Развитие социально-философских идей в эпоху Возрождения
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469— 1527) и Франческа Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственны деятель Никколо Макиавелли.
Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) — воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования. Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, ЧезареБорджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия — «макиавеллизма». Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного.
|
|
Билет № 14
|
|
Философская антропология. Человек как философская проблема.
Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений.
Изучением проблемы человека занимается философская антропология. Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX– ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.
В античной философиичеловек рассматривался с позицийкосмоцентризма– как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежитСократу: он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений, определил сущность человека как единство тела и души.Аристотельвпервые определил социальную сущность человека («человек – политическое животное»).
В средневековой философиисложилсятеоцентричный подходк проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала: духовное – возвышенное, данное свыше, и телесное – низменное, земное.Августин Аврелийпредставлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека.Фома Аквинскийрассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.
|
|
В философии эпохи Возрождениячеловек рассматривался с позицийантропоцентризма– как центр мироздания, как венец эволюции природы и как деятельное, разумное существо.
В философии Нового временивысшей ценностью бытия провозглашается человеческийразум. Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.
В философии марксизмасложилсядеятельностныйподходк пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается коллективная трудовая деятельность. Труд рассматривается как основа формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.
|
|
Русская философиявсегда носилаантропоцентрический характер: тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой для русских мыслителей. Судьба человека рассматривалась русскими мыслителями в неразрывной связи с судьбой всего человечества и мира в целом. Человек понимается не как безличный элемент в мировом процессе, а как творческое существо, его великая миссия – установить в мире гармонию. Особое место проблема человека занимала в русской философии2-й половины XIX – начала ХХ вв. Вфилософии всеединстваВ.Соловьевасложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. Врелигиозном экзистенциализме Н.Бердяевачеловек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, сущность человеческой личности – свобода и творчество, которая реализуется только в общении с другими людьми.
В западной философии ХХ в. большинство трактовок человека носит иррациональный характер.
В«философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.
В философии экзистенциализмаподлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.
Представители философии психоанализасущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.
В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.
Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.
В философии постмодернизмачеловек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.
Современная философияхарактеризуется возрастанием интереса к проблеме человека. Основная тенденция современного подхода к проблеме – поиск целостной, интегральной концепции человека. Среди причин повышенного внимания к проблеме человека можно назвать следующие:
- бурное развитие наук, что, с одной стороны, предоставляет новые данные о человеке и его возможностях, а с другой – показывает ограниченность естественнонаучного подхода к изучению человека;
- трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество, что повышает роль человеческой индивидуальности, творческой деятельности;
- демократизация общества и развитие свободы личности;
- появление новых проблем, связанных с развитием человеческой цивилизации, духовный кризис общества, что обострило внимание к вопросам смысла жизни человека и т.д.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 816; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!