Лекция 3. Слог. Ударение. Интонация



1.Слог. Слогораздел

2. Ударение

3. Интонация

 

Слог. Слогораздел

Слог представляет собой сегментную и суперсегментную единицу. В слоге как суперсегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые (неслогообразующие). Рассмотрение слога с точки зрения слоговости / неслоговости звуков устанавливает, какие звуки в разных слогах могут быть слоговыми, как они соотносятся с неслоговыми звуками, по каким параметрам происходит нарастание и ослабление слоговой волны, т.е. каковы законы построения слога. Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. Рассмотрение слога с этой точки зрения устанавливает законы членения речевой цепи на слоги, выясняет место слогоразделов внутри слова и на стыке слов.

Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно,. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука ­­­­– пламя дрогнет два раза, молоко – три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! – и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым. Согласные обычно бывают неслоговым, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи М.Ю.Лермонтова:

                                  Поцелуями прежде считал

                                 Я счастливую жизнь свою…

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер – анапест.

При этом слово жизнь произносится в два слога; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начинает третью стопу. Слогообразующим второго слога выступает сонорный согласный.

У звонких сонорных шум – незначительная составляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т.п. были и формы мужского рода с суффиксом -л-: неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т.п.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохраняться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные согласные.

Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью: щелевые – долготой, звонкие взрывные – долгой смычкой, глухие взрывные – придыхательностью, дрожащие – многоударностью, раскатистостью. Таким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог – волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога – слоговой, менее сильный – неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длительностью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг. Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме.

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [даска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-ли], [за-ко-ны], [ти-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [краи], [заи-ч-ик].

Слогораздел

В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки как внутри слога, так и между слогами произносятся без перерыва, «перетекают» один в другой. Невозможно обнаружить эти границы и никакими приборами. Но иногда нам нужно произнести слово или несколько слов громко и отчетливо. Тогда сцепление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Вы говорите близко стоящему человеку: «Миша, иди сюда». А в лесу, если он далеко от вас, вы кричите: «Ми-ша-и-ди-сю-да!» По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: «И-ва-но-ва». Но никто не станет диктовать так: «Ив-ан-ов-а» - такое членение противоречит законам русского слогоделения.

Слогораздел – реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу.

Законы слогоделения неодинаковы в разных языках и даже в диалектах одного языка.

В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный – наиболее звучный, т.е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые.

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных; сонорных согласных; начинается шумным и заканчивается сонорным согласным. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности.

В группе неслоговых звуков первый всегда отходит к предшествующему гласному, если это [й]: [тай-га]. Сонорный согласный может тоже отходить к предшествующему гласному. В этих случаях образуется предыдущий закрытый слог. Место слогораздела обусловлено здесь тем, что первый из группы неслоговых звуков обладает большей звучностью, чем следующий. Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у сонорного согласного перед шумным звучность может снижаться до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу.

Закрытыми могут быть и конечные слоги. Но и в закрытых слогах начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. Это основной принцип строения слога в русском языке.

Слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам – это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, а слогораздел в этом слове один: [с`и-стра], слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем [ра-зб`ит`].сти в следующем слоге. \сному, если это ей звучности. построено по принципу восходящ

Ударение

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъема) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) – самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах вот и нож и гласный [а] после мягкого согласного в слове взял - [вз´ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

В некоторых случаях один из признаков ударности моет быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отличаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударности выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными показателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

Ударность и безударность – это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Место ударения в слове

 В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы: приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Ударение в русском языке в силу своей разноместности может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различаются:

1. разные слова во всех их формах: замок и замок, замка и замка, замку и замку, парить и парить, парю и парю, мука и мука, муки и муки и т.п.

2. некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (деепр.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу;

3. разные формы одного слова: ноги и ноги, волос и волос, ходите и ходите.

Местом ударения различаются варианты слов:

· общенародный и профессиональный: добыча и добыча, компас и компас, искра и искра, шасси и шасси;

· литературный и диалектный: вьюга и вьюга, дикий и дикой, холодно и холодно, крапива и крапива;

· литературный и просторечный: магазин и магазин, красивее и красивее, квартал и квартал, километр и километр;

· нейтральный и разговорный: приговор и приговор, повторишь и повторишь, звонишь и звонишь, занята и занята;

· литературный и народно-поэтический: девица и девица, серебро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый;

· современный и устаревший: библиотека и библиотека, музыка и музыка, кладбище и кладбище, служащий и служащий.

Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незначима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кружится и кружится.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется неподвижным. Например: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают; книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, книги, книг, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 99%) имеет неподвижное ударение. Такое ударение может стоять на основе (карта, красный, дубовый, работать, прыгнуть) или окончании ( очко, статья, молодой, нести).

