой сложную систему и в этой системе одна из основных мест принадлежит различным видам коммуникации.

Различают:

1)Информативную

2)Аффективно-оценочная (основывается на выражении положительных и отрицательных эмоций)

3)Убеждающая (стимулирование какого-либо действия)

4)Ритуальная (соблюдение социально условных правил)

5)Реактивная (развлекательная)

Формы процесса коммуникации определяются характерами личностей коммуникантов. В свою очередь эти характеристики определяются ценностями культуры, которую представляют коммуниканты.

Среди личностных характеристик следует выделить:

1)Формально-личностные признаки (пол, возраст, общительность, адаптивность, контактность)

2)Общительность определяется темпераментом человека

3)Контактность выражается в умении управлять ситуацией коммуникации, в умении изменять свое состояние, свое поведение.

4)Адаптивность меняет привычное представление, сменяет привычный комфорт, создает атмосферу взаимной удовлетворенности общением и приводит к коммуникативной активности

Чрезвычайно важными являются такие характеристики как:

1)Самоконтроль

2)Самосознание

3)Стиль общения

Самоконтроль – это самоанализ в ситуации общения для достижения социальной адаптации.

Самосознание имеет 3 аспекта:

1)Личное (умение направить внимание к себе)

2)Публичное (знание о себе, как о социальном субъекте)

3)Социальная тревожность (дискомфорт в присутствии других людей)

В процессе коммуникации, каждый обладает своим стилем общения.

    Выделяют обычно 10:

1)Доминантный

2)Драматический

3)Спорный

4)Успокаивающий

5)Впечатляющий

6)Точный

7)Внимательный

8)Воодушевляющий

9)Открытый

10)Дружеский

 

Тема: Текст

        Формы существования знака самые различные. Например мы можем говорить о языке вообще или о конкретном языку (русском, английском).

    Мы можем говорить о языке каждого отдельного человека, но манифестацией языка в процессе общения является речь, а результатом этого процесса текст.

    Текст является предметом изучения лингвистики текста.

    Лингвистика текста ставит перед исследователями много проблем, которые не имеют своего решения в результате неоднозначных подходов к их освещению. Такая проблема- уже дефиницияпонятия текст.

    Текст всегда привлекает внимание исследователей. Риторика и стилистика, семиотика, философия, поэтика и психолингвистика и другие науки считают текст предметом своего изучения, хотя результаты исследования у них не совпадают.

    Целый ряд определений текста объединяется мыслью, что он представляет собой некое структурированное по определенным законам единства, отвечающее целям коммуникации.

    Параметры подходов к определению текста разнятся в теоретической литературе и потому что под текстом понимаются как отдельные предложения, так и целые речевые произведения.

    Москальская предложила исследовать соответственно сверхфразовое единство (СФЕ) или микротекст и целое речевое произведение или макротекст.

    Большинство лингвистов считают обязательным признаком текста его связность.

    Брикерпонимает под текстом связность проследования предложений.

    Домашнев расширяет эту формулировку и считает, что текстпонимается как некоторая законченная последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора.

    Леонтьев считает, что текст– это функционально-завершенное, речевое целое.

    Мы понимаем, что текст представляет собой целый комплекс языковых, речевых и интеллектуальных факторов в их связи и взаимодействия.

Лотман подчеркивает, что понятие текст употребляется неоднозначно.

    Можно было бы составить набор различающихся значений, которые вкладываются авторами в это слово. Например, у Лихачеватекст – это языковое выражение определенного смыслового ядра.

    Турает, понимает тексткак упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, грамматической и логической связи, способное передавать определенным образом организованную и направленную информацию.

    В названных и других дефинициях нет указания, но является ли текст продуктом устной или письменной речи.

    На наш взгляд наиболее конкретное определениеГольперина, полагающего, что текст– это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированного в виде письменного документа, литературно-обработанное в соответствии с типам этого документа, произведение состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств) объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.

    В последнее время стоит вопрос о соотношении текста и дискурса.

    Некоторые исследователи ставят знак равенства между текстом и дискурсом. Однако, если мы учтем, что слово дискурс заимствовано из французского языка, где оно означает «речь», то определим дискурс в след за Артюновой: дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, т.е. текст взятый в событийном аспекте.

