Подходы к обществу в философии. Формирование теории общественного договора



Человеческое общество - одно из самых сложных из известных науке явлений действительности Вопрос, почему возникает общество, по каким законам он развивается, чем одно общество сменяет другое, волновала мыслителей всех времен и народов.

Термин"общество"- понятие многозначное Его можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле В узком смысле он имеет следующие значения:

1) общество как совокупность общественных отношений Известно, что общественные отношения - это то специфическое, что отличает социальные образования от других систем материального мира и каждое общество является не простым то совокупностью людей, а представляет собой единую систему социальных отношений, целостный социальный организм, развивающийся в определенной степени независимо от других социальных организмов;

2) общество как определенный этап человеческой истории (первобытное общество, индустриальное общество, информационное общество и т.д.);

3) отдельное, конкретное общество, является самостоятельным субъектом истории (украинское общество, американское общество и т д)

Общество в широком смысле - это обособленная от природы часть материального мира, представляет собой исторически развитую форму жизнедеятельности людей, основой которой является человеческий труд, общественное производство Иначе говоря, это все человечество в целом, то есть вся совокупность общественных организмов, существовавших и существующих на нашей планете.

Общество изучает множество наук: социология, история, археология, история государства и права и многие другие, каждая из которых имеет свой аспект изучения общества Имеет такой аспект и философия Социальная философия при изучении общества акцентирует внимание на сущности и закономерностях развития общества, в целях, движущих силах, содержании и направленности исторического процесса Социологию же в основном интересует социальная структура общества, т.е. способ организации и связи элементов общества в единый организм, история изучает развитие материальной и духовной жизни общества в разные исторические периоды.

Социальная философия под понятием"общество"подразумевает продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на основе интересов и договора Понятие"общество"- шире, чем понятие общность, поэтому не всякая общность является обществом.

Понятие"народ"означает общность людей, связанных, прежде всего, происхождению, языку, культуре и, как правило, определенной территорией Под понятием"нация"подразумевают форму организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанных государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей Государство же представляет собой продукт исторического развития человеческого общества, форму организации жизни народов и наций, основанную на праве и законе.

Итак, когда возникло общество и что оно представляет собой? и организмами были первобытные племена, потом рабовладельческие государственные образования Древнего Востока, созданные людьми в плодородных долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы Отсюда можно сделать вывод, что переход человечества от общинной формы существования в общества состоялся более 5 тысяч лет.

Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в эпоху рабовладения Общество, как и отдельный человек, сквозь призму данной модели в системе общего мирового (Божия) порядка - космоса (Бога), что является источником и первоосновой всего сущего Стихийная реализация исторической необходимости порождала и поддерживала в л иудей уверенность в существовании судьбы, в Божьей обусловленности существующих отношений, порядков, а также всех изменений, происходящих Поэтому Бог (космическое) первоисточник существования общества и действующих в нем законе в и моральных норм - основная тема древних мифов.

Если религиозно-мифологическая концепция возникла на почве античной философии, то теологическая концепция зародилась в недрах схоластической философии, философии Средневековья Античная философия, несмотря разноречивости во взглядах ее представителей на общество, имела космологический характер, поскольку тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и общество, была природа (космос) Средневековое же мышление было теоцентрично.В наиболее полном виде эта концепция получила развитие в учении Аврелия Августина, а позже Фомы Аквинского Августин считал, что вся история определяется Божьей волей, а все недостатки поясняются первородным грехом Адама и Евы Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей вечно принципу общественной жизни, а разделение на сословия установлен Богом.

В Новое время распространилась натуралистическая концепция общественной жизни, представителями которой были Исаак Ньютон, Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и др., хотя первые натуралистические идеи можно найти ты в сочинениях древнегреческих философов. Демокрит высказывал мнение о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, Аристотель же выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей.

В отличие от натуралистической концепции идеалистическая модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни на самодостаточную субстанцию?Так идеалистическое понимание истории возникает в результате абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии.

Вершиной объективно-идеалистической модели понимания общества являются взгляды Гегеля, высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества По Гегелю, история движется вперед не я как стихийный процесс Она состоит из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои способности и эгоистические цели Однако вследствие действий людей, которые заботятся о своем интересе, возникает что-то новое, что отличается от их первоначальных замыслов.

Процесс социализации человека осуществлялся в первую очередь в процессе труда, навыки к которой постоянно совершенствовались, передавались от поколения к поколению, образуя таким образом вещественно-фиксированную "культурную"традицию Труд, стимулируя людей к совместной деятельности, обусловила возникновение и развитие различных видов общения, возникновения членораздельной речи, образования производственных отношений Таким образом, труд и производственные отношения, возникшие на ее основе, являются главными материальными силами, которые привели к появлению и совершенствованию собственно человеческой формы существования.

Все современные социально-философские и социологические концепции человека и общества так или иначе рассматривают его как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе удовлетворения их потребностей Например, одна из самых известных концепций общества, создана Максом Вебером (1864-1920), называется интерпретацией социального действия главной идеей веберовской концепции, и всей его социологии, является обоснование возможности максимально рационального поведения, что проявляется во всех сферах человеческих взаимоотношений.

Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Джон Локк (1632 - 1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в известной работе "Два трактата о правлении" по поводу того, что "с государствами происходит одно и то же, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют никакого представления о своем рождении и младенчестве", Локк вместе с тем обстоятельно развивал идеи относительно того, что " объединение в единое политическое общество" может и должно происходить не иначе, как посредством "одного лишь согласия". А это, по мнению автора, и есть "весь тот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство или его создающими".

Вопрос о том, что собой представляет Общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) и особенно в его знаменитом труде "Об Общественном договоре". Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".

Рассматривая государство как продукт Общественного договора, порождение разумной воли народа, а точнее - человеческим учреждением или даже изобретением, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все силы. В результате "для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого". Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось "гражданской общиной". Позднее - "Республикой или Политическим организмом". Члены этого политического организма называют его "Государством, когда он пассивен, Суверенитетом, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными". Государство рассматривается Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право. Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления ибо, согласно Общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо".

Народ, рассуждает мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.

Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда "хотят быть неограниченными". Хотя им издавна твердили, что "самое лучшее средство стать таковыми - это снискать любовь своих поданных", однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки".

Таким образом, у любого правителя всегда сохраняется свой собственный, отличающийся от народного, интерес и соблазн сосредоточения в своих руках как можно больше государственной власти. Последнее же приводит не только к тому, что "расстояние между государем и народом становится слишком велико и государству начинает недоставать внутренней связи", но и к тому, что в политическом режиме устанавливаются признаки открытого игнорирования прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих условиях, как следует из Общественного договора по Руссо, народ может реализовать свое естественное право на сопротивление.

Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1047; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!