Различие между гедонизмом, эвдемонизмом и утилитаризмом



Гедонизм и эвдемонизм являются ценностными (аксиологическими) и психологическими учениями, делающими утверждения относительного того, что является ценным и к чему стремятся существа. Обе доктрины оценивают только психологическое состояние человека или иного существа (насколько оно удовлетворено или счастливо) и не высказывают моральных суждений о взаимных поступках людей. Гедонизм и эвдемонизм сами по себе не являются моральными системами. Гедонист может быть как эгоистом (заботящимся только о собственном удовольствии), так и альтруистом (заботящимся об удовольствии всех существ). В отличие от них, утилитаризм является полноценной моральной системой.

Различают этический (более строго — аксиологический) и психологический гедонизм и эвдемонизм. Этический гедонизм/эвдемонизм есть предписательное учение: о том, к чему следует стремиться каждому существу. Психологический гедонизм/эвдемонизм есть описательное учение: о том, к чему они на практике стремятся. Различие между этими доктринами укладывается в принцип Юма.

Утилитаризм является моральным учением на базе гедонизма/эвдемонизма и консеквенциализма. В отличие от гедонизма/эвдемонизма, он всегда является только предписательным, а не описательным, учением. Утилитаризм утверждает, что каждый человек должен стремиться поступать так, чтобы максимизировать удовольствие/счастье всех существ, которые способны его испытывать. Любой утилитарист является гедонистом или эвдемонистом, но обратное неверно.

41. Утилитаризм действия и утилитаризм правила.

Утилитаризм правила

(rule-utilitarianism)

- Утилитаризм, который при выборе поступка предписывает определять, какой набор конкретных правил, будучи принятым в обществе, обеспечит максимизацию пользы, а затем руководствоваться этими правилами.

Пояснения:

Это направление является доминирующей формой современного Утилитаризма.

Утилитаризм действия

(actutilitarianism)

- Утилитаризм, который предписывает каждому человеку в условиях выбора руководствоваться стремлением получения наибольшего счастья для наибольшего числа людей, вовлеченных в ситуацию поступка.

Пояснения:

Утилитаризм действия продолжает традицию классического Утилитаризма.

Критики Утилитаризма действия указывают, что такое основание выбора может противоречить взятым ранее обязательствам или принятым долгосрочным жизненным планам.

42. Утилитаризм и взяточничество.

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.Утилитаризм -это теория этики, утверждающая, что какое-либо действие правильно, если оно приносит или имеет тенденцию приносить наибольшее добро для наибольшего числа людей, на которых распространяется влияние этого действия. В противном случае указанное действие неправильно.

Взяточничество. Взятку используют для манипулирования людьми посредством приобретения влияния. Взяточничество определяют как «предложение, дачу, получение или вымогательство чего-то ценного с оказания влияния на действия лиц, выполняющих должностей.

43. Деонтологический подход к этике.

Деонтология или деонтологическая этика (от др.-греч. δέον «должное») — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. При вынесении оценки совершённому

действию деонтология руководствуется его соответствием или несоответствием определённым правилам. Иногда её называют этикой долга или долженствования, либо этической системой, основанной на правилах поведения, поскольку именно они лежат в основе понятия долга.

Поскольку суть деонтологической этики заключается в том, что действие важнее, чем последствия, то она обычно противопоставляется консеквенциализму, этике добродетели и прагматической этике.

Деонтологический (с точки зрения долга) подход имеет две разновидности:

1) с позиции моральных прав (прав человека);

2) с точки зрения справедливости.

Деонтология – раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного, т.е. всего того, что выражает требования морали в форме предписаний. Типичный подход с точки зрения долга получил свое выражение в трудах немецкого философа И. Канта. Для человека, осознанно или неосознанно (что встречается довольно часто) разделяющего взгляды И. Канта на мораль, быть нравственным означает то же самое, что быть разумным. Человека никто не может заставить быть разумным, точно так же как быть нравственным. Основу нравственности надо искать в человеческом разуме. Для того

чтобы представить себе, какие требо­вания предъявляет нам мораль и что значит быть нравствен­ным, необходимо уяснить, что значит быть разумным и како­вы важные свойства разума. Таких важных свойств три.

Первое свойство – это присущая разуму логическая последовательность. Нравственные поступки поэтому не должны быть внутренне противоречивы и не должны вступать в противоречие друг с другом.

Второе свойство – универсальность разума, его всеобщность: разум един для всех, поэтому то, что разумно для меня, разумно для всякого другого, и наоборот.

Третье свойство – разум не зависит от опыта, его истин­ность не основывается на опыте, он, как говорят философы, априорен, поэтому нравственность действия не зависит от его последствий.

44. Иудейско-христианская мораль.

В Иудейско-христианской этике мораль традиционно понималась как некоторого рода закон. Моральные обязательства и правила – есть нечто, положенное человеку от Бога. Это ярко иллюстрируется библейски рассказом о происхождении десяти заповедей. Этим иллюстрируется представление об этике как о чем-то навязанном человеку, почти против его воли, некой внешней силой или авторитетом.

45. Разум, долг и нравственный закон.