    Филипс и Иоргенсен исследуя понятие дискурс, считают, что дискурс – это совокупность письменных и устных текстов, которые люди производят в разнообразных ежедневных практиках, полагая, что дискурс – это особый способ ощущения и понимания окружающего мира.

    Понятие текст и дискурс хорошо разбирает Дымарский, который считает, что текст имеет и настоящее время и прошедшее и будущее, к нему можно возвращаться неоднократно. Дискурс имеет только настоящее время, потому что воспроизвести экстралингвистические факторы (тембр голоса, тон, шум) т.е. все то, что сопутствует созданию дискурса нельзя.

Лекция, то что, записывает это – текст, а то что читает лектор- дискурс.

 

Тема: Категории текста

Как и водится в теоретическо- лингвистической литературе нет единого мнения о численности и терминологии текстовых категорий. Мы определим 12 категорий, вслед за Кухаренко.

Основополагающей категорией художественного текста является информативность. Нет информации, нет и текста, но информация бывает понятна только тогда, когда в тексте все взаимосвязано, поэтому все исследователи текста называют связность следующей категорией, при этом различают формальную связность (кагезия) и смысловую связность (когерентность). Дресспер называет это внешней и внутренней связностью. У Гальперина есть понятие интеграции (объединение). Если в тексте все взаимосвязано, то его можно разделить на отдельные части, главы, параграфы, абзацы.

    Именно поэтому членимость следующая категория текста. При соблюдении связности и членимости текст выстраивается в определенную систему. Отсюда – систематичность также является категорией текста.

Какая бы ни была система, в ней события могут подаваться строго в хронологической последовательности и тогда мы говорим о категории проспекции, и с нарушением хронологии т.е. действие может забегать вперед или назад, мы говорим о категории ретроспекции.

В любом тексте в центре находится герой, и все, что пишется в этом тексте – это о герое, для героя, поэтому мы говорим о категории антропоцентричности.

Человек действует всегда во времени и пространстве отсюда категория хронотоп. Сразу подчеркнем, что речь идет о художественном времени и художественном пространстве.

Герои и события в тексте изображаются так как автор текста относится к ним. В любом тексте видна модальность (отношение автора к высказанному событию).

Любой текст создается, чтобы выполнить ту или иную идею, тот или иной концепт, поэтому концептуальность можно считать категорией текста.

Для того, чтобы мы могли судить о идее текста он должен быть завершен. Завершенность следующая категория. Завершенным может считаться даже открытый текст (тот, который побуждает домыслить).

Текст создается с целью побудить адресата к каким-либо действиям, вызвать у него эмоции, мысли, поэтому мы говорим о такой категории как прагматическая направленность.

Цементирующей силой любого текста, которые связывает все его части, персонажей в единое целое персонажей является лингвостилистическая категория (образ автора).

 Образ автора имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренняя сторона – это его мировоззрение.

Внешняя сторона – это язык произведения.

 

Тема: Художественный текст

Научная литература разграничивает художественный и нехудожественныйтексты, полагая, что художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, а нехудожественный текст по законам логического мышления.

В художественном тексте за изображёнными картинам жизни всегда присутствует подтекстный интерпретационный план, именно поэтому Чернухина полагает, что художественный текст – это этетическое средство опосредованной коммуникации, цель которой есть изобразительно-выразительное раскрытие текста, представленная в единстве формы и содержания и состоящая из речевых единиц, выполняющих коммуникативную функцию.

Говоря об основных маркераххудожественного теста, мы вслед за Гвенцадзе назовем следующие:

1)Наличие эстетической функции или информации

2)Имплицинтность содержания (наличие подтекста)

3)Установка на неоднозначность восприятия

4)Целостность

5)Фикциональность (вымышленность)

 

Интерпретируемость– следующий отличительный фактор художественно текста.

Целостность художественного текста, образуемая за счет приобретённых приращений смысла (в любом тексте каждая часть имеет какой-то смысл, но когда все эти смыслы прибавляются, смысл изменяется, но не как сумма, они меняются под влиянием друг друга)

 

Тема: Публицистический текст

Публицистический текст обладает всеми признаками газетно-публицистического стиля, а это прежде всего с одной стороны экспрессия, а с другой стороны стремление к стандарту.

