Субъективная реальность как предмет психологической антропологии. Закономерности развития субъективности в онтогенезе




В XIX в. Антропология в понимании Л.Фейербаха есть универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний.

Из антропологического принципа берут начало философские концепции, авторы которых полагают понятие “человек” в качестве основной мировоззренческой категории и на ее основе разрабатывают систематические представления о природе и обществе. В России последователем антропологического принципа в философии былН.Г.Чернышевский. Наиболее полно и обстоятельно антропологический принцип был реализованМ.Шелеромв разработанной им философской антропологии. Он полагал, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу, что есть человек. В отличие от философских учений о человеке, в которых он анализировался как зависимая часть некоего целого (природы, общества), философско-антропологическое учение понимает человека в его тотальности и самоценности, как творческую и свобоную личность

Понятие “педагогическая антропология” в научный обиход ввел К.Д.Ушинский. Он использовал его при обсуждении вопросов о педагогической науке и практике подготовки педагогов.
Науки, изучающие физические, физиологические, душевные и духовные особенности человека, К.Д.Ушинский относил к индивидуальной антропологии. Другую совокупность антрополого-педагогических наук должны составить науки, изучающие человеческое общество с педагогической целью (социальная антропология по Слободчикову и Исаеву).становящемся в сфере образования. Соответственно, подготовка педагогов должна быть нацелена на “изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”'.

По мнению Слободчикова и Исаевав настоящее времяв психологической науке отсутствует такое направление, которое прямо ориентировано на изучение собственно человеческой психологии, она дробится тем самым на множество отдельных психологий для специфических условий жизнедеятельности человека. Например, инженерная психология исследует психические особенности взаимодействия человека с техникой, социальная психология изучает механизмы взаимодействия людей в социальных структурах и т.д. Из этих “психологий” трудно вычленить некий инвариант, невозможно составить общее представление о действительной психологии человека.

 По мнению многих учёных, сегодня существует необходимость создания особой дисциплины предметом нового направления — психологической антропологии. Освоение такой дисциплины должно дать возможностьпонимания реального индивида как в различных жизненныхситуациях, так и в совместной деятельности.
Гуманитарная парадигма в современной психологической науке отражена именно в антропологическом подходе.

Теоретический объект исследования в психологической антропологии –особый состоит в несовпадении с объектом психологической науки в ее естественно-научном варианте – психикой. Вместе с тем он давно известен в психологии под именем «душа»; «душевная жизнь», «внутренний мир человека», «индивидуальный дух» – наименования реальности,изучаемой психологической антропологией. Обозначение этой реальности – субъективность; субъективная реальность и есть подлинный теоретический объект психологической антропологии .

Содержание психологической антропологии составляет описание явлений внутреннего мира человека, выявление оснований и условий развития субъективной реальности в пределах его индивидуальной жизни, представление психолого-педагогических условий становления человека в образовании. Психологическая антропология – это учение о субъективной реальности во всей ее полноте: онтологии, строении, условиях и движущих силахразвития и закономерностях образования в интервале всей жизни. Она исследует психологию человека как целостную и развивающуюся реальность.

Центральной категорией психологической антропологии является субъективность . Субъективность выражает сущность внутреннего мира и родовую специфику человека, отличает его способ жизни от всякого другого. Субъективность есть форма бытия человека и общее обозначение его внутреннего мира . Субъективность есть факт объективной реальности; она входит в состав реальных жизненных процессов человека. Внутренний мир человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как отношение к действительности, а как отношение в самой действительности. Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека в мире, обеспечивают ему возможность сознательной постановки и достижения целей. Человеческая субъективность есть форма практического освоения мира.Само возникновение и существование субъективности обусловлено реализацией именно практических отношений человека к другому человеку, миру, обществу, истории, самому себе, овладением и сознательной регуляцией этих отношений. для субъективности невозможно указать совокупность порождающих ее внешних причин, условий, обстоятельств, ибо ее природа и специфическое отличие от других процессов и явлений объективного мира состоит именно в отношении к ним , ко всему внешнему; ее специфика состоит в самопричинении, в самообусловленности

Центральный феномен человеческой субъективности – рефлексия. По самому общему определению рефлексия – это такая специфически человеческая способность, которая позволяет человеку сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития)

Итак,по своей главной сути природа человеческой субъективностинаходит свое высшее выражение в способности к рефлексии как основополагающем механизме ее становления и развития в онтогенезе. Именно поэтомусубъективность есть самый общий принцип существования человеческой реальности, но ее конкретный (теперь уже субъектный ) способ бытия определяется характером и уровнем рефлектированности самой человеческой жизни.

Закономерности развития субъективности в онтогенезе.5 ступеней субъектности:

1) Оживление.Ребенок вместе с родным взрослым начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в семью.

2) Одушевление. Ребенок вместе с близким взрослым осваивает общения в совместных имитационно-предметных действий с реальным партнером, и изобразительно игровых действиях с воображаемым партнером. Прямохождение и речь - как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь человек впервые открывает для себя свою собственную самость («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

3) Персонализация.Вместе со взрослым подростки осваивают правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия (в науке, искусстве, религии, морали, праве). На этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии, принимает ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

4) Индивидуализация.Отделяясь от оценок окружающих, преодолевая профессионально-позиционные или конфессионально-политические детерминации своего поколения, человек становится ответственным за собственную самость, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.

5) Универсализация (выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности).

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!