Категори́ческийимперати́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы

метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788).

По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.

Таким образом, моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа:

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом».

Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке:

«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным.

В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, т.е. внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга.

Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – самое высшее, чего может достичь конечный практический разум.

46. Неабсолютные обязанности, особые обязанности и нравственные идеалы.

Особую группу обязанностей составляют обязанности, которые возникают из деликтных правоотношений - деликтные обязанности - то есть это те, которые возложены на гражданина в связи с его противоправным поведением и заключаются, собственно, в обязанности субъекта претерпеть определенных ограничений своих прав и свобод в качестве наказания (не в уголовном его смысле) за совершенный проступок.

Абсолютные обязанности - это те обязанности, которые возложены на гражданина в сфере государственного управления и выполнение которых не зависит от каких-либо обстоятельств, поскольку обусловлено нормами действующего законодательства. К таким обязанностям можно отнести: общий долг соблюдать закон, платить налоги, не наносить вред природе, культурным и историческим памятникам, а также немаловажен обязанность не злоупотреблять своими правами, тем самым нарушая права других субъектов .

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека. В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности. Содержание нравственного идеала изменчиво и отражает потребности, устремления людей, живущих в разные исторические эпохи.

47. Права и справедливость.

Право (jus) и справедливость (justicia) неразрывно связаны друг с другом, и не только этимологически – и право, и справедливость выполняют оценочную функцию. Право любого государства и международное право не могут игнорировать соображения справедливости, в отношении которых в обществе имеется устоявшееся согласие большинства. Хотя правомерное поведение и может являться несправедливым, а неправомерное поведение – справедливым, все же право должно стремиться к единству с превалирующими в обществе представлениями о справедливом – в противном случае эффективность действия правовых норм значительно понизится. «Мысль о справедливости придает праву богатую содержательную окрашенность, гибкость и динамику; она подпитывает критическое восприятие конкретного права, но удерживает правовое существо от нигилизма».

48.Моральная ответственность.

Моральная ответственность – выражение способности личности своими силами справляться со своей деятельностью, действиями и поступками. Во все времена такой тип ответственности имел большое значение, но в период кризиса и в условиях преобразования общества моральная ответственность для каждого человека приобретала особый смысл.

Моральная ответственность играет важную роль во всех сферах личности – культурной, политической, хозяйственной, семейной. В первую очередь любая ответственность влечет за собой понимание моральных норм и принципов.

49.Оправдывающие обстоятельства.

Сознательность и добровольность иногда заменяют одним словом – преднамеренно.Т.е. действие совершать никто не принуждал, у человека был выбор, он знал, что делает и сделал это умышленно.Человек также несет ответственность за то, что не сделал того, что морально обязан был сделать.Поскольку существуют разные степени преднамеренности, то существуют разные степени ответственности.

Моральная ответственность может быть разными способами уменьшена или смягчена.Обстоятельства, уменьшающие нравственную ответственность – называются оправдывающими обстоятельствами.

Они возникают в трех случаях:

- Когда они препятствуют возможности совершения действия. Мы не можем нести ответственности за совершение неосуществимого действия.

- Когда они исключают или преуменьшают необходимые для его совершения знания. Здесь есть два оправдывающих обстоятельства:

Извинительная неосведомленность. Мы не можем знать всех последствий наших действий, а отвечаем за самые непосредственные и очевидные последствия, которые поддаются обоснованному предвидению.

Глубокое невежество, которое мы не в состоянии преодолеть.

Никто не вправе от нас требовать знания того, что нам знать невозможно.

- Когда они исключают или ограничивают для его совершения свободу.

Отсутствие альтернативных решений.

Отсутствие самоконтроля.

Внешнее принуждение.

Внутреннее принуждение.

50. Исполнительная и функциональная моральная ответственность.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Зависит она от ряда обстоятельств:

от самостоятельности совершаемого действия, причем наличие принуждения и даже угроза личной безопасности не снимает ответственности с человека; от значимости совершаемого деяния для судеб других людей (в экстремальной ситуации, когда от принятого решения может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время); от масштаба принимаемых решений, в зависимости от того, идет ли речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства; от влиятельности, авторитета, общественного положения или должности личности, принимающей решения.

51. Экономические модели и игры.

Обратимся теперь к игре в «экономике». В одной системе мы имеем рабов и хозяев. В другой мы видим богатых собственников промышленных предприятий и фабричных рабочих. Еще в другой мы имеем комиссаров и рабочих. Если каждую из этих систем рассматривать как разновидность игры с ее собственными правилами, можно показать, как она функционирует. Если каждую из них, взятую в целом, считать моделью, то можно ее описать во всех подробностях. Можно определить место и роль в экономике каждого человека. Можно показать, как цены повышаются и падают, как предложение покрывает или не покрывает спрос и как это сказывается на ценах; что происходит, когда налоги возрастают, когда сокращается денежная масса или когда повышаются процентные ставки; как можно обеспечить полную занятость. В нашей модели все это можно показать с известной степенью точности, вероятно, можно также достаточно точно предсказать, как среагируют некоторые сектора экономики на какие-то действия в других ее секторах. При таком подходе «экономике» — это не нечто такое, чему можно дать моральную оценку. Это игра.

