Наука и техника как предмет философского осмысления



В ХХ в. в условиях высокого уровня развития науки и техники раскрылись принципиально новые аспекты их связи с различными сферами человеческой жизнедеятельности, с шагом истории, с природой человека, а вместе с тем по-новому встали существенные проблемы человеческого бытия. Предметом исследования философии науки и техники являются системные аспекты взаимосвязи между наукой и техникой, их влияние на другие явления развития общества и человеческой жизнедеятельности.

К главным проблемам философии науки и техники относятся:
Что такое техника?
Что такое наука?
Каковы их природа и истоки?
Как взаимодействуют наука и техника?
Как наука и техника связаны с проявлениями сущностных сил человека?
Как наука и техника влияют на изменения человеческого мировоззрения и самосознания?

Философия как специфическая область философского знания зародилась на Западе более ста лет назад и получила "второе дыхание" в эпоху бурного научно-технического прогресса. Она призвана дать философский синтез знаний о технике и разработать методологию ее исследования.

Прежде всего, в разные исторические периоды в термин "техника" вкладывался различный смысл в зависимости от значимости функций человека и техники в трудовом процессе. Под техникой начинают понимать не только искусство работника, но и средства его труда. С переходом в начале ХХ века к крупному машинному производству, когда мастерство рабочего отступила на задний план, под техникой стали понимать материальные средства труда. Сейчас, когда техника внедрилась буквально во все сферы человеческой деятельности, ее понимают более широко, как искусственно созданные средства человеческой деятельности.

Подлинным родоначальником философии техники считается немецкий философ Эрнест Капп (1808-1896). Не удовлетворившись гегелевской философией, он начинает материалистически перерабатывать наследие Гегеля на базе антропологической концепции Людвига Фейербаха (1804-1872). Капп был первым, кто сделал смелый шаг, - в заголовке своей работы он соединил вместе два понятия, которые раньше казались несовместимыми - "философию" и "технику". В центре его книги "Основные направления философии техники" лежит принцип органопроекции: человек во всех своих творениях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий. Теория органопроекции Каппа получила дальнейшее развитие в исследованиях французского социолога и философа Альфреда Эспинас, немецкого философа Фреда Бона, который рассматривает технику как средство достижения человеческого счастья.

Важный вклад в развитие отечественной философии техники внес русский инженер-механик Петр КлиментьевичЭнгельмейер. Его доклад на IV Международном конгрессе по философии в 1911 г. в Болонье был посвящен обоснованию права философии техники на существование как особого важного направления науки.

В течение ХХ века происходило дальнейшее развитие философии. Вспомним о концепции техники и технического творчества П. Энгельмайер, а также хорошо известные нам работы "Человек и машина" Н. Бердяева, "Обвинения машины" В. Мунье или концепцию техники К. Ясперса.

Выдающийся русский философ Бердяев, рассматривая феномен техники, приходит к выводу, что человечество стоит перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с ней завязана именно возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху ведет культуру к гибели. Техника стремится овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомата, поработить его. Отсюда начинается новая зависимость человека от природы, от новой природы, технически - машинная зависимость. Машина имеет огромное не только социологическое, но и космологическое значение, и она ставит с необычайной остротой проблему судьбы человека к природе, личности к обществу, духа к материи, иррационального к рациональному. Бердяев утверждает, что технизация духа, технизация разума может легко представиться гибелью духа и разума. Следовательно, невозможно допустить автономию техники, предоставить ей полную свободу действия, она должна быть подчинена духу и духовным ценностям жизни, как и все. Но дух человеческий справится с грандиозной задачей в том лишь случае, если он не будет изолирован и не будет опираться только на себя, если он будет соединен с Богом.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!