Парадигма развития в системе гуманитарного знания



ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА - система тем, методов, способов осмысления, свойственная гуманитарным наукам.

Суть гуманитарности образует проблема свободы. Свобода источник творения новой реальности, откровения новых миров. Единственным пока носителем свободы является человек. Проявлением этой способности и является сознание, разум, все то, что обычно связывается с интеллектуальной, духовной деятельностью.

Носителем свободы и духовного опыта сознания является не просто человек, а личность, границы которой (временные и пространственные) определяются и задаются именно границами свободы как ответственности, т.е. вменяемости. Психосоматической основой личности до сих пор преимущественно является человек как представитель определенного биологического вида.

Важным аспектом являются условия существования человека как такового - биологической особи, сохранения психосоматической целостности: от общих условий жизни до медицинского обслуживания. Это рассмотрение может быть выделено в самостоятельный - антропологический - уровень.

Следующий уровень - культурологический: рассмотрение конкретных культур и субкультур, содержания их нормативно-ценностные системы, идентичности (включая глобальную), а также условий и совместного развития.

Специфика гуманитарного знания, его методов обусловлена специфичностью осмысления духовного опыта.

Натурализм – парадигма природной обусловленности психики человекаю

натурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек – природа». В философии натурализм определяется как система взглядов на мир, согласно которым сама природа выступает единым, универсальным принципом объяснения всего сущего.

Парадигма, наиболее характерная для советской психологии — это социоморфизм, соотношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается прежде всего, как социальный индивид; его сущность — не в природе и не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистским представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития.

Гносеологизм - это направление в философии, главным убеждением которого является то, что мир по своей сути познаваем, но знания, получаемые нами, являются не всегда абсолютно достоверными, а зависят от состояния и уровня развития общества.

Теологизм - парадигма божественного происхождения и назначения человека, понятийный строй которого раскрывается в соотношении «человек — Божество».

 

 


Общенаучные подходы в изучении психического развития

Психическое развитие - это те изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды.

Развитие - это переход организма на более высокую ступень.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Основой системного подхода является принцип системности, который описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Изучение психологами этих связей и их свойств имеет длительную историю.

Процессуально-динамические - динамика поведения, изучение его побудителей и регуляторов, функционального назначения отдельных психических явлений, т. е. исследуют временную развертку поведения и деятельности человека, место в них различных психологических структур.

Особое место в психологии занимает деятельностный подход, успешно разрабатываемый в отечественной психологии благодаря работам А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Деятельность понимается как динамическая система взаимодействия субъекта с миром; преобразуя в деятельности предметный мир, субъект изменяется сам (изменяются его сознание, личность). Развитие психики происходит через деятельность.

Субъектный подход настаивает на равноправности субъекта и объекта познания — исследование есть форма диалога двух суверенных субъектов. Основы субъектного подхода в психологии были заложены С. Л. Рубинштейном.

Антропологический подход:

Психологи́ческаяантрополо́гия — отрасль этнопсихологии.

Руссо отмечал, что антропологический подход к личности позволяет формировать чувство патриотизма в детях.

Антропологический подход в исследованиях Гегеля связан с важностью использования нравов, традиций истории для полноценного развития подрастающего поколения. Антропологический подход в понимании Гегеля - это постоянная работа над собой, желание познать красоту окружающего мира.

Сам термин появился во второй половине девятнадцатого века в России. Он был введен Пироговым, потом уточнен Ушинским. Ушинский отмечал, что полноценное формирование личности маленького человека происходит под воздействием внешних и внутренних, общественных факторов, которые не зависят от самого ребенка. Такой антропологический подход в воспитании не предполагает пассивности самого человека, отображающего внешнее действие определенных факторов. Принципы антропологического подхода формируются с учетом социального заказа общества.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!