Каждую систему можно смоделировать. Но модели не являются моральными или аморальными точно так же, как большинство игр не являются ни моральными, ни аморальными.

Часто «экономике» изучают так, будто она ничего общего не имеет с людьми, будто она представляет собой просто изучение абстрактных категорий — предложения и спроса денег, цены и прибыли. В конечном счете, однако, экономические системы — это механизм, с помощью которого осуществляются связи между людьми. Эти связи опосредствуются через деньги и товары, цены и заработную плату, предложение и спрос. И все эти связи — это в конечном счете способы изображения того, как люди взаимодействуют друг с другом.

52.Капиталистическая модель.


По мнению Эдварда Фримана, 'подъем капитализма на Западе, индустриальная революция, появление социализма и марксизма фундаментально изменили отношения между бизнесом и этикой. Марксистская критика индустриального мира девятнадцатого столетия поставила вопрос о моральной природе доминирующей бизнес-системы. Рабочее движение сделало этот вопрос реальным как для собственников, так и для рабочих, часто насильственно смягчающих это различие.

В наше время значимой фигурой стал американский либерал Джон Роулз, выдвинувший тезис о справедливости как честности. Справедливость предстает у него не только как высшая 'добродетель власти'9, но как добродетель всех людей в обществе, и в особенности - обеспеченных слоев. Представители утилитаристской этики говорят, что моральный аргумент применять нельзя, ибо при этом вы претендуете на свою собственную непогрешимость. Роулз исходит из абсолютной моральной добродетели в американском обществе. Добродетели, не зависящей ни от чего, полностью автономной, - честности (люди, конечно, и там не всегда честны, но уличенный в нечестности человек подвергается остракизму). Не справедливость сама по себе, а честность, которая ведет к справедливости, состоящей в согласии общества на максимизацию минимума, как формулирует Роулз, при перераспределении национального дохода. Это означает: если вы честны и готовы признать, что риски вашего общества могут и вас бросить на дно жизни, согласитесь на то, чтобы минимальная помощь ущемленным слоям была как можно больше. Подобным образом решается практическая проблема социального государства. Об этической стороне такого вывода я уже писала: Роулз призывает хотя бы мысленно разделить судьбу других людей10.

Революционный пересмотр экономической науки продолжается при глобализации, которая создает разнообразные формы капитализмов и мешает рассматривать западный капитализм как единый для всех образец. Проблемы этики капитализма ставят и его критики, и те, которые не сомневаются в ценности капитализма, хотя в условиях глобализации и в ситуации появления стран нового капитализма последний нуждается в иной легитимации: 'Источник нашего несчастья и депрессии, конечно, включает в себя трагическое уменьшение семейной солидарности и других человеческих связей, уменьшение, которое, я думаю, усиливается рыночной экономикой и не делается лучше политическими институтами: Экономические и политические институты нашего времени - продукты утилитарной философии счастья. Но, скорее всего, они привели нас к периоду большего несчастья частично из-за бентамовской философии денег: Семья, работа, финансы, место жительства, уменьшение взаимного доверия, веры в прогресс, потеря уважения к публичным авторитетам переходят в идею недостижимости счастья и глобализации локальных несчастий. И ее предел для западного сознания - разочарование в деньгах, обнаружение, что последние являются причиной не только радости, но и боли. Это ощущение настолько сильно, что появились работы, в которых утверждается, что нужны новые парадигмы в экономике, даже рисуется график зависимости счастья от денег - вначале прямо пропорциональный их росту, а затем сложно петляющий. Словом, давно известная в России формула, что не в деньгах счастье.

Капитализм сегодня в связи с ростом инноваций и высокими технологиями дает новые возможности свободы от природы (вплоть до биотехнологий), а также от традиционных форм жизни. Усиливает возможности свободы от норм, творческие интенции, распространяющиеся на создание новых нетрадиционных образов жизни. В своем предельном продолжении эти тенденции отрицают капитализм, а вместе с ним и любую другую социальную форму существования людей, делают массовое общество в перспективе единственной реальностью и одиночество людей - ее следствием.

Западные и русские ученые, философы, социологи - Зигмунд Бауман, Жан Бодрийяр Джон Несбит, Фрэнсис Фукуяма, Владимир Кутырев, Александр Панарин и другие - бьют тревогу по поводу того, что 'экономика знания' высвобождает людей не только от природы, но и от общества.

53.Социалистическая модель.

