Фонетические (или позиционные) чередования гласных звуков



Противопоставления гласных по наличию или отсутствию лабиализации, по ряду и подъёму языка характерны только для их употребления под ударением и без учёта влияния на них соседних согласных. Но в речи звуки произносятся не изолированно. На произношение гласных оказывают влияние согласные, а также место ударения в слове. В безударных слогах гласные отличаются от ударных, т.е. реально в речи гласных функционируют значительно больше, чем было представлено в таблице. Изменения гласных в зависимости от фонетических позиций (от места ударения в слове и от твёрдости или мягкости соседних согласных) называются фонетическими(или позиционными) чередованиями.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от места ударения в слове

В фонетике различают сильные и слабые позиции гласных звуков. В сильной позиции гласные находятся под ударением, звучат отчетливо и не подвергаются изменениям. Безударные гласные находятся в слабой позиции. В слабой позиции гласные произносятся менее отчётливо, неясно. Такое ослабление произношения гласных называется редукцией, а без­ударные гласные — редуцированными гласными. Редукции под­вергаются все гласные безударных слогов, но степень редукции и её характер неодинаковы для разных гласных. Наибольшим изме­нениям подвергаются гласные в зависимости от места ударения в слове. Безударные гласные произносятся с меньшей силой. Изме­нения безударных гласных по сравнению с ударными оцениваются на основании формулы А.А. Потебни, который предложил форму­лу оценки силы ударных и безударных слогов: 3 — сила ударного слога, 2 — сила первого предударного слога (он слабее), 1 — сила остальных безударных слогов (они ещё слабее). На основании этой формулы различаются две степени изменения безударных глас­ных по сравнению с ударными: первая степень редукции (I слабая позиция) — для гласных в первом предударном слоге и абсолютном начале слова, вторая степень редукции (II слабая позиция) — для гласных во втором, третьем и т.д. предударном и во всех заударных слогах. Меньшим изменениям подвержены гласные звуки в I слабой позиции, большим — во II слабой позиции. Безударные гласные произносятся короче ударных. В связи с сокращением времени на произнесение безударного гласного про­исходит значительное отклонение в положении артикуляционных органов от того, что наблюдается при произнесении ударных. Без­ударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Язык принимает положение близкое к нейтральному, т.е. такое, какое он занимает во время речевой паузы. Так, при произнесении гласного [а] в первом предударном слоге из-за меньшей длитель­ности артикуляции язык не успевает дойти до крайнего нижнего положения, и гласный становится не нижнего подъёма, как удар­ный [а], а средне-нижнего — [Л]. Во втором предударном слоге ударный гласный [а] заменяется звуком среднего подъёма [ъ], при образовании которого язык занимает в полости рта среднее поло­жение по вертикали.

По степени редукции и её характеру гласные среднего подъ­ёма [э], [о] и гласный нижнего подъёма [а] противопоставляются гласным верхнего подъёма [и], [ы], [у].

Гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у] в слабых позициях звучат так же, но несколько короче и не так ясно, как под ударением, хотя и не утрачивают своего основного качества. Такое изменение гласных верхнего подъёма [и], [ы], [у] называется количественной редукцией.

Гласные среднего и нижнего подъёма не только ослабляются, но качественно изменяются: они утрачивают свое основное качество. Такое изменение гласных среднего и нижнего подъема в слабых позициях называется качественной редукцией.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседних твердых или мягких согласных

Приспособление произношения одного звука к произношению другого звука называется аккомодацией. Различают три вида аккомодации: прогрессивная (когда ар­тикуляция гласного приспосабливается к артикуляции предше­ствующего согласного: лямка — [л'амкъ]), регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции последу­ющего согласного: брать - [брат']) и прогрессивно-регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции и предшествующего, и последующего мягкого согласного: сядь — (с'ат']). В русском языке более сильной является прогрессивная аккомодация. Это объясняется тем, что в русском языке наиболь­шее влияние на гласные оказывает предшествующий согласный, так как влияние согласного на гласный в пределах одного слога значительно сильнее, чем влияние согласного другого слога.

При переходе от артикуляции согласного к артикуляции глас­ного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо — [м'асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м'] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произношения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое характерно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.

Гласный[и] после твёрдых согласных испытывает прогрессивную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происходит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшествующего твердого согласного. При произношении твёрдых со­гласных язык занимает более заднее положение, чем при произ­ношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодви­гается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть — [играт'] и сыграть — [сыграт'].

В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем глас­ные верхнего подъёма.

Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.