В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Слоговая подвижность при сохранении морфемной неподвижности встречается очень редко: озеро – озёра, дерево – деревья, колос – колосья, бороться – борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании.

Если изобразить основу квадратом, а окончание кружком и при этом место ударения обозначить черной фигурой , то основные типы подвижного ударения существительных можно представить так: 

В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: им., вин. пад. ед. числа зуб, род. пад. мн. числа лиц, губ, рук, вод. Бывают и неслоговые основы: зло, сна, льва, брать. Ударение на основе или на окончании здесь вынужденное. Оно не принимается в расчет при определении схемы ударения слова. В подобных случаях форме слова приписывается условное ударение на основании сопоставления этого слова с другими словами, имеющими в данной форме не условное ударение.

Подвижное ударение в русском языке бывает не только у существительных, но и у глаголов, кратких прилагательных, местоимений, числительных.

Слов с подвижным ударением в русском языке очень мало. Но слова эти относятся к наиболее употребительным, входят в основной словарный фонд русского языка.

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при образовании форм одного и того же слова. Так, ударение производного слова может быть на той же морфеме, что и у слова, от которого оно образовано (производящего): книга – книжка, медведь – медведица, береза – березовый, богатый – богач, голосовать – голосование, обледенеть – обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.

В других случаях ударение производящих и производных слов падает на разные морфемы: звезда – звездочка, избавить – избавление, лошадь – лошадка – лошаденка, глухой – глухость – глухота. Это словообразовательное подвижное ударение.

Клитики

В русском языке большая часть служебных слов и частиц не имеет ударения. Такие слова называются клитиками. Они примыкают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, например: на горе, от стола, ко мне, под окном; сестра ‌‌‌‌∕ и брат; сказал, ∕ чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы, например: скажи-ка, он же, придет ли. Некоторые односложные предлоги частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой, например: на спину, на два, под руки, из лесу, за нос, без вести, не было.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся так же, как и в одной лексической единице, например: до сада и досада, на силу и насилу, при вольном и привольном, лей-ка и лейка, так же и также, окреп ли и окрепли.

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [носонцъ]; ср.: на солнце [насонцъ]. У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные длябезударных слогов: те леса [т´эл´иса], ср.: телеса [т´ил´иса]; вор он [ворон], ср.: ворон [ворън] и др.

Слабое ударение

Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым или побочным. Оно обозначается знаком (´), в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком (΄).

Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трехсложные предлоги и союзы, например: перед отходом, через окно, между нами, сквозь туман, около дома, вокруг стола; если сможешь, сделай; когда приедешь, позвони; надень, потому что холодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лес, откуда мы вышли; письмо, которое прислали; простые числительные в сочетании с существительными: два часа, десять рублей; некоторые местоимения: тебя искали, он приехал, его сестра, у того человека; связки быть, стать: утро было морозное, он стал учителем; слова с модальными значениями: знай себе нахваливает, собирался было уехать, придет бывало и молчит (подробнее о модальных значениях см. раздел «Морфология» во второй части данного учебника).

В некоторых словах наряду с основным ударением выступает побочное ударение. Оно стоит на первом месте (ближе к началу слова), а основное ударение – на втором. Такое ударение бывает у слов многосложных. К ним относятся:

- некоторые сложные слова, состоящие из двух основ: самолетостроение, железобетон, стопроцентный, древнерусский, четырехклассный;

- многие сложносокращенные слова, представляющие собой сложение части первого слова с полным вторым: пединститут, профбилет, соцсоревнование, партсобрание, стройматериалы, драмкружок;

- слова с приставками после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, а также с интернациональными элементами типа архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, про-: послевоенный, сверхъестественный, окололитературный, межконтинентальный, внутриклеточный, внеслужебный, архиреакционный, антиобщественный, ультразвук, суперобложка, транссибирский, контратака, прогерманский.

Побочное ударение появляется главным образом у слов, редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющимися частями. Ср., например, широкоупотребительные слова зверобой, водопровод, старомодный с одним основным ударением и слова звероферма, водонепроницаемый, старославянский с двумя ударениями.

При наличии в сложном и сложносокращенном слове трех (или четырех) основ в нем возможно три ударения – два первых побочных и последнее основное: аэрофотосъемка, теплоэлектроцентраль, профтехобразование. Мосгорисполком.

Фразовое, тактовое, логическое ударение. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Лизавета Ивановна∕ сидела в своей комнате,∕ еще в бальном своем наряде,∕ погруженная в глубокие размышления (А.С.Пушкин); тактовое ударение помечено знаком( ), фразовое‑ ( ). Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударением, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связано с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему, то есть новое, что сообщается в предложении. Например, в предложении Грачи улетели новым может быть сообщение о том, что улетели именно грачи, и тогда тактовое ударение будет выделять это слово.