Анализируя бытовавшую в советском обществе идеологическую модель трудовой деятельности, трудно удержаться от сопоставления ее с протестантской трудовой этикой, которая, как показал в своей классической работе М.Вебер, сыграла важную роль в становлении капитализма и в том экономическом скачке, который был связан с его возникновением. Подобное сопоставление показывает, что для обеих этических систем был характерен акцент на труде как на чрезвычайно важной сфере человеческой деятельности, и при этом обе этические системы хотя и по-разному, но все же ограничивали мотивацию личного и семейного потребления в качестве достойной основы трудовой деятельности. Мы уже указывали выше на ограничения мотивации личного благосостояния со стороны социалистической идеологии, трактовавшей данную мотивацию как ущербную по сравнению с духовными мотивами и мотивами общественного блага.Таким образом, оказывается, что и социалистическая, и протестантская трудовая этика выполняли функцию побуждения к производственному накоплению, или, по меньшей мере, морально оправдывали подобную экономическую стратегию. Аналогии между этими двумя этическими системами не столь уж неожиданны, если принять во внимание, что обе они были эффективными культурными инструментами процесса модернизации, который, как показал П.Бергер, исторически проявил себя в двух основных вариантах - капиталистическом и социалистическом. Коммунистическая же идеология была обращена к индивиду, лишенному частной собственности и свободы предпринимательства и вынужденному действовать в рамках жестких ограничений.

Цели же, провозглашенные идеологией социалистического общества, касались земного благополучия общественного целого (частью этого целого был и индивид, к которому аппелировала идеология), правда благополучие это, главным образом, локализовалось в отдаленном будущем - в "счастье будущих поколений".

54.Моральный статус корпораций и других оф.организаций.

1. Моральный статус корпораций и других оф.организаций.

2. Моральная ответственность внутри корпораций.

3. Корпоративные кодексы.

4. Корпорации, товары и услуги.

 

Общие обязанности корпораций проистекают из самой природы, как корпорации, так и общества и подразумевают соглашения между ними. Первая обязанность гласит: «не навреди». Это общая обязанность, возлагаемая и на отдельных лиц, и на корпорации. Иногда ее называют «нравственным минимумом», обязательным для любой корпорации. Вред, которого следует избегать, - это, прежде всего, вред, причиняемый людям, коих следует уважать и относиться к ним, как к самоценности. Это всеобъемлющая обязанность, которая распространяется на все направления деятельности корпорации. Она оказывает влияние на характер отношений корпораций со своим персоналом, населением местностей, где размещаются предприятия корпораций, с клиентами, с обществом в целом; она определяет и их позицию в вопросе о защите окружающей среды.

Втораяих общая обязанность проистекает из природы системы свободного предпринимательства, в которой функционирует корпорация. Корпорация зависит от целостности, от гармоничности системы, и, следовательно, на ней лежит моральная обязанность не подрывать свободу и ценности системы. Это также охватывает многие стороны деятельности корпорации – от обязанности не допускать взяточничества до обязанности не участвовать в монополистической практике, ибо оба эти отрицательные явления подрывают систему свободной конкуренции.

Третья общая обязанность корпорации – соблюдать честность в выполнении заключаемых контрактов. Честность соблюдения контрактов очень важна для сохранения жизнеспособности системы. Без соблюдения честности контракты просто не будут заключаться или не будут возобновляться. Нечестные контракты влекут за собой неэффективные и непроизводительные трансакционные издержки, с помощью которых каждая из сторон будет пытаться оградить себя от последствий ожидаемой несправедливости. Альтернатива принудительного навязывания сделки влечёт за собой подрыв долгосрочных сделок, поскольку стороны, считающие себя несправедливо ущемлёнными, принимают все доступные им меры, чтобы противостоять несправедливости или прекратить действие сделки. Честность охватывает широкий круг проблем, от справедливой компенсации ущерба, правдивости рекламы до обеспечения высокого качества предлагаемых товаров или услуг.

Четвёртая общая обязанность состоит в соблюдении свободно заключаемых контрактов. Контракты – это кровеносные сосуды системы свободного предпринимательства. Чтобы функционировать эффективно и производительно, стороны, заключившие контракт, должны иметь возможность рассчитывать на надёжность своих контрагентов, они должны быть уверены в том, что обязательства, предусмотренные в контракте, будут контрагентами соблюдены. Система свободного предпринимательства включает в себя в качестве необходимого компонента законы о принудительном выполнении контрактов. Подобно другим обязанностям данная обязанность очень широка, как широк круг проблем, охватываемый контрактами.

Корпорации представляют собой результат свободных соглашений, хотя большинство их собственников и не знает, что именно делает администрация. Они, эти собственники, покупают акции, заведомо зная, что они не смогут контролировать корпорацию, и твёрдо зная, что они либо получат выгоду, либо понесут потери в зависимости от того, насколько эффективно администрация будет вести дела корпорации. Акционерам известно, что корпорации могут быть предъявлены судебные иски, они знают, что она может получать прибыль или нести убытки, и они в общем плане знают, как это происходит. Акционеры сознательно решают вложить в неё деньги, и они понимают, с чем это связано. Держатели акций корпорации юридически представлены советом директоров, в чью обязанность входит, в числе всего прочего, заботиться об интересах акционеров. Совет директоров осуществляет надзор за деятельностью администрации. Менеджмент имеет своей задачей так организовать деятельность корпорации, чтобы она могла реализовать свою цель, а именно производить и продавать свою продукцию и в результате получать прибыль.

Корпорации отвечают перед своими поставщиками и конкурентами за справедливое обращение с ними. Корпорация имеют дело, как с другими фирмами, так и с широкой публикой. Они могут покупать у других сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия или еще множество необходимых для производства вещей. В своих деловых отношениях - как в поставках других, так и в получении от других товаров и услуг – они обязаны действовать честно. Когда практикуются торги, эти торги должны быть честными для всех их участников.