Ударные гласные произносятся отчетливо и никогда не совпа­дают по звучанию с другими гласными. Возможны только незна­чительные изменения, которые зависят от твёрдости или мягко­сти соседних согласных звуков. Например, гласные переднего ря­да под ударением между мягкими согласными или в начале слова перед мягким согласным становятся более закрытыми, узкими, напряженными звуками: тени — [т'э'н'и], пили — [п'и'л'и], иль - [и'л']. Учиты­вая сказанное, у гласных переднего ряда под ударением можно отметить следующие позиционные чередования: [э]//[э']7 [и]/[и'].

Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.

Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких со­гласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими — продвинутые впе­ред в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял — [м'ал], моль — [мо'л'], вёл — [в''ол], юг — []'ук].

Между мягкими согласными гласные непереднего ряда пред­ставлены оттенками, продвинутыми вперед на всем протяжении артикуляции. Это отмечается двумя точками над знаком: люки -[л'у'к'и], дяди — [д'а'д'и], Лёни - [л'о'н'и].

Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в зависимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно отметить следующие позиционные чередования: [а]\\а а а; о о о о ; у ууу

Фонетические процессы

Фонетические процессы – это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются комбинаторными), другие обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными).

К комбинаторным относятся ассимиляция, диссимиляция и упрощение групп согласных (диереза).

К позиционным относится оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова).

Ассимиляция— это уподобление звука соседнему звуку. Ас­симиляция характеризуется по следующим признакам: 1) по на­правлению; 2) по результату; 3) по положению.

По направлению ассимиляция бывает двух типов: регрессив­ная и прогрессивная. При регрессивной ассимиляции последу­ющий звук уподобляет себе предыдущий, например лавка — [лафкъ]. Последующий глухой согласный [к] уподобляет себе пре­дыдущий звонкий согласный [в] и делает его глухим — [ф]. При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук уподобля­ет себе последующий. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, примеров прогрессивной ассимиляции в литературном языке нет. Прогрессивная ассимиляция может встречаться лишь в говорах и просторечии, например на месте литературного Ва[н'к]а произносят Ва[н'к']я.

По результату ассимиляция может быть полной и неполной (частичной). При полной ассимиляции один звук уподобляется другому по всем признакам: 1) по месту образования преграды, 2) по способу образования преграды; 3) по соотношению голоса и шума; 4) по твёрдости и мягкости. Например отдать — о[дд]ать - о[д]ать. Глухой согласный [т] уподобляется последующему звонкому согласному [д] и становится звонким [д], сливаясь в произношении в один долгий звук [д]. Остальные характеристики звуков [т] и [д] (по месту образования, по способу образовании, по твёрдости) одинаковые. При неполной ассимиляции один звук уподобляется другому не по всем признакам, а лишь по некоторым, например всё — [фс'э]. Это неполная ассимиляция, так как предыдущий звонкий согласный звук [в] уподобляется последующему глухому согласному звуку [с1] лишь по глухости. По способу образования звуки [в] и [с'] оба щелевые, т.е. нет необходимости в уподоблении. Звук [ф] остается также щелевым. По остальным признакам нет уподобления: 1) по месту образования — [ф] губной, а [с'] переднеязычный; 2) по твёрдости и мягкости — [ф] твёрдый, а [с'] мягкий.

По положению ассимиляция может быть контактной и ди­стантной. При контактной ассимиляции уподобляемый и уподоб­ляющий звуки находятся рядом, между ними нет других звуков, например: низко — ни[ск]о. Литературному языку свойственна контактная ассимиляция. При дистантной ассимиляции между уподобляемым и уподобляющим звуками находятся другие зву­ки (или звук). Примеры дистантной ассимиляции встречаются в говорах и просторечии. Например, в слове шоссе между звуками [ш] и [с] находится звук [Л].

Виды ассимиляции:

1. Ассимиляция по глухости. Парные звонкие шумные согласные, находясь перед глухими шумными согласными, уподобляют­ся им и становятся тоже глухими: будка — бу^тк]а, всё — [фс'э]. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по глухости.

2.Ассимиляция по звонкости. Парные глухие шумные соглас­ные, находясь перед звонкими шумными согласными, уподобля­ются им и становятся звонкими: отбить — о[дб']йть, сдать — |зд]ать. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по
звонкости.

Ассимиляция по звонкости и по глухости происходит в преде­лах фонетического слова, т.е. она наблюдается и на стыке служеб­ного слова со знаменательным: с горы — [з г]оры (ассимиляция по звонкости), из парка — и[с п]арка (ассимиляция по глухости).

