Философия Аристотеля. Различие материи и формы. Логика и этика Аристотеля



АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Создатель силлогистики. Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис).

Шесть форм государства

+ -
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Полития Демократия

Полития – это умеренная Демократия, когда правят достойнейшие, но в процессе управления и написания законов участвуют все граждане.

Материя и эйдос (форма). Движение.

Аристотель был недо­волен тем, что, по его мнению, платоновские идеи как-то несо­причастны единичным вещам, на их основе никак не объяснить то, что происходит с вещами. Платон не обратился к первым подлинным сущностям, он оперировал вторыми сущностями. Пер­вая же сущность - это просто отдельный предмет, единичное бы­тие. Самобытное единичное бытие Аристотель называет суб­станцией. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокуп­ность субстанций, каждая из них - некоторое единичное бытие. Но что такое само единичное бытие? Как разрешить этот вопрос, на который не нашел четкого ответа Платон?

По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Приме­нительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывает­ся форма (шаровидность по отношению к медному шару). Фор­ма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Когда материя оформ­лена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что эйдос - форма - это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.

Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие {начало движения) и цель ("то, ра­ди чего"). Но и действующую причину, и целевую причину оп­ределяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи ­вещности к действительности, это основное динамическое и смы­словое содержание вещи. Здесь мы имеем дело, пожалуй, с глав­ным содержательным аспектом аристотелизма, центральный принцип которого - становление и проявление сущности, пер­востепенное внимание к динамике процессов, движению, изме­нению и к тому, что с этим связано, в частности к проблеме вре­мени.

Исходные моменты аристотелевской философии неминуемо приводят к рассмотрению последовательных стадий становле­ния оформленной материи. Существует целая иерархия вещей (вещь = материя + форма), от неорганических объектов до рас­тений, живых организмов и человека (эйдосом человека явля­ется его душа). В этой иерархической цепи особый интерес пред­ставляют крайние звенья.

Возможностно-динамическое понимание Аристотелем всего су­ществующего обусловило целый ряд весьма плодотворных под­ходов к разрешению тех или иных проблем, в частности к про­блеме пространства и времени. Аристотель рассматривал их вслед за движением, а не просто как самостоятельные субстанции. Пространство выступает как совокупность мест, каждое место принадлежит какой-то вещи. Время есть число движения; подобно числу, оно является одним и тем же для различных движений.

Логика и методология.

В трудах Аристотеля значительно­го совершенства достигла логика и вообще категориальный, т.е. понятийный, анализ. Многие современные исследователи счита­ют, что самое главное в логике сделано именно Аристотелем.

Аристотель весьма подробно рассматривает ряд категорий, ка­ждая из которых выступает у него в трояком виде: 1) как род бытия; 2) как форма мысли; 3) как высказывание. Категории, которыми особенно умело оперирует Аристотель, суть следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движе­ние (действие), пространство и время. По поводу каждой из этих категорий Аристотель формулирует множество ценных идей, которые и поныне привлекают внимание исследователей.

Но Аристотель оперирует не только отдельными категория­ми, он анализирует высказывания, взаимоотношения между ко­торыми определяются тремя знаменитыми законами формальной логики.

Первый закон логики - закон тождества (А есть А), т.е. по­нятие должно употребляться в одном и том же значении. Вто­рой закон логики - закон исключенного противоречия (А не есть не-А). Третий закон логики - закон исключенного третьего (А или не-А истинно, "третьего не дано").

На основе законов логики Аристотель строит учение о сил­логизме. Смысл сил­логизма состоит в том, что в нем два крайних термина SиР со­единяются посредством третьего М, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством во­обще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.

Аристотель весьма четко раскрывает содержание знаменито­го сократовского диалогического метода. Диалог содержит: 1) по­становку вопроса; 2) стратегию задавания вопросов и получения ответов на них; 3) правильное построение умозаключения. Од­нако сама по себе логика не дает знания эйдосов, общих прин­ципов. Отыскание первых начал дело не логики, а философии (метафизики), т.е. осуществляемого в ее рамках умопостиженияэйдосов. Философское творчество, по Аристотелю, нельзя втис­нуть в рамки логики.

Общество. Этика.

В своем учении об обществе Аристотель бо­лее конкретен и дальновиден, чем Платон, вместе с последним он считает, что смысл жизни не в удовольствиях, как считали гедонисты, а в совершеннейших цели и счастье, в осуществле­нии добродетелей. Но вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармо­ничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Этику в целом Аристотель определяет как практи­ческую философию.

Аристотель связывает определенное государственное уст­ройство с принципами. Принцип аристократии - добродетель, принцип олигархии - богатство, принцип демократии – свобода и нищета, в том числе духовная. Аристотель рассуждает весьма фундаментально, в этом сила его философских размыш­лений. Что же касается его собственных предложений (он вы­сказывается в пользу монархии и политии), то на них лежит печать принадлежности Аристотеля к городу, государству, по­лису.

Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцирован­ную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.

Билет № 18


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!