Дружинник князя Ярослава в Новгороде Лерг отправляется с набегом на чужую северную территорию, на поле брани, битва с рыцарем. Русь, XI в. (8 сессий). 23 страница



       - Ты почему не в поле?

       - Лошадь ногу подшибла.

       - Не смей моего брать, - я.

       - Твой дастся, - старик. - Поди воды принеси.

       Тот нехотя берет ведро, выходит. Смотрю за угол печки: в куче кольчужка лежит, меч. Ноги уже чувствуют. Подхожу. Меч мой в футляре, я его достаю. Почти весь целый, в мелких царапинах. Улыбаюсь немножко злорадно, главная радость, что меч цел. Великолепный меч, изящный, красивый. Беру шлем, пояском рисуночек. Шлем мой, слева в шлеме промятина. Посмотрел на шлем, потом на старика, взгляд туда-сюда. Порвана внутри шлема подкладка. Пощупал голову. Аккуратно положил его. Кольчужка с пластинами, нагрудные пластины раскурочены.

       - Да, пропала кольчужечка.

       Дешевле новую будет взять, чем с этой возиться, восстанавливать, к Т0Му же будет надежнее. Смотрю одежду, она вся в ови дырявая. Сапоги, один слева залеплен кровью, а я как помню, там ударов не было.

       - Дай мне кольчугу.

       Я приношу ее старику. Он смотрит на нее, на меня. Бросает ее мне, я ловлю.

       - Да, пропала вещь.

       - Да, это точно. Мы сели, посидели.

       - Мне пора в поле.

       - Я могу помочь. Усмехается: "Ради тебя, сиди".

       Я возмущен, потом подумал, ладно.

       Сижу за столом, думаю об этом товарище, где же его найти.

       - Такое свинство. Это просто обязательно, без этого нельзя, я должен его найти, переиграть. Он довольно честно надавал мне по шее, правда, он применял все-таки изощренные манипуляции. Допустимо все. Да, допустимо размахивание этой штукой, а как, не важно.

       Свист. Я выхожу из избушки. Стоит повозка. Всадник, который свистит, один из моих постоянных. Лошадь заставляет танцевать. Подхожу.

       - Как ты?                                                                          .

       - Отлично.

       - Вот, за тобой прислали.

       - Ну и хорошо.

       Залажу в эту повозку. Одежда на мне не шикарная, но ничего. Со стариком раньше попрощался. Альта еще в избе, она собирается. Выбегает - веселая, очень энергичная. Периодически мне это нравится, а иногда кажется, слишком. Залазит в повозку.

       - Пошел.

       Едем в город в мой дом. Земли моей не очень много. На юге - там много дарим. Там не свое, поэтому можно было да-рить. Князюшка дарует всякие милости. Он отсюда, кстати, перебрался в Киев. Сейчас старшего нет в городе.

       Приезжаем в город. Тут много народа. Родных здесь нет, они живут отдельно. Прислуга. Удивился, что такое паломничество в гости.

       - Рады... А то пропал, ни слуху ни духу почти два месяца.

       Кто-то обнимает. Народа выше крыши: просто знакомые подчиненные, начальство.

       Ее отвел в отдельную комнату. Переоделся, не "мог же появиться на публике в таком виде. Ближе к вечеру, уже часов пять-шесть. Столы к встрече не накрыты. Они до этого сидели кто о чем судачил. Толпятся. Я стал всех разгонять, кого по соседям разместили, кого по комнатам. Рад, что вернулся, что не один вернулся. Еще бы, домой! Все такое старенькое, хорошее. Дом такой старый, но крепкий.

 

       Высказывания пациента в сессии и после, моменты осознания:

       Преклир - школьник. Очень любит этот период истории. Вспоминает, что часто со своим другом сочинял разные красивые истории, а как-то года два назад, когда придумал одну из таких историй, выбрал для героя имя Лерг как самое красивое.

       "Черный цвет плаща у того рыцаря некрасивый, неприятный оттенок, я такой не люблю".