Согласные [в], [в'] перед глухими шумными оглушаются: всех — [фс']ёх (регрессивная ассимиляция по глухости). Но глухие шумные согласные перед [в], [в'] не становятся звонкими: свист — [св']йст, а не [зв']йст.

3. Ассимиляция по мягкости. Парные твёрдые согласные, на­ходясь перед мягкими согласными, уподобляются им и становятся мягкими: мостик — мо[с'т']ик. Раньше перед мягкими согласными твёрдый согласный должен был заменяться мягким, но в современном произношении наметилась тенденция к отсутствию ассимилятивного смягчения, хотя в части согласных этот закон действует.

4. Ассимиляция по твёрдости. Парные мягкие согласные, на­ходясь перед твёрдыми согласными, уподобляются им и становят­ся твёрдыми: лаге[р'] — лаге[рн]ый, гря[з']и — гря[зн]ый. Однако такая ассимиляция в русском языке непоследовательна и встреча­ется в единичных случаях. Кроме того, она связана с определён­ной структурой слова: происходит только при словообразовании прилагательных и (реже) существительных на стыке производя­щей основы и суффикса: звё[р'] — звё[рск']ий, ко[н'] — ко[нск']ий, стё[п'] — сте[пн]6й, рыца[р'] — рь'ща[рств]о и т.п.

5. Ассимиляция по месту образования (ассимиляция свистя­щих перед шипящими). Согласные [с], [з] перед шипящими ста­новятся сами шипящими и сливаются с ними в один долгий звук (полная ассимиляция).

Диссимиляция – расподобление звуков в потоке речи, находящихся в пределах одного слова. Д. свойственна ненормированной речи. В литературном языке она наблюдается только в двух словах – мягкий и легкий и в производных от них образованиях.

В общеславянском языке происходила Д. тт – ст, дт –ст, так как по закону отрытого слога в общеславянском языке не должно быть рядом двух взрывных согласных, потому что в этом случае первый взрывной согласный делал слог закрытым. Фрикативные же не закрывали предыдущего слога, их можно было бы произнести со следующим слогом. Поэтому стечение двух взрывных устранялось в общеславянском языке Д. согласных. Это привело к возникновению чередований взрывных согласных с фрикативными: мету –мести, бреду –брести, плету – плести. Д. в просторечных произношениях: бомба – бонба, трамвай – транвай.

Упрощение групп согласных. При стечении трех или более согласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (местный), здн (праздник), стл (завистливый), стск (туристский), стц (истца), здц (уздцы), нтц (талантца), ндц (голландцы), нтск (гигантский), рдц или рдч (сердце), лнц (солнце). В словах и формах, образованных от основ чувств-, здравств-, не произносится согласный в. Почти во всех случаях упрощение приводит к выпадению зубных согласных д или т.

Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени: веду, но вел; плету, но плел и утрату суффикса –л у глаголов прошедшего времени в мужском роде после основ на согласный – нес, но несла, мог, но могла.

Исторические чередования

Исторические чередования — чередования, которые невозмож­но объяснить действующими в современном русском языке фонетическими законами. Исторические чередования когда-то возник­ли как фонетические и объяснялись фонетическими законами, но фонетические законы, по которым они возникли, давно переста­ли действовать в языке, и объяснить исторические чередования можно, лишь обращаясь к истории языка. Например, чередование согласных звуков [г]//[ж] в словах нога — ножекнельзя объяснить фонетическими законами, действующими в настоящее время, так как в современном русском языке заднеязычный согласный [г] мо­жет находиться не только перед гласным среднего ряда [а], но и перед гласным переднего ряда [э]: но[га] — но[г'э]. Такое чередо­вание можно объяснить тем, что в древнерусском языке в слове нога звук [г] находился перед гласным непереднего ряда [а], ко­торый не смягчал предшествующий заднеязычный согласный [г], а в слове ножек (в древнерусском языке — ножькъ) согласный [г] оказался перед гласным переднего ряда [ь], перед которым соглас­ные в соответствии с действующим в то время законом слогового сингармонизма должны были быть обязательно мягкими, но так как в тот период заднеязычный [г] был только твёрдым и поэтому не мог смягчаться, а сочетание твёрдого заднеязычного согласного [г] с гласным переднего ряда [ь] противоречило закону слогового сингармонизма, то происходило приспособление согласного, при­ведшее к появлению чередования [г]//[ж']. Звук [ж'] в то время (до XIV в.) был только мягким. Этот фонетический закон, называвшийся первой палатализацией (палатализация — смягчение), давно перестал действовать, поэтому чередование [г]//[ж] с точки зре­ния современной фонетической нормы позиционно не обусловлено, В процессе развития языка исторические чередования связывались с определенными морфологическими категориями и становились средством выражения грамматических значений. Например, производное прилагательное ножной и существительное но­га отличаются не только наличием у прилагательного суффик­са -н- и его отсутствием у существительного, но и чередующи­мися конечными согласными корня. Такие чередования называют еще морфологическими, они наблюдаются и в словах, возникших значительно позже прекращения действия фонетических законов, вызвавших ранее такие чередования. Так, в 20-е годы XX в. по­явился глагол раскулачивать (от существительного кулак) с чере­дованием [к]//[ч'], хотя фонетический закон, вызвавший данное чередование, давно не действует. Другой пример. У глаголов, имеющих в основе губные со­гласные, в 1-м лице настоящего времени происходит чередование [б]//[бл'], [в]//[вл'], [п]//[пл'], [м]//[мл'], возникшее вследствие со­единения губных с последующим йотом: любить — люблю и т.д. В 1-м лице настоящего времени такое чередование встречается не только у глаголов, известных с древнейшего времени, но и у гла­голов, появившихся в русском языке тогда, когда фонетический закон давно прекратил свое действие. Например, слово графить появилось в конце XVIII в., но в языке наблюдается чередование губного [ф] с сочетанием [фл']: графить — графлю.