Корпорация отвечает за свою продукцию перед потребителем. Производимые товары должны обладать достаточной безопасностью. Это означает, что рядовой потребитель может подвергаться при потреблении продукта лишь определенному, в приемлемых пределах, риску, о котором ему, потребителю, заранее известно.

Наконец, корпорация несёт моральную ответственность за свои действия перед широкой публикой или перед обществом в целом. Она в частности морально обязана не причинять вреда тем, на кого её действия оказывают влияние. Такого рода обязанности можно разделить на три группы.

К первой следует отнести обязанность не наносить ущерб среде, в которой она пребывает вместе со своими соседями. Она обязана не загрязнять атмосферу и водные бассейны сверх общественно допустимых норм, она обязана также не допускать шума, превышающего установленные пределы. Она должна избавляться от токсичных и коррозионных отходов таким образом, чтобы не причинять вред людям. Если её производственная деятельность разрушает окружающую среду, она обязана её восстановить и рекультивировать до общественно приемлемого уровня.

Вторая группа обязанностей перед широкой публикой касается безопасных условий обитания для тех, кто проживает на территории, которая подвергается воздействию производственной деятельности корпорации. Компания не вправе подвергать опасности здоровье людей, проживающих вблизи её предприятий, вследствие возможных взрывов и радиации. Некоторые работы связаны с большим риском, и труд людей, сознательно идущих на такой риск, следует оплачивать соответственно. Но завод не имеет право подвергать риску своих соседей, даже отдалённых, без их согласия. Равным образом корпорация несёт ответственность перед широкой публикой за безопасность своей продукции.

К третьей группе обязанностейкорпорации перед населением относятся размещение, открытие и закрытие заводов, особенно в небольших населённых пунктах и в городах с однопрофильным производством. Такого рода действия сказываются не только на корпорации и её рабочих, но также и на населённых пунктах, где расположены её заводы. Открытие завода или его закрытие может оказать положительное или отрицательное влияние на населённый пункт. В таких случаях корпорация должна взвесить с моральных позиций последствия своих действий для местного населения. Это не значит, что с точки зрения морали никогда нельзя закрывать или строить заводы. Как при введении в строй, так и при закрытии завода корпорация должна свести к минимуму связанный с этим ущерб для населения, а для достижения этой цели ей необходимо рассмотреть ряд возможных программ.

58.В. Сигнализаторство и его виды

Сигнализаторство – это в самом общем виде, сообщение соответствующему лицу о предосудительных действиях других лиц.

Сообщающий человек полагает, что за его сообщением последует расследование, проблема будет решена и нарушитель понесет наказание.

Сигнализаторство бывает:

- внутренним, если оно адресуется лицу внутри организации

- внешним, если адресуется кому-либо за пределами организации. (Правительственные органы, общественные организации, средства массовой информации и т.д.)

- личным, когда вред нанесен самому сигнализатору (начисление денег в неполном объеме, сексуальное домогательство)

- безличным, когда речь идет о причинении вреда другим.

Иногда под сигнализаторством понимается организуемая государственными служащими утечка сведений в средства массовой информации. Можно обозначить эти виды разглашения сведений сигнализаторством из правительственных ведомств.

Такого рода сигнализаторство отличается от сигнализаторства в частном секторе, которое представляет собой сигналы наемных работников о действиях их работодателей.

Поскольку последствия для сигнализатора часто оказываются столь губительными, он не должен действовать необдуманно. К тому же в некоторых случаях сигнализаторство может быть оправдано морально, но не являться при этом морально обязательным.

59. Правдивость и реклама, манипуляция и принуждение, патернализм и реклама.

Важнейшая функция рекламы — содействовать продаже товаров. Но это не единственная ее цель, да и не достигается она лишь одним только предоставлением информации. Реклама может также просвещать население или формировать общественное мнение.

Когда реклама правдива — она морально дозволена; когда она фальшива — она аморальна.Ложь заключается в том, что я говорю то, что я сам считаю неверным и чему, как я полагаю, другой поверит, хотя в действительности я лгу.

Если реклама содержит фальшивое утверждение, о котором рекламодатель или автор рекламы знает, что оно фальшиво, и в котором он преследует цель ввести в заблуждение, дезинформировать или обмануть потенциальных клиентов, в этом случае данная реклама аморальна.

Общие правила, касающиеся правдивости рекламы, можно суммировать следующим образом: аморально в рекламных публикациях лгать, вводить в заблуждение и обманывать; аморально не сообщать в них об опасностях, которые люди обычно не предвидят; не является безнравственным применять метафоры и образную речь, если нормальные люди станут их воспринимать именно в качестве образных выражений; не аморально также убеждать людей и информировать их.

Манипуляция и принуждение явно представляют собой аморальные приемы. Они безнравственны и в бизнесе, и в рекламе.Принуждение предполагает насилие или угрозу насилием — либо физическим, либо психологическим. Манипуляция не употребляет силу, она подразумевает навязывание человеку своей воли путем надувательства или путем применения хитрых, нечестных, коварных средств (Когда информация включается между кадрами при низком пороге сознательного восприятия, мы осознанно не усваиваем информацию; реклама, рассчитанная на детей дошкольного возраста).

ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. patemitas — отцовство) — система, принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье.

Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов действует в интересах населения, когда по закону требует, чтобы на упаковках пищевых товаров печатались перечень ингредиентов этих товаров и их количественная доля по нисходящей.

рассмотреть еще одно критическое соображение относительно рекламы. Некоторые утверждают, что реклама создает у людей ложные потребности.(электрические зубные щетки)

60. Интеллектуальная собственность, промышленный шпионаж

Интеллектуальная собственность — это продукты творческой деятельности в производственной, научной, литературной, художественной областях, носящие нематериальный характер. Вместе с тем, интеллектуальная собственность воплощается в определенные материальные объекты или сопровождает их, присутствует как компонент качества, цены товара. С этой точки зрения она сама становится разновидностью товара.

Однако в отличие от товара как материальной вещи, интеллектуальная собственность сама по себе в состоянии приносить прибыль её владельцам, только если обеспечена специальной правовой охраной со стороны государства.

К объектам права интеллектуальной собственности относятся: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, программы для ЭВМ, «ноу-хау», торговые секреты, авторские и смежные права и др.

Во внутригосударственных правовых системах отношения по созданию и использованию интеллектуальной собственности регулируются нормами авторского права, патентного права и другими институтами гражданского и торгового права.

Промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность.

промышленный шпионаж также в большой мере зависит от публичных источников информации. Она складывается на основе тщательного отбора, систематизации и анализа данных, появляющихся в публикуемых статьях, докладах, интервью, торговой рекламе.

Второй, наиболее эффективный способ получения разведывательной информации о производственных секретах компаний, — это получение ее от сотрудников компаний.Явно безнравственными являются агрессивные и тайные методы прослушивания телефонов, проникновения в компьютерные системы и прямая кража секретов.

61. Компьютерная преступность.

Под компьютерными преступлениями понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

Непосредственный объект – общественные отношения в сфере компьютерной информации.

Виды преступлений:

1) неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).

Предмет преступления – охраняемая законом компьютерная информация, которая находится на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

Объективная сторона – неправомерный доступ к указанной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Незаконный доступ означает, что у лица, осуществляющего сбор, обработку, поиск и т. п., нет права на осуществление такой деятельности. Способы совершения могут быть различными – использование чужого пароля, кода, чужого имени, хищение носителей информации и т. п.

Уничтожение информации – удаление ее полностью или частично из ЭВМ, с материальных носителей.

Блокирование информации – совершение действий, в результате которых возникает невозможность дальнейшего использования компьютерной информации.

Модификация – это любые изменения компьютерной информации, за исключением изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования ЭВМ, программ для ЭВМ или баз данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Копирование – воспроизведение информации на другом материальном носителе при сохранении неизмененной первоначальной информации.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления по ч. 1 – общий, а по ч. 2 – может быть как общим, так и специальным (если деяние совершается лицом с использованием своего служебного положения или лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети);

2) создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ).

Объективная сторона заключается в следующих альтернативных действиях:

– создание программ для ЭВМ, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

– внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

– использование таких программ или машинных носителей с такими программами;

– распространение таких программ или машинных носителей с такими программами. Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления – общий;

3) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

Объективная сторона выражается в нарушении правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшем уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, при условии, что это деяние причинило существенный вред.

Субъективная сторона – вина в форме умысла или неосторожности. Субъект преступления – лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

62. Права рабочих: занятость, заработная плата и профсоюзы.

Занятость – это участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и пожилыми людьми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, т.е. вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знанием и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. (ст. 129 ТК России) Заработная плата — денежная компенсация , которую работник получает в обмен на свою рабочую силу.

Виды заработной платы[править | править код]

Номинальная — количество денег в номинальном размере, которое получает работник в виде вознаграждения за труд.

Реальная — это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата — это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

Функции заработной платы

Мотивационная

человек осознаёт свои потребности;

выбирает наилучший способ получения определённого вознаграждения;

принимает решение о реализации этого способа;

осуществляет действия по реализации, то есть трудится (здесь задача предприятия: создать наилучшие условия и стимулы для высокой результативности этого действия);

получение вознаграждения;

удовлетворение своей потребности.

Воспроизводственная

уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство;

обеспечивает длительную трудоспособность;

обеспечение семьи;

обеспечение роста профессионального и культурного образовательного уровня.

обеспечение трудоспособности работников той или иной компании.

Стимулирующая

Стимулирующая функция оплаты труда важна с позиций руководства фирмой: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу заработной платы, ведёт к ослаблению стимулирующей функции заработной платы, к превращению её в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека.

Статусная

Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под «статусом» подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус — это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали.

Регулирующая

Воздействует на отношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование коллектива, обеспечение его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции — дифференциация в оплате труда по группам работников.

Производственно-долевая

Определяет меру участия каждого работника в совокупных затратах на производство.

63. Права персонала фирмы.

Работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

64. Личная жизнь, детекторы лжи и наркотики.

Работники имеют нравственное право на тайную личную жизнь. Они работают на предпринимателя определенную часть дня, а остальное время принадлежит не компании, а лично им самим. Им должно быть дозволено делать в свое свободное время все, что они желают, без вмешательства со стороны компании. Когда их нанимают, они вовсе не передают права на свою частную жизнь; их частная жизнь не прекращается, когда они вступают на территорию корпорации. Некоторые стороны их жизни не влияют на их способность выполнять служебные обязанности. Следовательно, корпорации не имеют права ни интересоваться этими сторонами их жизни, ни накапливать соответствующую информацию в личных досье. Работники имеют право знать, как оценивается их труд; они имеют право знакомиться с любой другой информацией о них,

содержащейся в их личных досье; они имеют также право на опровержение такой информации, если сочтут ее недостоверной. Работники, у которых есть персональный шкаф или рабочий стол, имеют право на то, чтобы их не обыскивали без достаточной причины и чтобы, если это связано с работой, такой обыск производился только уполномоченными на то лицами. Условия конфиденциальности персональных шкафов и рабочих столов должны быть четкими, и о них следует ставить в известность работников.

Три проблемы, касающиеся личной жизни работников, породили острые споры: это испытания на детекторе лжи, тесты на наркоманию и тесты на СПИД.

Тестирование на детекторе лжи нарушает право претендента на личные секреты. Во-первых, оно может нарушить это право, когда испытуемому задают вопросы, которые фирма не вправе задавать. Чтобы добраться до основы физиологических реакций, испытующий задает испытуемому ряд вроде бы безобидных вопросов, например об имени, о дате рождения, где учился и т. п. На этом фоне можно уже проверять реакцию на вопросы о том, не воровал ли испытуемый у прежнего работодателя, не совершал ли в юности краж в магазинах.

Во-вторых, круг задаваемых вопросов иногда распространяется на такие сведения, которые предприниматель хотел бы получить, но на которые он не имеет права, скажем на сведения о сексуальных предпочтениях человека, о его религиозных убеждениях, о его политических связях, о домашних обстоятельствах, о склонностях к алкоголю.

Третье возражение против этой практики заключается в том, что у осуществляющих такое тестирование нет гарантий, что результаты теста не будут преданы огласке.

На опасных работах тестирование на наркотики является единственным способом гарантировать, что люди способны надлежащим образом выполнять свои обязанности. Большинство людей не пожелало бы летать на самолете или ехать в автобусе, управляемом наркоманом. Тестирование до найма на работу — это один из способов с самого начала выявить лиц, потребляющих наркотики, хотя изложенные выше условия для этого сохраняют свою силу. Для большинства видов работ тестирование на наркоманию до найма недостаточно оправданно, так как при этом имеет место попытка выявить информацию о человеке, который еще не связан с данной работой, а также информацию, вообще не связанную с данной работой. В этом смысле подобное тестирование представляет собой нарушение права человека на тайну личной жизни, и, чтобы обойти это право, необходимо наличие какого-то другого права.

Если тестирование морально оправданно, то его причины должны быть достаточно вескими, чтобы превысить право работников на тайну личной жизни.

Когда неудовлетворительное выполнение служебных обязанностей дает основание подозревать, что это вызвано вредным влиянием наркотиков (включая и алкогольное опьянение), работников подвергают тестам. Если тесты дают положительный результат, работникам предлагают лечение, содействие, рекомендации. Часто их предупреждают, что в случае отказа от лечения или повторения приема наркотиков после проведенного лечения они будут уволены. Тем не менее отказ подвергнуться тестированию не означает, что работник автоматически подлежит увольнению. Причиной для этого должно быть

только неудовлетворительное выполнение служебных обязанностей. Само по себе подозрение в приеме наркотиков не служит надлежащей причиной для увольнения.

65. Обязанности работников, лояльность и повиновение работников.

Перечень обязанностей работника отчасти зависит от характера работы или занимаемого поста, но можно выделить ряд общих обязанностей, которые относятся ко всем работникам.

Как и во всех других случаях, люди на работе должны следовать закону морали и юридически обязаны подчиняться гражданским законам. Поэтому они не должны красть имущество своих компаний, даже мелкое — вроде марок, карандашей, бумаги или других предметов. Если они считают, что оплата их труда занижена, они должны поставить об этом в известность, добиваться более высокой оплаты труда или искать себе другое место. Они не имеют права восполнять оплату труда путем присвоения вещей, принадлежащих компании.

Работники обязаны не лгать, не распространять ложную информацию, не приставать с сексуальными домогательствами к другим работникам и не нервировать их и не оскорблять иными способами. Они обязаны обращаться с коллегами по работе — будь то начальники или подчиненные — с уважением.

Они обязаны также выполнять условия заключенного договора. Если они наняты на восьмичасовой рабочий день, они должны работать все восемь часов. Они должны выполнять свою работу добросовестно и соблюдать условия договора.