 

       Заметки одитора:

       На данный случай вышли с проблемы преклира: он был неусидчив, не мог выполнять уроки, долго находясь в одной позе за столом, должен был периодически вставать и разминаться, испытывал ощущения, что тело затекает. Узнал это состояние затекшего тела в сцене, когда находится в лежачем положении после схватки с рыцарем и ни рукой, ни ногой пошевелить не может. После проработки данного материала острота состояния прошла, стало легче находиться в статичной позе. Год назад успешно окончил школу и поступил в высшее учебное заведение, хорошо учится.

       Преклир очень ярко проявлял себя в сессии как личность того времени. Аргументировал свое поведение там психологическим состоянием несовременного человека. Отметил такую деталь в поведении: "Никогда за собой не замечал, а тут крещусь".

       Любит очень старые вещи, всегда возражает, когда мама собирается выкинуть что-то изношенное. В случае привязанность к старым вещам четко прослеживается.

 

       Заметки историка:

       Дружинник Лерг служил, вероятнее всего, князю Ярославу (1019-1037), впоследствии нареченному Мудрым, сыну Владимира I, крестившего Русь. Ярослав действительно при жизни отца княжил в Новгороде, а после его смерти стал киевским князем, на что имеются указания в материалах сессии. Православие, только что принятое Русью, не успело еще в то время пустить глубоких корней, и именно потому герои все еще но-

       сЯТ языческие, с заметным скандинавским влиянием (север Руси) имена: Лерг, Альта.

       Быт, одежда и вооружение средневекового русского дружинника описаны в целом довольно точно. Не случайно особое внимание среди предметов снаряжения уделено плащу: широкий цветной плащ из прочной дорогой материи - "корзно"-являлся своего рода знаком принадлежности его хозяина к воинскому "благородному" сословию. Он же служил в походах одеялом, на торжествах - парадной одеждой и становился саваном погибшему дружиннику. Очень достоверна также сцена раздачи князем богатств, достояния и почестей дружине за службу - так называемого кормления.

       Поход, предпринятый Лергом и несколькими его товарищами, направлен скорее всего против "чуди"- финских племен, так как они действительно были в то время одним из самых неразвитых народов в прибалтийском регионе. Возможный вариант с литовцами, или "жмудью" (латышами), отпадает: они были отличными воинами.

       В эпизоде с набегом пруссов (воинственного славянского племени, проживавшего на территории Восточной Прибалтики и впоследствии истребленного тевтонами) отлично воспроизведена излюбленная тактика русских дружин раннего средневековья - внезапная атака в конном строю с охватом неприятеля сразу с разных сторон. Конечно, легковооруженные пруссы не могли устоять против натиска кольчужной русской конницы... В бою Лерг ведет несколько сотен бойцов, что свидетельствует о его принадлежности к "старшей" дружине - набиравшей в XI в. немалую силу служилой знати, богатством и положением выделявшейся среди простых дружинников. Тут следует заметить, что Лерг получает от князя кормление и землей и деньгами (то есть он не беден), содержит собственных слуг и на равных общается с боярином и воеводой (то есть он влиятелен).

       "Черный рыцарь", победивший Лерга и его товарища, несомненно западноевропейского происхождения. Вероятно, это германский воитель, пустившийся на Восток бороться с язычниками и русскими еретиками в преддверии намечавшихся крестовых походов. Такими, как он, был в конце XII в. основан в Прибалтике Тевтонский орден.

 

Мужчина в горах скрывается от преследователей. Фран- ; дня, 1905 г. (1 сессия).                                                                 :

       Мужчина в горах от кого-то спасается, убегает. В оборванной одежде. Должен перейти какой-то перевал. Скалы, куда-то лезет, подскользнулся, затылком ударяется о камень. Голова болит после удара, но нельзя отлеживаться, надо идти дальше.

       - Надо спешить, пока они не пронюхали. О черт, угораздило стукнуться, как голова болит. Холодное что-нибудь приложить что ли. Нет, совсем замерзнешь. Не знаю, что делать, так холодно. Нет, надо идти дальше. Здесь должно быть недалеко. Дальше не знаю.