Лекция 6. Орфоэпия

1. Понятие об орфоэпии

2.  Орфоэпические нормы в области гласных

3. Орфоэпические нормы в области согласных

4. Орфоэпические нормы заимствованных слов

5. Орфоэпические нормы в области ударения

        

Понятие об орфоэпии

Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав морфем, их реализация в различных позициях фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики ударения и интонации. При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.

Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

Традиционно в орфоэпию включаются все произносительные нормы литературного языка.

С другой точки зрения, выдвинутой М.В. Пановым, к орфоэпии относятся лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариантность в языке; этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений. Так, к законам фонетики (а не орфоэпии) относятся в русском языке произношения глухих согласных на месте звонких шумных в конце слова: зу[б] ы-зу [б], во[з]ы-во[з].

К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава и тех же морфем при отсутствии позиционных различий.

Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.

Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в 17 в. сложились основные закономерности современного русского литературного языка. В основу этого лег говор, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного и южного наречий. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в 20 в.

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения.

2.Орфоэпические нормы в области гласных

1. В современном русском литературном языке господствует иканье, т. е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме /у/, в звуке [и], точнее, [иэ]: [п'йлы] — [п'иэла], [р'эк] [р'ижа], [н'ос] — [н'иэсу], [п'атыи] — [п'иэтак]. В XIX в литературном языке господствовало эканье (оно и сейчас встречается в литературном произношении) — совпадение в той же позиции в звуке [эи] гласных фонем неверхнего него подъема: [р'эика], [н'эису], [п'эитак], но [п'ила].

2. Звуки [ш], [ж], [ц] в древнерусском языке были мягкими, и гласные фонемы после них вели себя так же, как и после парных мягких согласных. Затем [ш], [ж], [ц] отвердели, но реализация гласных продолжала сохраняться прежней. В соответствии с эканьем фонемы <о> , <а> после твердых согласных [ш], [ж], [ц] в первом предударном слоге реализовались в XIX — начале XX в. в звуке [эы]: /э/ ш[эы]сты, ц[эЬ1]на; /о/ — ш[эы]лка, ж[эЪ1]лтдк; /а/ — ш[я ры (шары), ж[эЬ1]ра (жара). В соответствии с иканьем в эту эпоху распространилось в данной позиции произношение [ыэ], совпавшее с реализацией фонемы /и/: ц[ыэ]на, ш[ыэ]л/м, ж[ыэ]ра и ж[ыэ]ла (жила), ж[ыв]ры (жиры).

Возникло противоречие в системе гласных: [ш], [ж|, [ц] -твердые согласные,но гласные фонемы вели себя после них, как после мягких согласных. Это противоречие разрешилось в пользу общей закономерности; гласные фонемы стали реализоваться после [ш], [ж], [ц], как после парных твердых согласных: в первом предударном слоге фонемы /и/, /э/ продолжают воплощаться в звуке [ыэ], фонемы <о>,<а> стали воплощаться в звуке [а9].

