Диалектический метод Сократа



Для обоснования своих взглядов Сократ пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно - диалектикой, искусством диалектического спора. Диалектика - метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия означает рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет собой это явление, то есть к определению его сущности. Так как познание по Сократу – это преимущественно самопознание, извлечение знаний, то вначале нужно «очистить» разум от всего лишнего и начать путь познания с признания «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ использовал два вида извлечения знаний. Первый вид - это ирония - в споре старался обескуражить собеседника неожиданными вопросами, которые приводят собеседника в противоречие с самим собой, чтобы ум начал искать истинное решение вопроса. Второй вид - майевтика, сущность майевтики в том, чтобы помочь обрести новое познание, как основу истинной нравственности. "Сократический" метод - обнаружение истины путем спора: метод последовательно задаваемых вопросов. Цель - через приведение собеседника в противоречие с самим собой, шаг за шагом подводить его к истине. Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования еще называется майевтика - повивальное искусство. Главной целью метода Сократа являлось обнаружение нравственной основы отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция (движение мысли от частного к общему). Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей нравственной основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией (определением). Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной диалектики).

Билет № 13

Рационализм, эмпиризм и сенсуализм в гносеологии.

Философия Нового времени охватывает период XVII— XVIII вв. В центре внимания философии Нового времени - теория познания (гносеология).

В это период появилась постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм(от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) это учение в гносеологии, признающее ощущения и восприятие единственным источником достоверного познания, то есть решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сенсуалистами были Дж.Локк, Дж. Беркли, Д.Юм и др.

Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом (греч. empeiria - опыт) одно из важнейших направлений в теории познания в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, т.е. все знания обосновываются в опыте, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового. Среди эмпириков следует назвать, прежде всего, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Э.Б. де Кондильяк

Рационализм(лат. ratio – разум)–учение, признающее разум единственным источником познания. Ученые стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений. Такие взгляды развивали Р. Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза и др.

Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.

Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию– движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается надедукцию– движение мысли от общего к частному.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1069; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!