       Видит то место, куда шел. Знает, что те уже не догонят, что спасен.

       - Все, я пришел, я нашел. Теперь я уже в безопасности, можно вздохнуть свободно. Головная боль связана с этим напряжением от опасности. Чувство безопасности дает расслабление, снимается боль.                                                                  :

       Там внизу хутор в лощине, там спасение, там накормят. Домик, около него постройки. Знает, что там его укроют. Находит каменистую тропинку. Там уже трава начинается, и не так холодно. Опираясь обеими руками на палку, из-за изгороди смотрит старик с большой белой бородой. На нем белая баранья шапка, он в жилете, в мокасинах. Сухощавый, крепкий, живой. Ощущение от него как от отца, защитника. Преклир машет ему, а тот молча смотрит. Они не знают друг друга, но преклир знает, что именно к нему отправился. Старик молча открывает дверь. Дом небольшой, темный. Из камней сложен очаг. Преклир садится на большую деревянную лавку у очага. Старик режет лепешку, наливает кипяток из котелка в деревянную миску. Чувство голода не испытывает. Ест. Душа расплавляется, тает. Дед надежный, он свой, он - друг, он "как мое второе "Я", как мой тыл". Становится тепло, приятное растворение, умиротворение. Голова же становится тяжелой, распухшей, потом тяжесть уходит. Размаривает, хочется спать. ; Старик показывает на лавку, покрытую домотканым ковриком. Преклир ложится на скамью, на которой ему лежать очень приятно, приятно, что лежит на твердом. Остаток тяжести в голове уходит в эту скамью.

 

       Высказывания пациента в сессии и после, моменты осознания:

       В конце сессии: "Место мира и покоя нашла в этих горах". У преклира всегда спазмы в голове возникают, когда холодно или когда эмоциональное напряжение, состояние очень похоже на ощущения в сессии.

 

 6. Зизи (Сюзанна), 8 лет, падает с пони, Франция, начало Х% в. (1 сессия).

       Я - восьмилетняя девочка. Длинные светлые волосы ниже лопаток, в волосах большой белый бант, больше для украше-ция. На мне широкое белое летнее платьице по колено, с широким поясом, гольфики белые, башмачки типа сандалий. У меня есть еще старшая сестра, которая живет в семье, и еще братья и сестры, живущие отдельно. Я самая младшая в семье. Папа пост высокий занимает, у него предприятие, с акциями что-то связано, с драгоценными металлами. В доме много людей бывает. Особенно мною не занимаются. Родители часто бывают в отъездах, много путешествуют. Свободное воспитание, недавящая атмосфера. На протяжении всего этого периода чувство хорошее, беззаботное, радостное. Всех люблю, но ни к кому особо не привязана.

       Четырехэтажный желто-белый усадебный дом с полуколоннами кажется очень большим. К нему ведет высокая широкая лестница - ряд ступеней, уступка, ряд ступеней, еще уступка. У входа лакеи в красных ливреях и в париках. В доме пол где-то паркетный, где-то плиты. Напротив двухэтажный дом красного кирпича для прислуги. Лето. Очень ухоженный большой парк вокруг, лужайка перед домом. Очень яркая зеленая трава и кусты. Есть озеро. Вдалеке по поляне гуляют люди. Богато все. Кожаная закрытая темно-коричневая коляска подъезжает к дому. Красивые ухоженные гнедые лошади. В семье есть и коляски, и машины.

       Семья за завтраком. Сидим за большим квадратным столом. На столе посуды мало, высокие бокалы, сыр.

       Мать попросила оседлать пони для меня. Только позавтракали, еще сидим за столом. Лакей докладывает: "Лошадь готова, мадам". Мама кивает, разрешая идти. Я выражаю нетерпение.

       - Спасибо, мамочка.