Публицистический текст диалогичен, диалогичность проявляется не в виде оформлении речи, а в направленности на адресата.

Любой публицистический текст содержит в себе оценку того или иного социального явления, той или иной поднятой в этом тексте проблемы и оценка может быть явная, либо скрытая.

В любом публицистическом тексте есть определенная инсценированность потому что он вовлекает адресата в свою проблему, направляя его мировоззрение в русло, которое предпочитает автор или просто тот орган, который издает этот текст.

Естественно, что публицистический текст всегда настроен, направлен на агитацию адресата, на формирование его мировоззрения и самое главное функция публицистического текста – это суггестивная – воздействие на адресата.

Именно поэтому обсуждаемая в публицистическом тексте проблема должна быть социально значимой.

                          

 

 

Тема: Массовая коммуникация

 

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации с помощью технических средств (радио, тв, газеты).

Распространение технических средств на численно большие аудитории, которые расположены в разных уголках планеты и которые являются анонимными(газеты не знают своих читателей, дикторы на тв не знают своих зрителей).

Для появления массовой коммуникации обязательно нужны технические средства, тиражирование информации.

Следующим критерием муссовой коммуникации следует назвать социальную значимость информации.

 

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

1)Наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность.

2)Социальной значимостью информации, способствующей появлению мотиворованностью массовой коммуникации 

3)Массовостью аудитории, которые в следствие ее анонимности и расредоточенности требует тщательно продуманной целостной ориентации

4)Многоканальностью и возможностью выбора коммуникационных средств, обеспечивающих вариативность и нормативность массовой коммуникации.

 

Мы знаем, что распространение информационных сообщений на большее территории происходит благодаря средствам массовой коммуникации.

Каждый процесс в средствах массовой коммуникации связан со следующими его свойствами:

1) Диахроность т.е. коммуникационное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени

2) Диатопностьт.е. коммуникационное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство

3) Мультиплицирование т.е. коммуникационное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительным содержанием.

При восприятии и усвоении массовой информации осуществляются ее преобразование, и, поскольку потоки массовой информации проходят через призму сознания людей, то неизбежна трансформация ее содержания.

Следовательно, сознание и преобразование массовой информации следует рассматривать как единый процесс, направленный на восприятие, усвоение, отражение данной информации, а в дальнейшем на ее распространение и дальнейшее использование.

Подготовка важнейших сообщений в СМК зависит от следующих факторов:

1) Частота повторений, освещение событий в СМК

2) Неоднозначность события/что-то необычное

3) Релевантность события по отношению к культуре и осведомленности аудитории (аудитория должна понимать информацию, она должна быть понятна)

4) Соответствие произошедшего события ожиданиям

5) Неординарность события, его сенсационность и его актуальность

Массовая информация – это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Природа массовой информации зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах.

Социальный характер массовой информации обусловлен такими факторами как:

1)Содержание т.е. как данная информация отражает общие процессы.

2)Субъект использования т.е. как данная информация используется людьми в чьих-либо интересах.

3)Специфика обращения т.е. как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается.

Цели массовой информации определяются через субъект использующий данную информацию, его социальное положение и личностные особенности и через призму самой массовой коммуникации.

    Следует подчеркнуть, что любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель управления обществом.

    Количественная характеристика массовой информации – это мера ее потребления и усвоения. Иногда существует дефицит информации.

    В понятии качественной характеристики массовой информации входит:

1)Востребованность

2)Польза

3)Интересность

4)Эмоциональная окрашенность

Качественная характеристика информации тесно связана с количественной.

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:

1)Единство ее количественной и качественной характеристик.

2)Взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации циркулирующих в обществе.

3)Наличие эффективности информационных процессов удовлетворяющих потребности получателя информации.

4)Наличие объективной стороны при оценке массовой информации.

Ценность массовой информации измеряется степенью востребованности и эффективности ее воздействия на индивидов т.е. определяется такими ее свойствами как:

1)Представленность

2)Доступность

3)Полнота

4)Своевременность

5)Этичность

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!