Иногда обязанности работников сформулированы в договорах и должностных инструкциях. Последние часто носят размытый характер, и точно, что именно обязан делать человек на конкретном посту, в них не оговорено. Работники обязаны выполнять свою работу аккуратно; они не обязаны побивать рекорды, работать сверхурочно или выполнять задания, не соответствующие их должности. Однако, с другой стороны, не существует моральных возражений против того, чтобы они делали больше того, что положено.

Кроме того, работники обязаны считаться с интересами фирмы, в которой они работают.

Когда работник дает согласие на занятие определенного рабочего места, он тем самым дает согласие выполнять то, что требует данное рабочее место, включая распоряжения вышестоящих. При этом подходе повиновение выступает в качестве некоего карт-бланша, заполняемого предпринимателем.

Хотя повиновение может быть морально оправданно, для него существуют явные ограничения. Никто не может быть морально обязан делать то, что аморально. То есть работник может не выполнять распоряжения руководителя, противоречащие законам или морали( например, финансовые махинации).

Лояльность — это также качество, на которое многие фирмы рассчитывают и которого требуют. Работник такой компании не только отдает ей необходимое время и

энергию. Работник — часть предприятия, член команды, от него ожидают проявления лояльности к компании в самых разных формах.

От работников можно требовать повиновения только в том случае, когда распоряжения связаны с работой и когда они не являются противозаконными или аморальными. Фирмы могут хотеть, чтобы их работники были к ней лояльны, но лояльности нельзя требовать. Ее можно создавать, поощрять и, в конце концов, заслужить.

66. Дискриминация.

Термин «дискриминация» обычно употребляется по отношению к найму работников в осуждающем смысле. Но существует также и морально нейтральный смысл этого термина. Мы делаем различие (т. е. дискриминируем) между вещами, которые нам желательны, и вещами, которые мы иметь не хотим. Например, когда определенная должность требует умения печатать на машинке, это требование служит основанием для предпочтения человека, умеющего это делать, и для дискриминации по отношению к человеку неумеющему.

Морально непозволительно при определении различий между людьми в связи с проблемой найма их на работу применять неправильные критерии. Неправильные критерии на рынке рабочей силы — это критерии, не относящиеся к работе(по признаку расы, цвета кожи, пола, религиозной принадлежности или национального происхождения). Дискриминация на рынке труда означает дискриминацию в ее унизительном значении.

Черные были главной группой людей, в отношении которой систематически практиковалась дискриминация в течение долгого периода. Другая группа, в отношении которой практиковалась дискриминация в сфере наемного труда, — это женщины. В разные периоды дискриминации подвергались члены религиозных сект, включая евреев, католиков и мормонов. Дискриминация несправедлива и причиняет вред тем, против кого она применяется.

67. Кодексы профессиональной этики.

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.

Кодекс этики профессионального поведения существует главным образом для профессий, имеющих особую ответственность перед обществом: государственных служащих, судей, врачей, профессиональных бухгалтеров, аудиторов.

Основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.

Наличие кодексов профессиональной этики — это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

68. Профессиональная этика.

Регулировать нравственные отношения людей в трудовой деятельности призвана профессиональная мораль. Она рождается в рамках конкретной деятельности, образуя одну из сторон этой деятельности. Ее функция - обес-печить такое поведение членов профессиональной группы, при котором дан-ная деятельность приносит наилучшие результаты, оправдывая свое общест-венное предназначение. Поэтому профессиональная мораль непосредственно включена в технологический процесс деятельности каждого члена трудовой группы, ориентируя его личностные устремления на выработанные стандарты поведения.

Профессиональная этика – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу своей профессии и в конечном счете к обществу в целом.

Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:

Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия мо-ральным нормам. Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.

Организационная – служит улучшению организации деятельности со-трудников и партнеров.

Управляющая – является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.

Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.

Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.

Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.

Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.

Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.

Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.

Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профес-сиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.

Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.

Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.

Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.

Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.

Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.

Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.

Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

69. ТНК и этика.

транснациональные корпорации — это корпорации, широко распространяющие свою деятельность более чем в одной стране, обычно через посредство филиалов и дочерних фирм, занимающихся производством, маркетингом или и тем и другим.

Критики ТНК громогласно твердят, что они действуют для достижения собственной выгоды и в собственных интересах, а на их деятельность не распространяются никакие моральные или юридические ограничения.

На международном уровне не существует эффективного способа препятствовать фирмам образовывать картели и контролировать уровень цен и объем производства.

Вот три общих, самых существенных обвинения: (1) ТНК действуют аморально в менее развитых странах, эксплуатируя их рабочих, эксплуатируя их природные ресурсы и извлекая непомерные прибыли; (2) ТНК ведут нечестную конкуренцию в развивающихся странах, в ущерб странам пребывания; и (3) ТНК служат важнейшей причиной обнищания развивающихся стран и происходящих там волнений. Каждое из этих обвинений имеет под собой основания и фактически и исторически.

70. Глобальные проблемы.

Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации:

1. предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов;

2. преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;

3. прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах;

4. предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами;

5. предотвращение непосредственных и отдалённых последствий научно-технической революции.

Некоторые исследователи включают в число глобальных проблем современности также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т.д.

Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов для своего разрешения.

Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но и духовно. Смысл современности экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природопреобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!