       Выскакиваю из-за стола. Мне не до завтрака, бегу на ули-ДУ, лакеи открывают дверь, сбегаю по лестнице. Гувернантка не успевает за мной. Вижу пони, которого держит конюх. Конюх, рыжеволосый, с усами и бакенбардами, одет в светлый пиджак и клетчатые штаны из плотного материала, перчатки, он без головного убора. Держит очень милого светлого пони со светлой же гривой, аккуратно расчесанной. Смотрю на пони, Для меня он как настоящая лошадь, для конюха не выше пояса.

       - Милый; послушный, ласковый пони, такой хороший.

       Конюх подводит ко мне пони, подставляет для ножки руки, и я быстро, по-мужски вскакиваю в седло, это дело привычное. Пони очень хорошо выезжен специально для меня Сбруя под меня подогнана, стремена, уздечка тоже. Нет привычки погладить пони или угостить сахаром. Я его разворачиваю, сразу разгоняю рысью, галопом и быстро еду. Восторг чувство радости. Заставляю пятками пони бежать, хотя понукать его не требуется, он сам бежит. Долго учили ездить, но не разрешали прыгать через препятствия. Воспользовалась моментом и решила прыгнуть, пока нет гувернантки, а то та не разрешит.

       Погнала пони на специально построенный барьер - палка между кустами. Он идет хорошо на препятствие, прыгает, но я падаю на правую сторону. Земля резко приближается. Сильный удар головой и спиной. Состояние оглушенности, головокружение, болит правое ухо и правая часть головы. Видимо, на недолгое время потеряла сознание, подташнивает. Запах травы. Вставать не хочется, продолжаю лежать, зная, что меня поднимут.

       Пони не убегает, стоит рядом, послушный, хороший. От дома бежит гувернантка. Разговор с конюхом вежливый, все как бы понятно. Все очень официально. В окружении вообще,, нет теплых отношений.

       - Она упала.

       - Но как это произошло, кто допустил? - встревоженный голос гувернантки. - Смотреть надо было.

       Конюх и гувернантка подходят ко мне сначала обеспокоенные, но сразу успокаиваются, когда видят, что я жива. Конюх держит пони, гувернантка наклоняется, приседая.

       - Зизи, где больно? Показываю на голову: "Вот здесь".

       - Осторожнее надо было.

       Голова сильно болит, но не жалуюсь, не плачу, так как боюсь, что больше не дадут покататься. Гувернантка поднимает, ставит на ноги, отряхивает.

       - Пошли в дом.

       - Я не хочу.

       - Потом покатаешься.

       Я пытаюсь сопротивляться, но знаю, что это бесполезно. Обидно, что так хотела покататься, и вот сегодня не дадут больше. Знаю, что в любой момент, когда хочу, могу покататься. Хочется остаться на лужайке. Оборачиваюсь, смотрю на пони, который стоит сиротливо. Жалко. Вижу черную большую машину с открытым верхом, большим бампером, "Роге!" напи-

       но на ней. Несмотря на то, что было сотрясение мозга, все

       равно

       беззаботное состояние

       Гувернантка за руку ведет через лужайку по траве к дому. Поднимаемся на второй этаж в мою комнату. Гувернантка -высокая женщина в светлом узком закрытом платье до пят, за-боанном складками, с бантом сзади на поясе. Темно-каштановые волосы собраны в пучок. Воспитанная, в меру строгая ко мне. У меня отношение к ней как к предмету, как к обслуживающему персоналу.

       Вижу кусок комнаты, освещенный солнцем. Комната большая, но вытянутая. Высокое окно, на нем тяжелые розовые занавески. Вид из окна на парк. Все убрано. Мебель аккуратная, красивая. Столик круглый, маленький, на трех ножках в углу у окна, стульев много, изящные, один из них маленький, детский. Большая кукла, у нее фарфоровые ручки, ножки, голова. Платьице у куклы похоже на мое, но только длиннее и с воланами. На стене три похожие гравюры с изображением пейзажей парков, водопада. Кровать высокая из-за лежащих на ней нескольких матрасов, узкая, деревянная, накрытая покрывалом с оборкой, стоит у стены, ближе к входу.

       Гувернантка укладывает в постельку не раздевая, снимает только туфли. Приложила лед в тряпочке. Грамотно себя ведет.