В настоящее время в первом предударном слоге после [ш], [ж], [ц] на месте /а/ в большинстве случаев по совре­менной норме произносится [а9]: шагать, шалить, шап­чонка, жаркое, вожака, царица и т. п. Но в нескольких словах перед мягким согласным (в одних чаще, в других реже) произносится в соответствии с прежней нормой [ы9]: жалеть, пожалей, к сожалению, лошадей, лошадям, ло­шадями, жакет, жасмин, двадцати, тридцатью. В этих морфемах ударный [а] (жалость, лошадка и т.п.) пред­ставляет фонему /а/ ,а предударный [ыэ] (жалеть, лоша­дей и т. п.) — гиперфонему /и|э/).

3. В XX в. сначала в разговорном языке, а примерно с середины века и в нейтральном стиле литературного языка на месте заударного [ыэ] в неконечном и конечном закрытом слоге распространилось произношение [э], ставшее в настоящее время господствующим: оп[ыа]ты, вымэ]л.

4.В разговорном языке на месте редуцированного 2-й
степени [у] встречается произношение [э] после твердого
согласного [иэ], после мягкого: губернатор, с[у]матоха.

5Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных. В них возможны безударные [о], [э], безударный [а] после мягких согласных и звуков, воплощающих /j/, безударный прикрытый [а] не в первом предударном слоге, ср.: дьяк он [д'jак-он] — дьякон.

 6. В некоторых сложных и сложносокращенных словах и словах с некоторыми приставками, как и в клитиках, воз­можно произношение гласных без качественной редукции: м['э]жинститутский,.В определенных фразовых условиях эти гласные могут получать побочное уда­рение.

3.Орфоэпические нормы в области согласных 

Раньше в русском языке для большинства согласных действовала закономерность: согласный, стоящий перед мягким согласным, должен быть тоже мягким. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного. Эта закономерность в наше время охватывает все новые группы согласных. Так, [н'] перед [ч'], [ш'] обычно произносится по старым нормам: бубё[н'ч']ики. Другие согласные, например губные перед мягкими заднеязычными, произносятся по новым нормам: ля[мк']и. У третьих, например у губных и зубных перед мягкими губными, равноправны оба варианта: [вб']ить, [дв']ерь. Новая закономерность проникает и в сочетания ; зубных согласных. Так, зубной перед мягким зубным обычно мягкий: мо[с'т']ик.

Произношение [ш':] в литературном языке может быть в соответствии с сочетанием фонем /сч'/, /с'ч'/, /зч'/, /з'ч'/ /пи'/, /жч'/,

Произношение [ш':] постепенно распространяется за счет [ш'ч']. В XIX — начале XX в. [ш'ч'] внутри морфемы господствовало в Санкт-Петербурге. В настоящее время и | Москве, и в Санкт-Петербурге почти исключительно произносится [ш':]: [ш':]ука, [ш':]астье.

Употребление [ш'ч'] или [ш':] на стыке морфем зави­сит от темпа речи, степени употребительности слова, силы сцепления морфем. Там, где при обычном темпе речи произносится [ш'ч]

Произношение [ж': ] встречается всего в нескольких словах, всегда в корне. Примерное распределение этих слов по снижению употребительности в них [ж':] таково: брызжет, визжать. 4. Согласные [т], [д] ([т'], [д']) между зубными или между зубным и [к] по традиционным нормам не должны произ­носиться. Но в части таких сочетаний в некоторых словах возникает и произношение [т], [д] ([т'], [д']):

1) между [с] — [с]: шес[т'] — шес[-]сот (шестьсот).

2) между [с] — [н] ([с'] — [н']): мес[т]о мёс[-]ный (ме­стный).

3) между [з] — [н] ([з'] — [н']): поз[-]но (поздно).

4) между [с] — [л] ([с'] — [л']) без [т] произносятся слова совестливый, счастливый, участливый и др.

5) между [н] — [с] перед следующим согласным обычно [т] не произносится: гигантский, декадентский и др.

6) между [с] — [к] по старым нормам, сохраняют, в разговорном языке [т] не произносится в таких словах как бороздка, громоздкий и др.

5.На месте двух одинаковых согласных букв между гласными могут произноситься долгие и краткие согласные. Внутри корня и суффикса и на стыке корня и суффикса долгие согласные чаще всего произносятся непосредственно после ударного гласного, в других положениях долгота обычно утрачивается.

6.На месте ч перед н в одних словах произносится \ч'\: вечность, точный.

На месте г перед глухим согласным произносится | к | дёгтя, ногти.

7. В некоторых словах перед гласным произносится [у], обязателен он только в слове бухгалтер. Допустимо произношение [у] в междометиях господи, ей-богу. Во всех остальных словах произносится [г], которое на конце слова чередуется с [к].                   


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!