Выделение в речевом такте более сильным ударением какого‑ либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением. Я пойду в кино, а не ты. Я пойду в кино(хотя очень занят)Я пойду в кино(а не в другое место).

Интонация

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, способствующая членению потока речи на отдельные отрезки – фонетические синтагмы и фразы, а также служащая в предложении средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально-экспрессивной окраски.

Тональные средства интонации

Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах фонетической синтагмы и фразы происходит повышение или понижение тона.

В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций (сокращенно – ИК [икá]). Каждая ИК имеет центр – слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части фонетической синтагмы, которые могут также в конкретных синтагмах отсутствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? Здесь (в этих примерах выделен центр ИК). Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Основными различительными признаками ИК являются движения тона в центре и уровень тона постцентровой части. Интонационные конструкции можно схематически изобразить линиями движения тона.

ИК-1 – _

На звуках центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложении: Поздняя ó\сень. Грачú\ улетели, лéс\ обнажился, поля\ опустели…(Н. Некрасов) – интонационный центр в примерах отмечен ударением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.

ИК-2 – – _

Звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением: Кудá ты \ идёшь? Серёжа \ , там опáсно \ ! падение тона показано знаком \ после слога, где оно происходит.

У ИК-1 и ИК-2 один и тот же мелодический контур: от среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже среднего. Различие в этих ИК в месте падения тона: у ИК-1 оно происходит в центре, а у ИК-2 – на следующем после центра слоге. Так, фразы Грачú улетели и Кудá ты идёшь?  можно произнести с Ик-1: падение тона на выделенном ударением центре ИК - Грачú\ улетели, Кудá \ ты идёшь? эти фразы можно произнести и с ИК-2: падение тона на первом после центра слоге - Грачú у \ летели, Кудá ты \ идёшь?

ИК-3 – _

На звуках центра резко восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 характерна для выражения незавершенности речи. Так, ИК-3 обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна \ пьёт сок? Анна пьёт / сок\? – повышение тона в центрепоказано знаком / после ударного слога. Типична ИК-3 для неконечной синтагмы во фразе: Когда Каштанка опó/мни\лась, | музыка уже не играла (А. Чехов).

ИК-4 – ¯

На звуках центра нисходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 обычно встречается в неполных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах с оттенком требования: А Натá\ша/? Ваше ú\мя/? Фамú\ли/я? При отсутствии постцентровой части нисходяще-восходящее движение тона происходит на звуках центра: А мы\ /?

ИК-5 – ¯\_

Имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следующем за ним слоге – нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 обычно встречается при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какóй / у неё гó\лос! или Какóй у неё гóлос\! Кáк / она танцý\ет! или Кáк / она танцýет\! Настоя/щая веснá\!  ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Кудá / ты идёшь\? Какóй / у неё гó\лос? ИК-5 может быть и на фразе, состоящей из одного слова с побочным ударением, обычно при выражении эмоции: Вè/ликолé\пно! Вò/схитú\тельно!

ИК-6 – ¯

На звуках центра восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-6 обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компóт / вкусный! Как она танцý/ет! сколько воды / набралось! При отсутствии постцентровой части ИК-3 и ИК-6 обычно не различаются, нейтрализуются; ср.: Сколько воды/? и Сколько воды/!

Общий уровень тона фонетической синтагмы или фразы может в некоторых случаях сдвигаться вверх или вниз. В связи с этим выделяются: средний регистр тона, на котором произносится большинство речевых синтагм и фраз: Он такой вялый, грустный, ленивый; верхний регистр: Он такой хорошенький, пухленький, курносенький; нижний регистр: Он такой грубый, грязный, хмурый. (каждую из этих фраз невозможно с точки зрения русского языка произнести в другом регистре.)

Верхний регистр типичен для переспросов: Куда, ты сказал, тебе надо ехать? В нижнем регистре обычно произносятся вводные слова и предложения, сообщающие факультативную информацию: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали (И. Крылов); переспросы- припоминания: Как ее зовут? – Как ее зовут? Не знаю. Слова автора, стоящие после прямой речи или внутри не, обычно отличаются от прямой речи регистром. Так, если прямая речь произнесена в среднем регистре, то слова автора – в нижнем или верхнем: Вот хороший выстрел, - сказал я, обращаясь к графу. – Да, - отвечал он, - выстрел очень замечательный (А. Пушкин).

Характер интонации определяется и интервалом повышения или понижения тона – расстоянием между нижним и верхним уровнем от начала до конца изменения тона. Так, в примерах Марú/но\чка звонила? Позвонúшь / за\втра? и  Марú/но\чка, | позвонú / за\втра движение тона характерно для ИК-3, но в вопросительном предложении подъем тона происходит обычно до более высокого уровня, чем при обращении и просьбе; тональные интервалы здесь разные.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3951; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!