       Постельное белье мягкое, чистое. Ткань не знакомая - тонкая и тяжелая. Бахрома и по одеялу, и по подушке.

       Я притворяюсь сначала, что заснула, потом на самом деле засыпаю. Слышу голоса сквозь сон.

       - Доктор пришел.

- Тише, она спит.

 

       Высказывания пациента в сессии и после, моменты осознания:

       С детства обожаю лошадей, люблю на них ездить, но всегда испытывала страх при галопе и никогда не прыгала через препятствия, потому что испытывала страх. Если лошадь сама прыгала, то я тут же падала. В детстве я увидела фильм, в котором девочка упала с пони и разбилась насмерть. Этот фрагмент поразил меня, врезался в память на всю жизнь. Я была потрясена до глубины души, теперь я понимаю, почему.

       В подростковом возрасте мне иногда говорили, что я похожа на француженку, мне это очень нравилось. Я очень люблю звучание французского языка. Думаю, что это была самая красивая и приятная жизнь из всех, мною увиденных. Я даже на-РИсовала картину по этому сюжету, постаралась изобразить все

       детали. Особенно мне понравилась машина. Интересно, что н ней был значок "Форда" без кружка. Позже узнала, что на первых моделях он таким и был.

       Мой диапазон восприятия жизни значительно расширился краски стали ярче и вокруг, и в живописи. Я стала получать больше удовольствия от жизни, наслаждаться ею. Самооценка и самосознание себя как личности возросли. Желание попасть во Францию из смутного стало явным, я туда обязательно съезжу. Жизнь прекрасна и сейчас и тогда!

 

       Заметки одитора:

       Преклир написала картину с очаровательной девочкой по этому сюжету и выставлялась в выставочном зале на Кузнецком мосту. Я была очень взволнована этим событием и обратила внимание, что картина привлекала внимание зрителей, они долго оставались около нее. В изображенном чувствуется глубина, искренность, реальность и поэтичность. Картина вызывает очень приятные ощущения.

 

       7. Джакомо, 19 лет, получает травму на темной улице города Турина. Италия, 1827 г. (1 сессия).

       Окраина небольшого города, Джакомо пришел в него с гор. Темная ночь, довольно теплая. Спешит к какому-то человеку. Чувствует опасность. Дома маленькие, улочки узкие. На улицах совершенно темно. Один, вокруг никого нет. Он - худенький юноша 19 лет, одет в кожаные штаны до колен, широковатые, засаленные, клетчатую рубаху и кожаную жилетку. На ногах башмаки типа мокасин с веревками. Под штанами что-то холщовое в облипку.

       Быстро, почти бегом, идет вверх по улице с уклоном. Слева на этой улице одноэтажные дома с закрытыми ставнями, потом двухэтажные, а справа высокая стена метра три, как подпорная - для откоса. Над стеной растительность из переплетенных кустов. Не успевает свернуть за угол, чувствует, как сзади в спину бьет что-то твердое. Очень сильная тупая боль в области левой лопатки и плеча. Это^ видимо, булыжник, запущенный со стены. Слышит звук катящегося камня по булыжной мостовой. Хочет оглянуться, но не может, так как упал навзничь. Некоторое время лежит неподвижно от неожиданности и из-за инстинкта самосохранения. Замирает, ждет, не будет ли продолжения, даже дыхание спирает. Холодная булыжная мостовая. Понимает, что из-за угла никто не вышел, осознает, что не было выстрела, потому что они боятся шума, в городе тихо. В уме все время крутится "Гарибальди". Злость.

       - А черт, выследили, сволочи. Пока они не пришли проверить, убили ли, надо срочно отсюда убираться.

       Собирается в кучку, пробует встать, но понимает, что его почему-то не слушаются ноги. Видит, что ноги на месте, трогает их руками, но не чувствует их. На локтях пытается ползти. Ползти неудобно по булыжной мостовой, подползает к стене и пробует сесть. Видимо, получил сотрясение, был какое-то время без сознания, голова чугунная. От слабости раскачивает голову: шея тоненькая, а голова тяжелая.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!