Генезис философского мышления Нового времени. Основные характеристики эпохи



Данная философия возникла в Европе в XVII-XVIII веке, во время буржуазных, промышленной и научной революций в странах Европы. В это время происходит бурное развитие естествознания, механики, математики, астрономии, медицины связанно с мореходством, развитием военного дела. Ученые: Коперник, Кеплер, Галилей, Декарт, Лейбниц. Происходит смена ручного труда машинным производством. Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных знаний, разработки общей методологии познания, появляется множество оригинальных философских систем.

Основные представители: Декарт Рене, Френсис Бэкон, Спиноза Бенедикт, Гоббс Томас.

Рене Декарт (1596-1650)- родоначальник рационализма (дедуктивный метод познания) Нового времени, представитель дуализма (материя, обладающая протяженностью, сознание, то, что обладает способностью мыслить).

Френсис Бэкон (1561 – 1626)- родоначальник эмпиризма (в противоположность рационализму, индуктивный метод познания), материалист. По его мнению, существует 2 метода познания: эмпирический, догматический.

Спиноза Бенедикт (1632-1677)- представитель материалистического монизма, рационализма. Выдвинул идею протяженной и мыслящей субстанции (Бог-Природа).

Для философии Нового Времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В процессе решения этих проблем возникли два основных направления – эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Рационализм – один из философских источников идеологии Просвещения.

Декарт признавал существование 2-х субстанций:1.Духовная субстанция.2.Материальная субстанция. Материи, обладающей атрибутами протяженности, и духа, атрибутом которого является мышление.Материя – бесконечная вселенная, которая состоит из капсул, делимых до бесконечности. Декарт наделил материю самостоятельной силой и рассматривал движение как проявление жизни материи, которая представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия. Критиковал схоластику и теологию с позиции рационализма. Декарт открыл важнейший метод научного мышления – индуктивный. Учение Декарта о материи/телесной субстанции – отождествляет материю с протяжением. Субстанция – вещь которая не нуждается для своего существования ни в чём кроме самой себя, следовательно субстанцией является Бог. Мир делится на духовные и материальные субстанции. Духовные субстанции неделимы. Основные атрибуты – мышление и протяжение. Главным атрибутом материальной субстанции является протяжение. Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой.

Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), социальное назначение науки выразил предельно четко и лаконично: «Знание - сила». Цель науки увеличивать власть человека над природой. Для ее достижения наука должна постигать истинные причины явлений. Поэтому вся прежняя схоластическая наука должна быть коренным образом перестроена. Бэкон стоит на позициях эмпиризма, но в то же время критикует односторонний эмпиризм, который, по его мнению, подобен пути муравья, поскольку эмпиризм бессистемно собирает знания и не способен к их теоретическому обобщению. В то же время Бэкон критикует рационализм т.к. рационалист подобно пауку ткет паутину знания из самого себя. Наилучшим путем, по мнению Бэкона, является путь пчелы, поскольку, во-первых, прежде чем приступить к собиранию элементарного материала, ученый ставит перед собой определенную цель и, во-вторых, идя по этому пути, Бэкон способен превратить данные, полученные в результате наблюдения в теорию. Как и другие представители эмпиризма, Бэкон считал, что наиболее плодотворным для научного исследования является метод индукции, однако при этом сам Бэкон понимал, что полная индукция невозможна.

Вместе с тем, Бэкон утверждал, что для того чтобы достичь истинного знания, нужно преодолеть те заблуждения, которые возникают у человека в процессе познания. Он называет эти заблуждения призраками (идолами) и выделяет 4 вида призраков.

1) Призраки рода – те заблуждения, которые характерны для всех людей и обусловлены как устройством органов чувств, так и деятельностью ума.

2) Призраки пещеры – эти заблуждения обусловлены телесной организацией человека, его психическими особенностями, особенностями воспитания и жизненного пути.

3) Признаки площади или рынка – те заблуждения, которые возникают у людей, поскольку они употребляют слова. Бэкон утверждал, что границы мира человека – это границы его языка, а также он утверждал, что человеку только кажется, что разум управляет словами, на самом деле, слова управляют разумом.

4) Призраки театра, под которым Бэкон понимает те заблуждения, которые возникают у людей, потому что они следуют устаревшим теоремам. Этот вид призраков связан с критикой Бэкона средневекового догматизма, поскольку Бэкон утверждал, что истина – это дочь времени, а не авторитета.

Билет № 22


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2068; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!