Тема: Культурная и этническая идентичность



        

    Одной из ведущих человеческих потребностей является потребность в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром. Потребность в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотожествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такое самоотожествление называется идентичностью.

    Понятие идентичность широко распространена в культурологии, социальной антропологии. В самом общем смысле оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющей ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

    Необходимость идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую ему может обеспечить только сообщество других людей. А для этого он должен добровольно принять господствующие в данном обществе элементы сознания, нормы, ценности и другие черты взаимосвязи, которые окружают людей.

    Для того чтобы иметь ориентацию в окружающем мире индивид должен добровольно принять на себя господствующие в данном социуме привычки, нормы, ценности. Понимая, что каждый индивид является одновременно членом нескольких групп, принято выделять разные типы идентичности - профессиональную, гражданскую, этническую, религиозную и другие. Для нас важной представляется культурная идентичность, т.е. принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующей ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Значение культурной идентичности состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления вызывают у него чувство симпатии или антипатии.

    Теоретическая литература считает аксиомой утверждение, согласно которому каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность и специфические особенности своей культуры он воспринимает как данность. Однако, он встречается с представителями других культур и осознает, что существуют другие ценности, другие виды поведения, которые отличаются от его собственных.

    Противопоставляя и сопоставляя ценности и нормы своей и чужой культуры, индивид вырабатывает личную идентичность, которая является совокупностью знаний и представлений индивида о своем месте и роли, как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.

    Еще раз подчеркнем, что, поскольку человек одновременно является членом разных социальных культурных групп, то он обладает разными идентичностями. И тогда межкультурную коммуникацию можно рассматривать как взаимодействие идентичности партнеров по коммуникации.

    В ситуациях коммуникации с представителями других культур всегда возникает понятие «свой» и «чужой». Чужой– как находящийся за границами родной культур, как странный, как неизвестный, как сверхъестественный, и как несущий угрозу жизни.

    В процессе контактов с представителями различных культур в качестве критерия культурных ценностей рассматриваются культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения называется этноцентризмом.

    Этноцентризм показывает, что естественно и правильно то, что происходит в своей культуре, обычаи своей культуры считать универсальными, нормы и ценности считать безусловно верными, оказывать помощь членам своей группы и действовать в интересах своей группы.

    Этническая идентичность – это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к похожему образу мыслей и разделяемые этнические чувства, но это еще и определение своего места в полиэтническом обществе.

    Принадлежность человека или индивида к той или иной группе определяет его полилектность , т.е. он представляет убеждение нормы и ценности каждой из групп к которой он принадлежит, например национальная принадлежность, возрастная профессиональная и т.д.

    Тем не менее, каждый индивид неповторим как неповторим рисунок на пальцах, эта неповторимость индивида, или его идиолектность, создается, в первую очередь, за счет его генотипа и за счет того, что он приобрел в обществе, будучи членом социума, т.е. за счет тех или иных стереотипов.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1510; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!