Основные характеристики и особенности классического периода античной философии
Вершина развития античной философии, а именно классический период, приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города‑государства ‑ полисы.
Благодаря трём самым выдающимся представителям классической греческой философии ‑ Сократу, Платону и Аристотелю ‑ Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески‑ политическую и логико-этическую систему; Аристотель ‑ науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.
Основные характеристики классического периода античной философии:
· меньше уделяется внимания поиску первоначала;
· мысли об участие богов и идей в создании природы и Космоса;
· идеалистическая версия происхождения;
· начало спора между материализмом и идеализмом;
· интерес к проблеме человека, общества, государства;
· переход от декларативно-догматического метода философствования к диалогическо-доказательственному;
· философы данного периода внесли значительный вклад в развитие логики;
· была введена практическая философско-просветительская деятельность.
Философские школы классического периода античной философии: платоники, киники, Мегарская школа, киренаики, Элидо-Эритрийская школа.
|
|
Русский космизм.
Русский космизм — оригинальное направление в философии конца 19 — начала 20 вв. Можно подразделить на два направления: теологическое (Н.Федоров, П. Флоренский, В. Соловьев) и естественно-научное (Циолковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.). Основная идея данного философского направления заключается в том, что человек – это космопланетарный феномен, утверждается единство человека и космоса. В русском космизм возрождается космоцентризм древних греков. Учение Совьева о всеединстве стало одним из исходных моментов формирования русского космизма. Представителей этого глубоко своеобразного течения объединяет понимание человека как существа незавершенного, проективного, способного преодолеть свою несовершенную природу.
Открыл страницу «русского космизма» Н.Ф. Федоров. Он осуществил синтез двух направлений философского поиска: антропоцентризм и космизм, пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия. Его философию можно считать космически-утопической. Он мечтал о переустройстве мира на основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и наметить основные объекты преобразования.
|
|
Основные положения «философии общего дела»:
1) ключевая идея его философии — идея регуляции, т.е. управления природными процессами, которая включает в себя внешний и внутренний аспекты. Внутренняя регуляция (психофизиологическая) — управление природными силами в нас самих. Внешняя регуляция: метеорическую (управление атмосферными процессами), б) планетарную астрорегуляцию — превращение Земли в космический корабль («земноход», по терминологии Федорова), в) всеобщая космическая регуляция.
2) проблема жизни и смерти. Одним из главных вопросов в философии Федорова рассматривается вопрос жизни и смерти. Для реализации идей космизма необходима длительная человеческая жизнь. Человек смертен, пока он раб природы. Установив господство над природой, человек побеждает смерть. Более того, Федоров ставит задачу воскрешения прародителей (идея «патрофикации»). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды.
3) Идеализация патриархально-родственных отношений: именно патриархальная семья, где основной целью является укрепление связи с родителями станет проводником на пути к «общему делу».
|
|
4) Неприятие христианства в его традиционном виде. Утверждал, что ни в одной религии нет такого противоречия между идеями и фактами, как в христианстве, т.к. в столице христианства крест – орудие позорной казни, сделался предметом благоговейного почитания; но казни тем не менее не уничтожились, потому что не уничтожились преступления.
Философия Федорова носит социально-утопический характер, а также имеет элементы мистики. Но, несмотря на это, ей присущ жизнеутверждающий пафос. Главная цель философии общего дела — воссоздать нарушение единства мироздания, распавшуюся связь времен, цельность человеческой души. Осуществить это возможно через преодоление разрыва между человеком и природой, через оживление умерших, пробуждение к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых.
Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Она воплотилась в учении Вернадского, Циолковского, Чижевского. Общей идеей для них было то, что необходимо создавать «новую природу» на основе разума, науки. Это новое состояние было охарактеризовано Вернадским как «ноосфера», т.е. сфера разума. В ней природные и социальные законы составляют неразрывное единство. Циолковский провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во Вселенной одной субстанции — материи в ее бесконечном разнообразии. Смерть человека есть лишь разрушение тела, сознания и памяти; составляющие человека атомы бессмертны как элементарные живые существа, впоследствии будут входить в состав других жизненных форм. Еще один замечательный русский ученый Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями социальной жизни. «Жизнь, — утверждал он, — явление более космическое, нежели земное». Работы Чижевского получили мировое признание. В 1939 г. его выдвинули на соискание Нобелевской премии «как Леонардо да Винчи ХХ века».
|
|
Билет № 25
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3584; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!